А дело не в процентах. Империя (РИ) в принципе не ставила целью грамотность вообще и условных "якутов" в частности. И (без)грамотность народов различных так же объясняется чисто отсутствием письменности. В советские времена была изобретена письменность для, дай бог памяти, двух сотен с лишним народов, это микроскопические дагестанские народы, различные кочевые и просто отсталые. В РИ просвещением занималось "гражданское общество". В кавычках потому что граждан в империи не было. Были подданные.
Империя (РИ) в принципе не ставила целью грамотность вообще Понятное дело в РИ не любили заниматься болтовнёй, но при этим кол-во школ росло с 1850х
условных "якутов" в частности. И (без)грамотность народов различных так же объясняется чисто отсутствием письменности. В советские времена была изобретена письменность для, дай бог памяти, двух сотен с лишним народов, это микроскопические дагестанские народы, различные кочевые и просто отсталые.
Через какое-то время туда бы пришла цивилизация и их стали бы обучать, но уже на русском. Тольку же от таких маленьких языков нету.
В РИ просвещением занималось "гражданское общество". Земства это местный орган власти, а не "гражданское общество"
Число школ росло. И население росло. Однако к осеменению женщин или строительству школ государство вообще никоим боком не относилось. Высшая школа государству была интересна, но к теме ликбеза это не относится. Про толк от маленьких языков ваше мнение не релевантно. Вот в Африке, христианизированный восток Бенина, куда приехали русские изобретать письменность, всем было ясно, что письменность нужна. Да, все верно. Земство местный, выборный, орган власти. А не государственный. Все правильно. И что? Какое это отношение имеет к тому, что в РИ были подданные, а не граждане?
и строительству школ государство вообще никоим боком не относилось. 95 процентов школ было построено из гос. бюджета или из бюджета земств
Про толк от маленьких языков ваше мнение не релевантно. Вот в Африке, христианизированный восток Бенина, куда приехали русские изобретать письменность, всем было ясно, что письменность нужна.
Потому что там не было достаточного количества русских, что бы обучить русскому. Какой толк от любого маленького языка на территории России если есть Русский?
Да, все верно. Земство местный, выборный, орган власти. А не государственный. С чего вдруг, налоги он собирает также как и остальное гос.во и подчиняется МВД
что? Какое это отношение имеет к тому, что в РИ были подданные, а не граждане? Меня этот вопрос не интересует
"Какой толк от любого маленького языка на территории России если есть Русский?" Толк такой, что ликбез становится настоящим. То есть ликвидируется безграмотность, а не навязывается чуждый язык. Вопрос об участии государства может прояснить раскладка государственного бюджета, однако. Для вас выяснение причинно-следственных связей (наличие безграмотных среди инородцев) в принципе не интересно, вашей целью является задание отрицательной оценки советского ликбеза. При этом документы (про 95%) вами может и будут изучаться, но не для того, чтоб построить адекватную картину, а для подтверждения ваших оценок. Короче. С вами, как с человеком верующим, предмет веры обсуждать бессмысленно.
"Толк такой, что ликбез становится настоящим. То есть ликвидируется безграмотность, а не навязывается чуждый язык"
Государство по-хорошему должно предоставлять всем жителям одинаковый набор услуг. Госязык входит в их набор. Мелкие языки - нет. Хотите учить якутский? Скиньтесь на школу и учителей. В чем проблема?
Про "общественность" вам уже ответили. Земство - орган местного самоуправления, но подлежащий государственному регулированию, а не действующий самопально а-ля общественные организации. Земства собирали земские сборы и повинности - т.е. местные НАЛОГИ, на что были УПОЛНОМОЧЕНЫ государством. Сбор этих налогов, их размер и т.д. регламентировались и контролировались государственными же чиновниками. Поэтому земские школы - это ТОЖЕ государство и часть государственной политики в сфере образования. Общественная инициатива - это когда какой-нибудь человек или какая-то частная организация на свои деньги открывала частную школу/пансион/ВУЗ. Таковые тоже были, но играли роль третьестепенную
Проблема? Проблема в том, что кочевники не имеют письменности, раз. В частности, в монгольской империи приказы писались на уйгурском. Два. Что будут скидывать якуты? Они вне денежной системы. Три. Какая школа, если сегодня здесь, а через полгода в любой точке Якутии, размером с несколько Франций? Так что ликбез настоящий, никаких субъективных причин для обучения грамоте, как в империи, не было. Только объективные. В союзе грамотность распространять было целью. В империи целью, именно государственной целью, не было. Просветителей было полно, но государственную политику они не определяли.
Проблема? Проблема в том, что кочевники не имеют письменности, раз. В частности, в монгольской империи приказы писались на уйгурском. Зачем им тогда якутский? Пусть сразу учат русский.
Два. Что будут скидывать якуты? Они вне денежной системы. Три. Какая школа, если сегодня здесь, а через полгода в любой точке Якутии, размером с несколько Франций?
При таких условиях им грамотность не нужна, пусть сначала переберутся в города.
Просветителей было полно, но государственную политику они не определяли. Но школы плодились почему-то😀😆
Не имеют письменности и не имеют. Кто им виноват? Надо было воспитать своего просветителя. Который был составил письменность. Почему вдруг это должны делать имперские власти? Они что, обязательства какие-то перед якутами принимали в этой части? Заинтересованность властей в том, чтобы инородцы по-русски понимали, а не в том, чтобы они развивали свои местные культуры. И именно это и было объективной причиной.
Если кочевые инородцы перемещаются туда-сюда и потому им не подходят постоянные школы, так значит им школьная система ни к чему. Да и вообще размах проблемы мягко говоря сильно преувеличен. Сколько тех же якутов было в то время? Тысяч 300? Да город в котором я живу имеет бОльшее население
Это очевидно, коллега. Местечковый национализм как он есть. Сперва "дайте нам учить якутский", потом "почему все дети в Якутии не учат якутский в обязательном порядке", ну а в конце "что вы делаете в нашей Якутии?"
Поиски виноватых есть субъективность. Определение оценки. Я же говорю про объективные причины. Например. Новорождённый не может научиться читать. Кто виноват? Далее следует горячечный бред, типа: Может вы новорожденный? Вот так я воспринимаю тех, кто ни разу не мыслил объективно.
Охохо. Государство не обязано предоставлять услуги по изучению национальных языков. Ну вот нет у него такого обязательства перед населением. Государственный язык Франции - французский. Хотите учить бретонский? Идите в бретонскую школу. Нет школы? Скиньтесь с другими желающими и создайте ее. Государственный язык США - английский. Вы латинос, приехавший из Мексики, и желающий, чтобы ваши дети учили испанский? Ноу проблем. Отдавайте их в испанскую школу. Содержащуюся за ваш счет
( ... )
В РИ просвещением занималось "гражданское общество". В кавычках потому что граждан в империи не было. Были подданные.
Reply
Понятное дело в РИ не любили заниматься болтовнёй, но при этим кол-во школ росло с 1850х
условных "якутов" в частности. И (без)грамотность народов различных так же объясняется чисто отсутствием письменности. В советские времена была изобретена письменность для, дай бог памяти, двух сотен с лишним народов, это микроскопические дагестанские народы, различные кочевые и просто отсталые.
Через какое-то время туда бы пришла цивилизация и их стали бы обучать, но уже на русском. Тольку же от таких маленьких языков нету.
В РИ просвещением занималось "гражданское общество".
Земства это местный орган власти, а не "гражданское общество"
Reply
Про толк от маленьких языков ваше мнение не релевантно. Вот в Африке, христианизированный восток Бенина, куда приехали русские изобретать письменность, всем было ясно, что письменность нужна.
Да, все верно. Земство местный, выборный, орган власти. А не государственный. Все правильно. И что? Какое это отношение имеет к тому, что в РИ были подданные, а не граждане?
Reply
95 процентов школ было построено из гос. бюджета или из бюджета земств
Про толк от маленьких языков ваше мнение не релевантно. Вот в Африке, христианизированный восток Бенина, куда приехали русские изобретать письменность, всем было ясно, что письменность нужна.
Потому что там не было достаточного количества русских, что бы обучить русскому.
Какой толк от любого маленького языка на территории России если есть Русский?
Да, все верно. Земство местный, выборный, орган власти. А не государственный.
С чего вдруг, налоги он собирает также как и остальное гос.во и подчиняется МВД
что? Какое это отношение имеет к тому, что в РИ были подданные, а не граждане?
Меня этот вопрос не интересует
Reply
"Какой толк от любого маленького языка на территории России если есть Русский?"
Толк такой, что ликбез становится настоящим. То есть ликвидируется безграмотность, а не навязывается чуждый язык.
Вопрос об участии государства может прояснить раскладка государственного бюджета, однако. Для вас выяснение причинно-следственных связей (наличие безграмотных среди инородцев) в принципе не интересно, вашей целью является задание отрицательной оценки советского ликбеза. При этом документы (про 95%) вами может и будут изучаться, но не для того, чтоб построить адекватную картину, а для подтверждения ваших оценок.
Короче. С вами, как с человеком верующим, предмет веры обсуждать бессмысленно.
Reply
Reply
Государство по-хорошему должно предоставлять всем жителям одинаковый набор услуг. Госязык входит в их набор. Мелкие языки - нет. Хотите учить якутский? Скиньтесь на школу и учителей. В чем проблема?
Про "общественность" вам уже ответили. Земство - орган местного самоуправления, но подлежащий государственному регулированию, а не действующий самопально а-ля общественные организации. Земства собирали земские сборы и повинности - т.е. местные НАЛОГИ, на что были УПОЛНОМОЧЕНЫ государством. Сбор этих налогов, их размер и т.д. регламентировались и контролировались государственными же чиновниками. Поэтому земские школы - это ТОЖЕ государство и часть государственной политики в сфере образования. Общественная инициатива - это когда какой-нибудь человек или какая-то частная организация на свои деньги открывала частную школу/пансион/ВУЗ. Таковые тоже были, но играли роль третьестепенную
Reply
Reply
Два. Что будут скидывать якуты? Они вне денежной системы.
Три. Какая школа, если сегодня здесь, а через полгода в любой точке Якутии, размером с несколько Франций?
Так что ликбез настоящий, никаких субъективных причин для обучения грамоте, как в империи, не было. Только объективные.
В союзе грамотность распространять было целью. В империи целью, именно государственной целью, не было. Просветителей было полно, но государственную политику они не определяли.
Reply
Зачем им тогда якутский? Пусть сразу учат русский.
Два. Что будут скидывать якуты? Они вне денежной системы.
Три. Какая школа, если сегодня здесь, а через полгода в любой точке Якутии, размером с несколько Франций?
При таких условиях им грамотность не нужна, пусть сначала переберутся в города.
Просветителей было полно, но государственную политику они не определяли.
Но школы плодились почему-то😀😆
Reply
Надо было посмотреть на комментарий korczak55
Reply
Если кочевые инородцы перемещаются туда-сюда и потому им не подходят постоянные школы, так значит им школьная система ни к чему. Да и вообще размах проблемы мягко говоря сильно преувеличен. Сколько тех же якутов было в то время? Тысяч 300? Да город в котором я живу имеет бОльшее население
Reply
Вполне возможно что gnomo_sapiens якут. Вот за родственников душа и болит.
Reply
Reply
Например. Новорождённый не может научиться читать. Кто виноват? Далее следует горячечный бред, типа: Может вы новорожденный?
Вот так я воспринимаю тех, кто ни разу не мыслил объективно.
Reply
Reply
Leave a comment