Где ещё родители ощущают себя философами, если не на детских площадках? Часто мысли витают далеко от событий мира малышей, причём чем более явно детскими являются «фоновые» забавы, тем «взрослее» и глобальнее мысли. Мысли эти могут быть на фоне радости и непосредственности чад - даже печальны, но применительно к самим размышляющим как носителям возраста, «груза лет»... Детская площадка это, наверное, самое ощутимое место и связи и одновременно разрыва, в общем - зримости диалектического «рельефа» поколений. Здесь даже молодые родители ощущают себя старше и умнее, чем выглядят и являются.
В этот раз я не витал вдалеке, я наблюдал, поражаясь сходству мыслей и событий. Как психолог я помню все разновидности экспериментов и наблюдений - в данном случае оно, наблюдение, не было «включённым», то есть я не вмешивался.
Центральный парк культуры имени Горького, половина седьмого, медленный закат за Москвой-рекой в сторону Москоу-сити... Есть там слева от входа в череде водных и песочных такая «лесная» площадочка с синими мягкими кубиками строительного назначения. Когда мы пришли, на площадке шёл бой соединительными штифтами - благодаря губчатой фактуре материала, больно ударить этими легко гнущимися дубинками нельзя, но шлепок раздаётся громкий. Здоровенные олухи из средней школы мнили себя джедаями, размахивали и орали (иногда матом) - благо они-то были без родителей. Меж тем младшие, дошкольные поколения, включая моё дитя, пытались начать строительство, начать с малого. Не обращая никакого внимания на ристалище «джедаев».
Когда звёздные воины слишком приближались к зоне строительства моей детки, я просто отгораживал крикливых дураков спиной от неё. Разок, правда, пацан с «конским хвостом» волос сбил взмахом «меча» красную шапочку её, за что был мной культурно руган и отогнан - но главное, моё дитя не смутилось, продолжало вникать в соединительные свойства конструктора.
Итак, подытожил я исходные данные, материал - сами кубики, а точнее элементы стройплощадки, - может восприниматься двояко детьми, во многом в силу возраста. Джедаям постарше строить уже неинтересно, это больше детсадовское занятие - они видят тут только материал для битья друг друга. Меж тем, в предыдущие сюда визиты прошлым и позапрошлым летом, в отсутствие воинственно настроенных, мы умудрялись собрать даже некое подобие самолёта, деталей и фантазии хватало.
Сейчас же сам строительный азарт был почти на нуле, и среди вихря использования стройматериала не по назначению, лишь пара детишек занимались созиданием, а не разрушением (разрушение, кстати, является частью строительного и конструкторского азарта, иначе не будет совершенствования, не будет новых построек взамен несовершенных старых, то есть прогресса с учётом собственных ошибок - но до данной роскоши тут точно не доросли, тупо используя неоружие как оружие). Ещё до ухода воинственных средних (посредственных умом и воображением) школьников тенденция изменилась: увидев, как двое девочек конструируют нечто в центре площадки, и мальчик-дошкольник занялся изобретением из освободившихся «мечей» некоего подобия водопровода или спрута. Девочки тем временем, познакомившись (одна моя), начали складывать из напоминающих пенобетонные блоки кубиков - стены небольшого дома. Одна - основные стены, другая - летнюю веранду.
Я тихо радовался прогрессу: от отдельных замысловатых механизмов, которые они собирали порознь, девочки шагнули к коллективности действий. Причём шаг этот был возможен через знакомство, а это очень важный признак ведущей деятельности двух возрастов - интимно-личностного общения и игры. Безличными, безымянными они, общение и игра, не бывают - вернее, не сближают (для коллективно-распределённых действий - нужно обращаться, совещаться и т.д.). Дом девочек органически дополнялся элементами водопровода вне его, однако «мальчик-водопроводчик» не захотел видеть этого целого на площадке, остался внутри собственного чертежа и замысла. Я ничего им не подсказывал, только менял точки наблюдения. Мальчик постепенно ушёл, наигравшись бывшими «мечами».
Теперь на площадке царствовало созидание: пример строительства, замечаемый всё новыми приходящими детьми, порождал азарт строительства же (из свободных кубиков, и только их делёж мог быть причиной раздора). Вот откуда появляются «джедаи», вычислил я здешнюю онтологию войны: разрушение является следствием помех в строительстве, это всё же лучше разрушения ради разрушения или вовсе битья стройматериалами по щекам...
К двум строительницам-дошкольницам, сумевшим не вступая в контакт с джедаями не только прекратить войну, но и до её окончания построить первый уровень дома - присоединилась третья (наша знакомка по одной из предыдущих площадок Софья, из Димитровграда, на майских каникулах тут). Теперь шло не просто строительство, но внутри построенного - игра. О сюжете договорились быстро: это летающий дом, он одновременно - самолёт. Кабина управления расположилась на веранде, команда на взлёт девочкой-пилотом отдана, куда лететь - тоже договорились. Обязательно на водопад Виктория, что в Африке, но заодно и в Рим (куда первым делом, не важно).
На площадочке тем временем снова появились желающие помахать голубыми штифтами, на этот раз две девочки из младшей школы. Играть в кубики для них, конечно, унизительно, и они изобрели войну, не имея примера джедаев. Но, что важно, проносясь мимо построенного летающего дома, они были в меньшинстве и важности своего занятия не преувеличивали, это было баловство (!) на фоне серьёзной работы и игры, происходящей среди малышей (по меркам сражающейся пары).
Цивилизация как переход от первобытно-военного, междоусобного непокоя к созидательному покою, строительство городов вместо кочевья с копьём - всё этим «онтогенезом» на площадке было пройдено по ступеням «филогенеза»... Домик весьма ажюрной конструкции - не посмел никто рушить извне, а сами девочки прорабатывали в нём даже такие нюансы, как пристяжные ремни (дом же самолёт одновременно, и его круглые окна действительно похожи на иллюминаторы). В пику прежнему отчуждению (штифты - мечи), сюжетное одушевление, осмысление материала внутри созданного целого (дома-самолёта) - выходило шикарнейшим, что переводило общение девочек на новую ступень. Их сработавшийся коллектив захотел перейти на новую площадку, что и было тотчас сделано по согласовании с родителями.
Своей «бригадой» они перешли к новому материалу - песку (чему лично я был не рад, но психолог во мне ликовал. Одна, пусть и маленькая, условная (порождавшая, однако, вполне неусловные эмоции, обиды, даже ярость пацанов) война - была окончена на моих глазах, и вера в человечество (с новой буквой - человечКиство) возвращена! Разрушающий (какими бы «цивилизованными» ни были его оправдания) - никогда не победит. Победят строители нового, ими изобретённого и сюжетно обоснованного мира, пусть и в пределах квадратного метра. Важен пример и осознанность действий.