Вот уже несколько дней, как Лод охвачен пламенем массовых беспорядков. Совсем недавно отмечалось столетие первомайского погрома в Яффо (1921 года) и за прошедшие 100 лет практически ничего не изменилось, несмотря на наличие государства, армии и полиции. Поскольку я в Лоде живу уже 12 лет, и поскольку меня ежедневно спрашивают о событиях в Лоде много народу, попробую объяснить как мы дошли до жизни такой.
С момента создания государства Израиль, Лод был смешанным городом. Летом 1948 года большая часть его арабских жителей была изгнана во время операции "Дани".
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%91%D7%A6%D7%A2_%D7%93%D7%A0%D7%99. Оставили только небольшую часть арабов, связанных с эксплуатацией самой крупной ( и тогда и сейчас) железнодорожной станции и депо. До 1966 года они жили, как и другие арабские жители под властью военной комендатуры. Помимо них была еще небольшая группа арабов. Среди лодских арабов есть как христиане, так и мусульмане.
После того, как Израиль вернул Синайский полуостров Египту, армии потребовались новые полигоны. Самой удобной территорией для этого был естественно Негев. На части земель, в которых была заинтересована армия, находились бедуинские племена. Я не проверял все развитие событий, но в результате в начале 80-х годов в Лод было переселено какое то количество бедуинских кланов. Часть из переселенных бедуинов, относятся к так называемым “абадин” Так называют потомков суданских рабов, купленных местными арабами до становления государства Израиль и перешедших в ислам. Внешне они выглядят как суданцы, женщины "абадин" носят традиционные мусульманские одежды.
Хорошим примером является клан Азбарга. Одна его часть живет в Лоде, а другая (к которой относился один из бывших депутатов ОАС - в Негеве)
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%92%27%D7%9E%D7%A2%D7%94_%D7%90%D7%96%D7%91%D7%A8%D7%92%D7%94.
В середине 90-х годов в рамках осуществления соглашений Осло, Израиль столкнулся с ситуацией, когда ему пришлось решать проблему палестинских коллаборационистов, которые сотрудничали с израильской гражданской администрацией на территориях. Оставаться им было там более чем небезопасно, но ни арабы Галилеи, ни Треугольника, ни тем более бедуины Негева не желали видеть их своими соседями. Поэтому, пообещав какие-то плюшки тогдашнему мэру, Максиму Леви, государство поселило их с семьями в Лоде. Между этими тремя группами арабов нет большой любви и это еще очень мягко сказано. Нужно понимать что коллаборационистами на территориях становились обычно такие, не из за глубоких внутренних убеждений в идеях сионизма, а из за того, что их взяли за какое то преступление. То есть эти люди изначально не пай мальчики.
Изначально, до недавнего времени, арабы проживали в пяти кварталах: Ракевет,
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A9%D7%9B%D7%95%D7%A0%D7%AA_%D7%94%D7%A8%D7%9B%D7%91%D7%AA_(%D7%9C%D7%95%D7%93), Пардес Снир, Неве Йерек, Неве Шалом и Рамат Эшколь. Кварталы Ракевет и Пардес Снир ограничены с одной стороны железнодорожными путями и станцией с депо, с другой стороны кварталом Ганей Авив. А вскоре будет проложено шоссе номер 200, которое не позволит им расширяться в сторону кибуца Нир Цви. Кварталы Ракевет, Пардес Снир, Неве Шалом и Неве Йерек исключительно арабские в них не проживает ни одного еврея.
Рамат Эшколь , о котором сейчас ежедневно слышно в СМИ, не настолько гомогенный. Этот район был построен в конце 60 годов и представляет классический район "амидаровского жилья" того времени: трех-четырех этажные дома на столбах с маленькими квартирами, построенные в период отсутствия строительных стандартов, о лифтах или мамадах или балконах там могут только мечтать. За почти 60 прошедших лет и сами дома и инфраструктура пришли в такое состояние, что единственное, что им поможет, это два бульдозера D9, которые должны будут начать свою работу в противоположных концах квартала и встретиться посередине. Данный квартал примыкает к центральной городской мечети Аль Амари.
Когда то в этом квартале жили репатрианты 70-х годов, но со временем, большая их часть его оставила, особенно после подселения коллаборационистов с территорий. Лет 10 тому назад там уже оставалось может быть процентов 10 еврейского населения. В то же время, это место стало одним из проектов лодского гаръина "Эльяшив"
https://glod.org.il. Туда переселилось некоторое количество семей, там была создана предармейская мехина "Маоз" и садик с "Талмуд Тора". Кроме того было восстановлено несколько синагог. Я не могу сказать что этот проект оказался особенно успешным, поскольку, как я уже писал выше- дома там в таком состоянии, что очень тяжело привлечь туда народ, да и когда 1-2 семьи живут в окружении 8-10 арабских соседей- это удовольствие ниже среднего. Тем не менее, по словам генерального директора муниципалитета Лода, Аарона Атиаса, сейчас в этом квартале проживает 30% евреев.
Стоит заметить что эти 30% евреев это пожилые репатрианты из Эфиопии и стран СНГ , у которых не хватило денег найти себе что нибудь получше. Из гаръина туда тоже присоединились те семьи, у которых не хватило средств на квартиру в одном из религиозных проектов или даже просто в городе. Цены на жилье в этом районе намного дешевле чем во всех остальных районах города и это привлекает тех,кто ищет очень дешевое жилье. Но с другой стороны из-за этого же район превратился в сламс и это одна из причин возникших там беспорядков.
Последние пару десятков лет арабы постепенно выходили из своих районов и сегодня живут практически везде в городе- в разной концентрации, но всегда в меньшинстве (за исключением еврейских религиозных проектов, где не живут совсем). Причина этому проста и не специфична только для Лода. То же самое происходит и в других смешанных городах. Дело в том что за 73 года ни на государственном, ни на муниципальном уровне лодским арабам не было предложено никаких жилищных программ. При этом демография живет по своим законам и в "своих" районах элементарно уже тесно.
Вряд ли кто-то не знает имидж Лода, как центр наркотиков и преступности. Я не уверен, что сегодня действительность соответствует этому имиджу, но у лодских арабов наблюдаются те же явления, которые свойственны всему арабскому сектору Израиля: внутрисекторальное насилие с использованием огнестрельного оружия, незаконное строительство, полигамия, убийства на почве "защиты чести семьи", конфликты между кланами и просто полное пренебрежение к законам. И на протяжении десятилетий мы, как общество и титульная нация в этом им потакаем, или по крайней мере не предпринимаем активных действий к предотвращению этого.
Приведу только 2 примера: около 10 лет тому назад в Лоде прокатилась волна убийства женщин на почве осквернения семейной чести. За короткое время было убито сразу несколько женщин. Лод тогда не сходил с заголовков СМИ, все возмущались. Как вы думаете, сколько убийств было раскрыто? Правильно, ни одного. Но любой араб в Лоде наверняка знал кто убил, кого и за что.
Единственной пользой для города явилось то, что муниципалитету удалось под шумок добиться того, что он стал получать арнону от аэропорта Бен-Гуриона и от железной дороги. А раньше эта же арнона шла местному региональному совету, состоящему из нескольких мошавов вокруг Лода. К сожалению и у полиции и у общества сложилось ошибочное мнение, что если арабы убивают друг друга, то нужно “пожелать успеха обеим сторонам”. Никто не хотел предположить, что рано или поздно это же оружие может быть обращено против нас самих.
Во дворе дома, в котором я живу, стоит небольшой арабский домик. В начале это был маколет, который постепенно "перепрофилировали" в дом. Стоит он так уже почти полвека. Несколько лет тому назад я сам был свидетелем того, как оказавшийся в нашем дворе генеральный директор муниципалитета с удивлением обнаружил существование этого дома. "Так он же незаконный!", удивленно сказал он. Из дома вышла хозяйка, и сказала ему, что живет она в нем уже лет 40 и собирается продолжать это делать и далее. Генеральный директор муниципалитета уехал, а дом продолжает стоять до сегодняшнего дня.
А вот так это выглядит вблизи
Еще одним примером арабского наплевательства на законы и нашего бездействия по отношению ко всему этому, является то, что железнодорожная ветка, соединяющая станцию Лод с аэропортом Бен Гурион проходит через квартал Неве Шалом. Незаконно построенные дома стоят так близко к железнодорожному полотну, что если высунуться из окна вагона, то до них можно дотянуться рукой. Не думаю, что это соответствует стандартам безопасности.
Все слышали про незаконную арабскую деревню Дахамше, находящуюся между Рамлой и Лодом. В ней от ракетного обстрела погибли отец и дочь. Эта деревня может служить классическим примером того, как государство десятилетиями отказывается что либо решать. Еще в 2007 году жители деревни подали апелляцию в Багац с требованием заставить государство решить, что с этой деревней делать. В 2016 году Багац вынес промежуточное решение, обязывающее государство в течении 90 дней принять решение. В апреле нынешнего 2021 года Багац вновь потребовал от государства что-то сделать. То есть за 14 лет того, что иск крутится в Багаце- не было сделано ничего. А еще некоторые утверждают, что Багац управляет государством. Наша израильская бюрократия не управляема ни кем и не чем.
А теперь о самих беспорядках. Первое столкновение произошло возле района Неве Зайт, и атакован был один из домов гаръина, выходящий на улицу Хашмонаим. Если вы посмотрите на карту, то увидите, что эта улица является одной из границ Рамат Эшколя, поэтому арабы стали нападать прежде всего на то, что находится рядом с домом. Радиус их нападений был следующим: помимо самого квартала Рамат Эшколь и прилегающей территории около мечети Аль-Амари, были нападения на дома и синагоги, находящиеся на расстоянии до двухсот метров за пределами квартала. И все. В волнениях участвовало порядка 200-300 арабов. Не обязательно, что во всех одни и те же, но и нельзя сказать, что они были массовыми. Все кто участвовал составляют 1-2% от всего арабского населения города.
Весь остальной город продолжал жить обычной жизнью. Я сам узнавал большую часть новостей из СМИ. При этом арабы благоразумно обошли проект “Эльяшив”, находящийся в пяти минутах ходьбы от них, в районе улиц Кацнельсон, Плумник, Голомб и рав Мордехай Элиягу. Произошло это не случайно. В общей сложности там идет речь о несколько сот семей, живет там народ, подавляющее большинство которого не просто служило в армии, а в боевых частях и у многих есть оружие.
Не буду оригинален, утверждая, что если бы полиция Лода изначально вела себя по другому, то беспорядков было бы гораздо меньше, а соответственно и их последствий. Нужно понимать, что прежде всего в Лоде мало полиции. Полицейский участок - это маленький домик, и даже стоянка полицейских машин находится от него на расстоянии около 100 метров и на противоположной стороне улицы.
И до нынешних беспорядков полиция Лода закрывала глаза практически на все нарушения закона, если там не было трупов. Я не знаю, были ли попытки со стороны муниципалитете, и того же гаръин торани как то пролоббировать изменения в лодской полиции, но даже если они были, то они не увенчались результатом. А скорее всего их и не было. При этом, если даже в начале беспорядков у полиции не было достаточно сил, возникает вопрос: почему она не получила подкрепление от близлежащих участков: Ришон Ле Цион, Нес Циона, Реховот, Модиин. Все это находится на расстоянии 15-20 минут езды по правилам. То есть если бы оттуда ехали полицейские с мигалками и на большей скорости, то добрались бы еще быстрее. Я не знаю, просил ли тогда подкрепление командир полиции Лода, подполковник Шимон Даан и если не просил, то почему а если просил, то почему не получил и на каком уровне полицейского руководства это должно было быть решено.
Помимо полиции “отличились” и другие службы безопасности и спасения. Начну со службы безопасности железной дороги. Начиная с вечера вторника перегон Лод -Тель Авив-Агана закрыт большую часть времени из за того, что арабы набросали камни на полотно и поджигали сухие кусты и траву рядом с путями. Я думаю не нужно долго и нудно объяснять, что любая железная дорога это стратегический объект. У службы безопасности железной дороги есть тендеры 4*4 для патрулирования, есть камеры слежения и если нет, то должны быть дроны, для наблюдения за территорией в несколько километров полотна от Лода до Кфар Хабада. . Кроме того, я проверил и меня ничуть не удивило, что у нас нету пожарного поезда.
https://www.youtube.com/watch?v=ZAfpYdI6s1Q . Перебои в движении поездов как минимум не удобны не только для жителей Лода, и тех, кто ездит в южном направлении до Беер-Шевы и Ашкелона и все, что между, а кроме того речь идет и о грузоперевозках в Бен-Гурион и порты Ашдода и Хайфы. Я уже писал, что дома арабских кварталов находятся близко к железной дороге, но сотрудники службы безопасности железной дороги получают деньги за то, чтобы не допускать подобных вещей.
К сожалению так же МАДА не смогли быстро организоваться и перебросить в Лод бронированные амбулансы, которые у них есть. Поэтому известно несколько случаев, когда отказывались отправлять амбуланс без сопровождения полиции и раненых доставляли в больницу собственными силами.
Лод оказался отрезан от остального мира, с точки зрения общественного транспорта. Лод обслуживают две автобусные компании -“Кавим” и “Эгед”. Они просто прекратили в первые дни (и без каких либо предупреждений) обслуживать город, даже маршруты, которые близко не проходят около Рамат Эшколь. Я конечно понимаю, что во вторник было сожжено несколько автобусов и по словам одного из водителей было ранено трое из его коллег, но и жители Лода, среди которых есть немало пожилых, имеют право на столь базовую вещь, как общественный транспорт, учитывая то, что у большинства пользователей общественного транспорта нету другой альтернативы. Возможно надо использовать средство, которое было во время второй интифады- в Иерусалимских автобусах были охранники.
Во вторник мы с женой ехали поездом в Лод из Тель Авива. На станции Тель-Авив Агана поезд отъехал метр от остановки и остановился. Прозвучало сообщение по громкоговорителю, что по указаниям полиции поезд дальше не пойдет, по причине пожара возле полотна. Мы пошли на центральный автовокзал, благо он там близко расположен. Один автобус, который идет в Лод не пришел, промежуток между автобусами - 25 минут. Через десять минут подъехал следующий автобус, мы что это тот, который не пришел- опоздал, но водитель сказал, что он как раз и есть водитель следующего автобуса и через 15 минут выедет. Через пятнадцать минут он появился и сказал, что по указаниям полиции он не имеет право никуда ехать, и что есть уже трое раненых водителей и это только в фирме “Кавим”. Через пять минут после этого он сказал, что он выезжает, но только до въезда в Лод. Все с с радостью согласились. В автобус набилось много народу в том числе на промежуточных остановках- пожилые люди, репатрианты не знающие иврит и плохо английский. На въезде в Лод водитель всех высадил, сказал “до свидания” и уехал. Мы разбрелись пешком по городу. В результате вместо получаса- до дома добирались больше двух часов.
Кроме проблем с общественным транспортом, многие жители Лода остались без банковских услуг. Были закрыты не только отделения банков, но также не было возможности воспользоваться каспоматами или услугами самообслуживания. Они просто закрылись без предупреждения. Опции, которые например предложил банк “Апоалим” было обратиться в отделение, которое взяло на себя временное обслуживание клиентов лодского отделения. Только находится оно в Кирьят Оно. Поэтому те, кто не дружит с дигитальными банковскими услугами, а таких в Лоде немало, оказались в проблематичной ситуации. Так же было закрыто отделение суперфарма, которое является также дежурной аптекой. Часть торговых сетей, осуществляющих торговлю он-лайн отказалась делать доставку в Лод, например сеть Квик. Вне зависимости насколько адрес доставки далек от очагов беспорядков.
Теперь относительно гражданской самоорганизации произошедшей в эти дни. Тут есть удачные примеры и не удачные. К удачным я отнес бы ту реальную помощь, которую получили жители квартала Рамат Эшколь от “подростков холмов” и от людей приехавших на Шаббат и Шавуот в Лод и остановившихся в полуразрушенном здании предармейской мехины “Маоз”. Несколько строительных подрядчиков приняли участие в восстановлении сожженных синагог
https://www.facebook.com/100005136822420/videos/1742106872637190 .
В городских группах вотсап идет речь о формировании сил самообороны на подобии “гражданских сил быстрого реагирования”, которые существуют в поселениях Иудеи и Самарии, а также кибуцах на границе с Газой, и состоят из людей, обладающих армейским опытом. С одной стороны это конечно хорошо, и возможно эти люди могут включиться в рамки “Мишмар Эзрахи”, но большого восторга это у меня не вызывает, потому что если это единственная мера, которая может помочь жителям Лода, и подразумевается, что нельзя надеяться на государство, то это первый шаг к леванонизации.
Еще один пример гражданской инициативы проявился в том, что произошло с моим другом накануне шаббата. Как уже было сказано выше- автобусы в Лод не заходили и ему нужно было идти пешком от въезда в город, расстояние в пару километров. К нему подъехала машина и водитель предложил отвезти его туда, куда ему надо и водитель по дороге рассказал ему, что он ездит по городу и таким образом помогает людям.
Гораздо менее удачным явился приезд в среду нескольких десятков человек из организации “Ла Фамилия”
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%91%D7%99%D7%AA%22%D7%A8_%D7%99%D7%A8%D7%95%D7%A9%D7%9C%D7%99%D7%9D#%D7%9C%D7%94_%D7%A4%D7%9E%D7%99%D7%9C%D7%99%D7%94 (местные ультрас, болельщики футбольной команды “Бейтар Йерушалаим” отличающиеся крайней расовой нетерпимостью в сочетании с крайне низким IQ). Толку с них было мало, они пытались наезжать на не относящихся к событиям арабов и больше провоцировали стычки чем от них защищали.
Все знают, что в Лоде было объявлено чрезвычайное положение и комендантский час. Это было все на бумаге. Тот кто не хотел вечером выйти из дому, у него был официальный повод сидеть дома, но тот, кто хотел, мог это сделать беспрепятственно. То же касается въезда и выезда из города. Тот же мой друг в пятницу добирался от одного из въездов в город уже после официального объявления комендантского часа и не встретил ни одного полицейского или патрульную машину. О введении комендантского часа в среду заявили за полтора часа до его начала, хотя есть люди, которые работают в вечернюю смену и не в Лоде. В четверг, когда комендантский час сдвинули на более раннее время об этом тоже никто до последнего времени не знал.
События в Лоде, как и события в других городах со смешанным населением, кардинально отличаются от интифады на территориях. Это важно понимать всем, особенно экзальтированным правым и “диванным генералам”. Арабы проживающие на территориях не являются гражданами Израиля. В любой момент их можно лишить разрешений на работу (если они у них были), можно закрыть пропускные пункты, можно в проблематичных местах построить объездные дороги или в самом самом крайнем случае разделительный забор. В самом крайнем случае можно использовать армию.
Когда мы говорим о событиях в Лоде, важно понимать что мы имеем дело с такими же равноправными гражданами, как мы с вами. Нравится нам это или нет, но они никуда не денутся. Мы будем встречаться с ними, работать рядом с ними, жить рядом с ними. Да, кто-то может решить, что он не будет обращаться к тому или иному специалисту- арабу, но у него нету возможности решить кто его будет лечить в больнице, кто ему будет отпускать лекарства в аптеке, или кто будет водителем автобуса в котором он едет. И мы и они должны это понимать. Только от нас зависит как мы заново выстроим отношения с арабским сектором и сможем ли мы заставить государство элементарно выполнять собственные законы.
Стоит заметить, что во всех смешанных городах где проходят беспорядки, то есть Акко, Бат-Ям, Яффо, Хайфа, Лод, Рамла, Тверия- есть только один погибший среди еврейского населения, и есть несколько десятков раненых (во всех городах), включая полицейских и нанесен материальный ущерб. Даже в Лоде, в том же самом районе Рамат Эшколь- не заходили в обитаемые квартиры, а только разгромили временно оставленные.
А еще я накануне Шавуота в воскресенье гулял по городу
https://www.facebook.com/asher.rochberger/videos/10161834612578018