О чем важно помнить перед Лаг баОмер

Apr 28, 2021 16:38


О чем важно помнить перед Лаг баОмер

Я не буду касаться мировоззренческих корней этого праздника, их много, они разные и для данного материала не имеют особого значения. Есть несколько галахических аспектов, которые актуальны ежегодно в этот день, а кроме того, в этом году есть свои особенности связанные с тем, что этот день выпадает накануне Iаббата.

Этот день в нашей традиции ассоциируется с разжиганием костров. Хочу подчеркнуть, что разжигание костров не является ни заповедью (не из Торы и не мудрецов), и даже не галахой, имеющей обязательный статус. Это упоминается в Шульхан Арух просто как обычай. Поэтому тот, кто костер не разжег, ничего не нарушил и приносить в будущее жертву в Третьий Храм за это не должен был.  Я не знаю, как это было в прошлом, скорее всего в те времена лучше умели разжигать костры, и возможно , больше думали перед тем, что это делать, но в наше время этот красивый обычай сопряжен к сожалению с большим количеством нарушений как заповедей, так и галахи.

Когда дети или взрослые ищут что то деревянное для костра, всегда ли они думают, что это может быть связанно с нарушением запрета воровства ( гезель)? Всегда ли обращают внимание на то, что это может быть частью строительных работ, или ландшафтного интерьера, Или каким то украшением? Или эти материалы для костра уже кто то собрал для себя заранее?



Важно помнить, что запрет воровства, это запрет из Торы и нарушивший его обязан вернуть украденное владельцу, а если оно уже не существует, то заплатить его стоимость (Рамбам, "Законы о грабеже и потерях", 1,1). Тот, кто крадет что то у ближнего, что равно или более галахическому понятию "прута" (в наше время это несколько агорот), нарушает запретительную заповедь Торы "не грабь" (Ваикра 19,11). Но даже если это меньше, чем стоимость пруты, это все равно грабеж.

Запрет грабежа распространяется не только на имущество принадлежащее еврею, но так же и нееврею (ВТ Баба Кама 113, Рамбам "Законы о грабеже и потерях" 1,2)и по мнению Рамбама, не имеет значение- является ли нееврей идолопоклонником. Так же общепринятое мнение, что это в определенной степени даже хуже, чем грабеж еврея, т.к. помимо самого акта грабежа, тут присутствует осквернение имени Творца.

А что делать, если человек уверен, что владелец чего либо деревянного не против, чтобы он у него это взял? Тосфот на ВТ Баба Мециа 22 и за ними Шульхан  Арух  аРав "Законы о находках",1 считают, что и в таком случае имеет место грабеж. Но есть и облегчающее мнение ШАХа Поэтому, чтобы не возникало проблем, лучше всего спросить хозяина.

Нужно быть максимально осторожным, чтобы не разжечь костер в таком месте, где он может нанести ущерб чьему либо имуществу , или вызвать пожар и не разжигать его на общественном пространстве…дорога, тротуар.  Естественно нельзя кидать в костры непредназначенные для этого вещи, типа пластика.

К сожалению из года в год в этот день происходит много вандализма и варварства, в том числе, когда в костры кидают животных. И такие поступки противоречат всему и с религиозной точки зрения и просто с точки зрения цивилизованных людей.

Сегодня Бецалель Смотрич возмутился запрету изданному главой нашей пожарной службы на разжигание костров где попало, кроме строго определенных мест. По моему мнению он в этом вопросе он очень сильно не прав. В данном случае речь идет не о некоем волюнтарном желании того или иного чиновника, а об общественном порядке и здоровье. И пожарная служба не просто имеет право, а обязана предотвращать вышеописанные  инциденты. Смотрич, имеющий юридическое образование, должен был это понимать.

И последнее, поскольку в этом году Лаг баОмер выпадает накануне Шаббата, то в этот день можно стричься бриться с утра не только тем, кто следует ашкеназской традиции, но и сефардам. Если же кто то знает заранее, что по какой то причине у него не будет возможности сделать это в течении дня в пятницу, он может это сделать накануне, вечером или ночью. Эти облегчения связанны с тем, что подразумевается, ч то человек делает это в честь Шаббата, а этот фактор более весомый, чем полутраурные обычаи, принятые в эти дни Отсчета Омера.

Гезель, Лаг баОмер, Костры

Next post
Up