Опричнина в России при царе Иване IV. Взгляд на неё из двадцать первого века

Dec 16, 2022 09:45


«Тайное в Истории редко становится явным, чаще, в целях политических или исторических интересов, тайное, так и останется тайным»

Само по себе, слово «опричнина» происходит от старинного русского слова «опричь», то есть, «кроме». Так, в древние и средние века на Руси, называли ту часть княжеской доли (домены) земли, которую после ухода главы рода из жизни, выделяли его вдове «опричь» всех остальных долей для других наследников.

Исходя из этого, легко опровергается заблуждение многих, кто считал и считает опричнину на Руси инструментом управления, введённым только в годы правления первого  русского царя Иоанна Васильевича (Ивана Васильевича), со временем получившего к своему имени приставку «Грозный», которая так и осталась за ним  в русской  и мировой истории.

Что касается самого Ивана Васильевича, ставшего по воле судьбы в три года Великим князем Московским и Владимирским, а на пятнадцатом году жизни первым царём на Руси, то он должен был, по идее, классифицироваться в нашей российской истории, как «Царь Иван I», но все мы его знаем, как царь Иван IV. Всё это произошло с лёгкой руки царского историографа Николая Карамзина (годы жизни 1766-1826), который, в своей двенадцатитомной «Истории Государства Российского», созданной им на закате жизни в первые два десятилетия девятнадцатого века, чтобы не запутать себя и своих читателей, среди других ранее правящих на Руси Великих князей под именами Иоанн (Иван), впервые в историографии обозначил их всех римскими цифрами.



Хотя, по правде сказать, Иван IV, это всё же, его порядковое обозначение по правящей на Руси великокняжеской линии, до принятия им царского титула. По исторической справедливости, правильней всего, было бы его называть Царь всея Руси Иван I Васильевич из рода Рюриковичей.

Прибавление к титулу царя Ивана IV (оставим так, как было определено Николаем Карамзиным) приставки «Грозный», связано с последним периодом его царствования. На Руси, в народе, издавна, было принято давать правящим великим князьям, исходя из характера их управления страной или поведения, прозвища, такие, как «Великий», «Справедливый», «Тихий». Что касается царя Ивана IV, то такую приставку- «Грозный», впервые приписал к его титулу в своем труде «История российская» Василий Татищев (годы жизни 1686-1750), государственный деятель, а на досуге - любитель русской истории Возможно, он учёл тот факт, что не народ, а иностранные послы в России из соседних западных и северо-западных стран, порой так и именовали тогда русского царя, которых, Иван IV, по правде сказать, и сам недолюбливал. А быть грозным, по отношению к ним, у царя Ивана IV причины были. Слишком много было желающих со стороны правителей, отправивших их послами к русскому царю, покуситься на русские земли, да и при торговле выставлять непомерно высокие цены.



Иван IV (годы жизни 1533-1584. Скульптурная реконструкция внешности первого русского царя, выполненная по его черепу скульптором-антропологом Михаилом Герасимовым в 1964 году).

Что касается опричнины на Руси, введённой царём Иваном IV, то её причины, как считает большинство историков, исходят из условий его постоянной борьбы за удержания царской  власти в своих руках.

Иван, сын Великого князя Василия III, родом из Рюриковичей, остался в трёхлетнем возрасте без отца, ещё через пять лет и без матери - Елены Глинской. До пятнадцати лет, пока он торжественно не был венчан на царство, его жизнь проходила в обстановке дворцовых интриг, борьбы за влияние на малолетнего великого князя Ивана, в основном, между враждующими между собой боярами из родов Бельских и Шуйских.

Приняв Русь под своё царствование, Иван IV, вскоре созвал первый Земский Собор, на который были приглашены представители всех слоёв населения тогдашней Руси. Надо отметить, что представителей от крестьянского люда на него, не пригласили, хотя их насчитывалось в те времена, до двух третий от всех живших тогда на Руси.



Выступление Ивана IV на первом Земском Соборе в феврале 1549 года с обещанием править Русью праведно (литография кртины художника Клавдия Лебедева).

По окончанию Земского Собора, Иван IV, на основе его решений, приступил к проведению земской, экономической, судебной, военной и других необходимых для укрепления своего царствования реформ, к формированию приказов - прообразов будущих министерств.

Решать внутренние проблемы Ивану IV, в тот период его царского правления, пришлось в сложнейших условиях. Но ему удалось в военных походах усмирить ханство Казанское и разрушить Сарай-Бату - столицу Золотой Орды, присоединить к Руси земли Приуралья и Поволжья, приструнить сибирского и ногайского ханов. На западных границах, Иван IV, в целях выхода к берегам Балтийского моря, вёл постоянные военные действия и войны со Швецией и Польшей. На южных рубежах приходилось постоянно отражать нескончаемые набеги на российские земли конных отрядов Крымского ханства, которые, в их ходе, захватывали и угоняли местных жителей в рабство.

Сил на разрешение всех внешних проблем у Иван IV не хватало, да и внутри страны не было так спокойно и мирно, как бы хотелось.

В этих условиях, тридцатидвухлетний царь Иван IV, на долгие семь лет, вводит  в центральных районах Руси особую форму административного правления, направленную, в первую очередь, на укрепление своей личной самодержавной власти, вошедшую не только в русскую, но и мировую историю под названием опричнина.

Предшествовали всему этому следующие события. В самом начале 1565 года, Иван IV, неожиданно и тайно для всех, покидает Москву и, вскоре объявляется в своем родовом имении Александровская слобода. Из неё он направляет в Боярскую думу послание, в котором заявил, что из-за многочисленных предательств и государственных измен большинства духовных служителей и бояр, не желает больше продолжать царствование на Руси.

Узнав об этом, взволнованные такой вестью жители Москвы вышли к стенам Кремля, требуя от Боярской думы покаяния и обращения к Ивану IV не бросать их на произвол судьбы. Бояре вынуждены были поехать к Ивану IV в Александровскую слободу с такой просьбой народа. Приняв их, Иван IV заявил, что откажется от своего решения прекратить царствование на Руси при одном условии, что в стране он создаст новый порядок, при котором получит полноправную единоличную власть. Бояре, негодуя от такой вольности в поведении Ивана IV, как говорится, «скрипя зубами», были вынуждены согласится на это, предотвращая тем самым угрозу смутного времени на Руси.



Кремль Александровской слободы (гравюра из книги датского посла Даниила Якоба Ульфельдта «Путешествие в Россию». Кремль был построен в 1513 году, как загородный дворец тогда Великого князя Василия III, отца Ивана IV. Сам Иван IV, до 1565 года, частенько, в периоды обострения боярских интриг и возможных заговоров против него, подолгу укрывался в Кремле Александровской слободы, а после введения опричнины, почти на два десятка лет Александровская слобода становится негласной столицей русского государства).



Александровская слобода в наше время (сегодня это город Александров Владимирской области, в ста двадцати трёх километрах от Москвы).

Введение опричнины Иваном IV на Руси историки трактуют и объясняют по-разному. В годы советской власти, её чаше объясняли в учебниках по истории России средних веков, как чуть ли не введение на Руси кровавого царского режима, направленного против своего же народа.



Территории Руси на которых Иваном IV была введена опричнина (в неё входили все русские земства на границе с Литвой -  Можайское, Вязьменское, Белевское, Козельское; в центре России - московские, вологодские, костромские земли; часть территорий с хорошо развитым землевладением Суздальского, Ростовского и Переяславского земств, северные промысловые районы Вологодского, Старо-Русского, Поморского Велико-Устюжского земств).

Таким образом, опричь (кроме) всех земель Российского государства, и так принадлежавших Ивану IV, в них им была выделена в своё личное управление часть территории России, получившая позднее название «царская опричнина» или просто «опричнина», на которой существующие на те времена российские законы, прекратили свои действия. Резиденцией Ивана IV, после введения им опричнины, стала уже известная нам Александровская слобода.

В ней же, на весь период опричнины, Иваном IV была создана и его личная Дума, так называемая Избранная рада - управленческая структура, выполняющая государственные функции наподобие функций Боярской думы, но, в которую Иваном IV лично включались наиболее преданные ему царские опричники. Создал Иван IV и свою, небольшую, до тысячи человек, войсковую дружину. Все воины этой дружины - опричники, поступили в личное подчинение только одному Ивану IV. Их главной задачей, на период службы в опричнине, было оберегать Ивана IV, незамедлительно выполнять все его распоряжения, «выметать» и «выгрызать» изменщиков. Опричникам было запрещено общаться с земскими людьми, они одевались в чёрные одежды, а когда ездили верхом на коне, то возили с собой метлу и собачью голову - символы опричной власти. Опричники одним только своим видом наводили ужас на народ. Иван IV дал им полную свободу действий. Они грабили и громили родовые имения бояр не только на землях опричнины, а тех, кто давал им отпор, убивали или казнили.

Оставшиеся земли российского государства, остались за земствами. Управление земствами, в период опричнины, продолжалось осуществляется в Москве Боярской думой, которую в те времена возглавлял князь Иван Дмитриевич Бельский (привожу его имя с отчеством, так как перед ним, той же самой Боярской думой, руководил другой князь из рода Бельских - Иван Федорович).

Но опричнина не была двоевластием, как иногда пытаются такое состояние управления Россией преподнести отдельные историки. Иван IV крепко держал в своих руках обе ветви власти в своём царстве и Избранную раду, созданную им для управления на землях опричнины и Боярскую думу, управляющую государственными делами на всех оставшихся земских землях.

Справка. Что касается Боярской думы, то её истоки уходят во времена формирования основ государственной власти в виде боярской ещё в Новгородской Руси. В действительности, по началу, это было нечто в виде совещательного органа (совета) при Великом князе, в который входили его ближайшие сослуживцы, имеющие заслуги перед ним или, большой опыт службы при нём. С годами, такой совет, всё больше и больше пополнялся придворными влиятельными и состоятельными боярами, которые не только помогали русским князьям управлять княжескими землями, а порой, в своих интересах, препятствовали правящим князьям в принятии тех или иных решений или в чём-то, ограничивали их власть. В годы опричнины, Иваном IV из Боярской думы, которая продолжала оставаться в Москве, были удалены и репрессированы все практически её прежние заседатели. Их заменили на неродовитых, преданных царю бояр. Они продолжали писать новые государственные бумаги, однако, при этом, никаких дискуссий не проходило, варианты деловых решений преподносились Ивану IV и последнее слово по их утверждению, как говорится, было за ним.

Что касается земств, то они появились в ходе Земской реформы, проведённой Иваном IV в период с 1550 по 1556 год. В результате её, на Руси была создана система земского самоуправления. Земства, после реформы, отдавали Ивану IV, имеющим над ними полную власть, почти все свои доходы в виде налогов. После введения опричнины, в земстве осталась большая часть окраинных российских земель, среди них Печорский край, земства Муромское, Псковское, Брянское, Смоленское, частично Новгородское. Управление земствами, не вошедшие в опричнину, шло из Боярской думы, которая так и оставалась в период опричнины постоянно в Москве.

Как известно, Боярская дума и Земства, просуществовали после окончания эпохи правления Ивана IV, ещё до времён реформ Петра I.

Все годы своего правления, Иван IV, безуспешно, пытался уйти от зависимости уже не советов, а прямых решений Боярской думы. Введение им опричнины стало фактически вершиной противостояния между его личной властью на Руси и властью Боярской думы. Надо сказать, что на землях, вошедших в территорию опричнины, располагалось большинство родовых семейных угодий бояр, входящих в состав Боярской думы. Фактически опричнина, стала своеобразным инструментом уничтожения Иваном IV противостоявших, а лучше сказать, мешавших ему в управлении страной бояр и представителей их родов. За семь последующих лет опричнины, её репрессии коснулись более сотни боярских династий, выходцы из которых, верой и правдой служили ещё во времена правления Русью отцом и дедом Ивана IV. Знатные некогда бояре, вместе с семьями, были сосланы им на слабо освоенные северные и предуральские российские земли. Многие из них, специально, для устрашения остальных, непокорных бояр, были казнены по личному распоряжению Ивана IV в Москве без суда и следствия.



Опричники учиняют разбой в доме опального боярина (литография картины художника Александра Новоскольцева).

Земли всех высланных и казнённых бояр, отходили к опричнине и раздавались опричникам, выходцам из незнатных боярских родов. Большая часть добра, изъятого в боярских имениях, в основном золото, драгоценности и меха поступали для пополнения государевой казны, остальное опричники забирали себе.

Территория опричнины, за время существования, по отношению к начальной, расширилась в несколько раз. Кроме того, Иван IV, в годы опричнины, с целью разграбления, направил несколько карательных экспедиций в земские города, не входящих в опричнину - Клин, Тверь, Новгород. Что касается Новгорода, то он находился под властью опричников более двух лет, дольше чем все другие из захваченных опричниками земских городов. Древний Новгород подвергся за это время, по сравнению с другими земскими городами, наиболее жестким разграблениям и многочисленным казням местных жителей.



Расправа опричниками Ивана IV над новгородцами.

В результате введения опричнины Иван IV добился абсолютной власти в стране, сформировал Русь как централизованное государство, полностью устранил влияние старинных боярских родов на принятие решений в государственных делах на Руси.

Вместе с этим, опричнина нанесла России и колоссальный хозяйственной урон, в стране появилось большое количество заброшенных и разоренных земель, сократилась торговля. Ограничение перехода крестьян от одного землевладельца к другому, введённое Иваном IV в период опричнины, стало предпосылкой появления в России в конце того же века крепостного права.

Поначалу успешно шедшая Ливонская война Ивана IV с Ливонским орденом за выход России к берегам Балтийского моря, начатая им ещё до введения опричнины, после распада Ливонского ордена, продолжилась, но уже с объединёнными войсками Швеции, Польши, Литвы и Дании и, в конечном итоге, была проиграна.

Бояре, армия, духовенство и народ, неоднозначно приняли введение Иваном IV опричнины на Руси.

Через год после её начала, часть родовых бояр направили Ивану IV челобитную, с просьбой остановить опричнину.



Народ просит Ивана IV отменить опричнину (фрагмент картины художника Михаила Горелика).

Реакция Ивана IV была жестокой. Он приказал казнить всех, кто подписал её. Возмущённый разбойническими действиями царских опричников, российский митрополит Афанасий публично сложил с себя духовный сан и был за это, отправлен Иваном IV в московский Чудов монастырь, простым монахом. Следующим за ним митрополит Герман, через неделю после вступления в должность, за какое-то неосторожное высказывание против опричнины, был немедленно Иваном IV лишён своего духовного сана и, также, как митрополит Афанасий, отправлен доживать свой век в один из монастырей. Не лучше сложились судьбы в период опричнины и других митрополитов на Руси. Иван менял их каждые два года на новых, а предыдущих, чем-то ему не угодивших, отправлял в монастыри.

Через три года после введения опричнины, произошло массовое стихийное выступление жителей Москвы, возмущенных бесконечными казнями, проводимых опричниками на площадях их города.

Зрели скрытые недовольства и в российской армии. Многие опытные армейские воеводы-бояре были отстранены от своих должностей, часть из них была казнена.  Созданное Иваном IV опричная дружина умела совершать только карательные набеги на российские города и захватывать имения родовых бояр.  Как результат военного ослабления России в годы опричнины, стал возможен поход крымского хана Девлет-Гирея на Русь в 1571 году. Весной того же года его войско легко дошло до Москвы, разгромив по дороге все встречающиеся отряды опричников. Как известно, Москва, ханом Девлет-Гиреем не была взята, но была сожжена почти до тла, из-за пожаров, возникших в ходе боёв на её окраинах. Огонь быстро перекинулся на город, тысячи жителей Москвы при этом, погибли.



Московский пожар в мае 1571 года.

Когда Девлет-Гирей через год вновь пошёл на Русь, Ивану IV пришлось срочно объединить для победы над ним отряды опричников и земское войско. Именно это военное нападение остатков войск распадающейся империи Золотая Орда на Русь, в виде последнего похода крымского хана Девлет-Гирея на Москву, считается многими историками окончанием опричнины, введённой Иваном IV семь лет назад.

Возможно, наконец-то, Иван IV понял всю бессмыслицу ведения внутренней войны со своим же народом в условиях усиления нападок на Русь на южных рубежах её внешними врагами и неуспехами в начатой им же, ещё до опричнины, как казалось  Ивану IV кратковременной Ливонской войны, которая в годы опричнины разрослась до войны по всем северо-западным и западным российским рубежам.

Кроме этого, за годы опричнины из доверия Ивана IV вышли практически все, кто стоял рядом с ним у её истоков. Иван IV видел измену везде и во всём. Пошли расследования уже среди самих видных опричников, поднятых им из незнатных родов и приближенных к себе, и последующие их казни. Фактически, к 1572 году, Иван IV потерял опору своей власти как в народе, так и среди своих приближённых.

Осенью 1572 года, своим именным указом, Иван IV отменил разделение русских земель на опричнину и земства, распустил опричную дружину, которая разрослась к тому времени с одного, до пяти десятков тысяч человек. Иван IV не только отменил опричнину, но и запретил упоминание самого слова «опричнина» и всего что было с ней связано за её годы. Всем нарушителям указа грозили строгие наказания, вплоть до битья кнутом. Однако, существует предположение отдельных историков, что часть управленческих решений, вышедших во время опричнины из царских приказов и администрации, называемой тогда «государевым двором», продолжили негласно исполнятся вплоть до самой смерти Ивана IV.

После отмены опричнины, Иван IV, оставшийся в нашей и мировой истории как царь Иван Грозный, правил Русью еще почти двенадцать лет. Через три года после отмены опричнины, Иван IV совершил повторную попытку укрепления своей личной власти на Руси. Он снова объявил, что отрекается от престола, покидает Москву и удаляется в Александровскую слободу. Снова бояре, духовенство и народ посылают ему челобитную не оставлять Русь и их без царя-батюшки. Иван IV, на сей раз, не выставляя никаких условий, внемлет их призывам и возвращается в Москву. Новых репрессий он вводить не стал, но, своим указом, значительно потеснил влияние на него российского духовенства, отменив им же введённые на Руси в период церковной реформы 1551 года все привилегии церквям и монастырям.

Иван IV продолжил Ливонскую войну за выход к берегам Балтийского моря. Эта война, как известно, закончилась за год до смерти Ивана IV поражением России и подписанием невыгодного для России мира. К брегам Балтики Россия в годы правления Ивана IV так и не вышла. Зато он успел при своей жизни, в конце 1582 года, принять посланников от казачьего атамана Ермака Тимофеевича, с долгожданным известием о разгроме им войск Сибирского хана Кучума и о присоединении его земель к России.

В 1862 году, через три века после введения Иваном IV на Руси опричнины, Россия отмечала своё тысячелетие. В Великом Новгороде было решено установить грандиозный памятник, посвящённый этому историческому событию и разместить на верхнем круговом ярусе его фронтона скульптурные фигуры шести российских самодержцев, включая первого российского князя Рюрика, Великого князя Владимира - крестителя Руси, князя Дмитрия Донского - победителя войска монголов в Куликовской битве, первого царя на Руси Ивана IV, первого царя из рода Романовых Михаила и первого императора России Петра I.

Узнав о том, что на этом памятнике хотят установить скульптурное изображение Ивана IV и, таким образом, увековечить память о нём, горожане Великого Новгорода помня, какие разорения и беды принёс Иван IV городу во времена опричнины, направили, российскому императору Александру II прошение, не устанавливать на нём его фигуру. Просьбу новгородцев уважили, вместо скульптурной фигуры Ивана IV, на памятнике Тысячелетие Руси, установили скульптуру его отца - Ивана III.



Памятник «Тысячелетие Руси» (установлен на территории Кремля Великого Новгорода. На нижнем круговом ярусе памятника размещены сто три скульптурные фигуры выдающихся на тот момент времени россиян, в том числе,  тридцати одного представителя духовенства и российских просветителей, двадцати шести государственных деятелей, тридцати военных людей, шестнадцати  писателей, поэтов и художников).

Что касается взгляда на опричнину из нашего века, то без сомнения, её введение было не спонтанным, а глубоко, лично, тайно продуманным Иваном IV замыслом, по установлению своей самодержавной власти на Руси без всякого влияния на неё со стороны духовенства и основных боярских родов. Ивану IV, как известно, реализовать всё это удалось, но ценой ослабления российского государства и пролитой крови казненных и убитых его противников.

Возможно, подобную попытку, по похожему сценарию введения опричнины Иваном IV, замыслил в 1991 году и наш седьмой «партийный царь» -  Михаил I из крестьянского рода Горбачёвых, но уже не один, а вместе со своим ближайшим окружением, для укрепления в стране власти КПСС. Но времена были уже не те, к чему это привело, вы знаете. Советский Союз, истоки которого исходили из объединения в единое государство княжеств древней Руси князьями из рода Рюриковичей, распался и перестал существовать. Современная Россия, страны, некогда входившие в СССР, до сих пор, ещё не донца оправилась от последствий такого распада.

Мои заметки выходят еженедельно по пятницам.

Заходите на мою страницу и читайте их!

Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению заметок своих близких, знакомых и друзей!

Делитесь ими в Контакте, Одноклассниках, других социальных сетях, используйте их для распространения. Комментируйте! Буду рад ответить на все вопросы!

Читайте все мои публикации. Обещаю, вас ждёт много интересного!

Продолжение заметок следует!

Previous post Next post
Up