Не люблю "женскую прозу", за редчайшим исключением.

Mar 12, 2021 20:11


Наткнулся в сети на аккаунт некоей Лены Элтанг (в википедии она есть). Тётенька работает сейчас над очередным произведением, какие-то кусочки выкладывает у себя.

Например:
«мы с Радиным начали лет восемь тому назад, а то и девять, и он сразу ушел в маки, еще пацаном, и только в две тыщи двадцатом вышел из чащи, прямо на шоссе, с автоматом наперевес, а я ему хищно так: помнишь ли, касатик, тот день, когда все началось?

на остановке у трамвайного музея мы купили жареных сардин у мужика со складным грилем, и пошли с масляным пакетом к мосту Арабида, на парапете сидел клошар с удочкой, хмурый такой, в твидовой кепке, мы выложили мятые сардины горкой, а он выставил оплетенную соломой бутыль, потом мы долго шли в сторону порта, говорили о том, что, может, лучше не начинать, что, мол, жить не успеваем, а тут, считай, на три года рудников, но ведь знаки, знаки кругом! вино грубо плескалось в голове, грязная, быстрая река впадала в океан, а в самом устье, на северной стороне, краснела верхушка маяка Филгейрош

больше мне про две тыщи двадцатый сказать нечего»

Оставим в стороне орфографию (в том числе ошибки в написании географических названий) и стилистику «поток сознания», которую я недолюбливаю. Чёрт с ними, «автор(ка) так видит».

Текст очень русскоязычный, просторечный, при этом в него зачем-то вкраплены чисто французские обороты - «макИ», «клошар». Между тем дело происходит в Португалии - и вообще неясно, к какому периоду относится сцена на мосту Аррабида: то ли к «с чего всё начиналось», то ли уже к «две тыщи двадцатому».



И этот самый Радин выглядит, как дырка в картонных декорациях: о нём не известно вообще ничего, кроме «автомата наперевес». Ни внешности, ни рюкзака, ни одежды, ни запаха, бородой зарос или чисто выбрит - он восемь лет в партизанах - абсолютно ничего. Голый манекен с автоматом в руках, ага. Но зато имеется масса описаний второстепенных деталей и персонажей.

Причём автор(ка) очень слабо себе представляет, что такое «автомат» и как выглядит тот самый «наперевес». Мужчина-писатель этот момент обязательно обыграл бы: например, «со старым русским автоматом наперевес» - опа, «калашников», уже узнаваемо, целая история выстраивается: откуда в Португалии АК? Да в Испанию мотался, сдуру у арабов в Марселе купил, дёшево предлагали. Причём именно «сдуру», ибо партизан живёт и снабжается за счёт набегов на местные гарнизоны, склады и т.п., а откуда там русские магазины и патроны 7,62х39 мм? История? Да.

Или (раз уж так охота подчёркивать французишность происходящего) - «с армейским «клероном» наперевес». Именно партизанский вариант (с генезисом в том же Марселе), но патрон уже НАТОвский 5,56х45 мм и магазины стандартные, в теории уже полегче.

При этом в армии самой Португалии «автоматов» (то есть оружия под промежуточный патрон, способное вести огонь очередями) почти нет - там всё ещё состоят на вооружении древние немецкие G3, разработанные в 1959-ом году. Это оружие под полноценный винтовочный патрон 7,62х51 мм, здоровая тяжёлая дура. Только спецура использует немецкие же G36.

То есть в этом месте в тексте, повторюсь, зияющая пустота.

Наконец, сам отрывок явно попахивает фантастикой - ну какие, к лешему, маки в 2012-2020 годах в Португалии? Какие «знаки, знаки кругом!», какие «три года рудников»?

А это, милые мои, всё из Стругацких понаползло и Лазарчуком заполировано. Из «Хищных вещей века», из «ВСДО» и прочих очень умных и талантливых книг.

Это такой турбореализм-лайт для нищих духом девочек, которые ни про АБСов, ни про Андрейгенадьича слыхом не слыхивали. Тюрька пережёванная.

Причём в мальчиковом варианте подражание АБСам уже давно было (см. «Время учеников»). Мальчики этой болезнью переболели. Теперь, значит, можно тему монетизировать на всех остальных.

И вот эти самые девочки в камментах пищат «восторг!», «блеск!», «какая динамика текста!».

Не вижу я тут динамики, а вижу я донельзя вторичный и, к тому же, дырявый поток сознания, присыпанный для пущего блеска европейскими завитушками. Но типичной читательнице этот поток таки сформирует какую-то (вполне достаточную) красивенькую картинку. Ах, как это прЭлЭстно и иностранно, как романтиШно! Какая авторка талантливая прозайка и поэтка!

Фу.

рассуждачки

Previous post Next post
Up