Пиво. Краткий исторический экскурс его появления, распространения в мире и России

Nov 18, 2022 08:47


«Искусство пивовара заключается не в том, чтобы сварить добротное пиво, а в том, чтобы оно принесло пользу и удовольствие тем, кто будет его употреблять»

Первые слабые алкогольные напитки, названия которых за дальностью веков не сохранились, практически одновременно на всех континентах древние люди, начали изготовлять и употреблять в пищу наравне с хлебом, Такие напитки, с большой долей вероятности, как, впрочем, и многие другие свои продукты питания, древний человек получил случайно, из любопытства, отпив однажды из чаши, в которой находились давно замоченные и забродившие остатки от несъёденного им о хлеба,   продуктов хлебопечения или зерна. Не могу уверенно сказать, что почувствовал тот древний человек вскоре после употребления такого напитка, но то, что процесс его получения продолжился, а, со временем и усовершенствовался, это уж точно, без всяких сомнений.

Одним из самых древних слабых алкогольных напитков в мире является пиво. Археологи обнаружили предметы по изготовлению пива при раскопках на обширных южных территориях, начиная от Древней Месопотамии - земли нынешнего Ирака, до Древнего Египта.



Древнеегипетская фреска, отражающая процесс употребления пивного напитка в лечебных целях.



В тех краях, пять, а может быть и шесть тысяч лет назад, первые напитки, чем-то напоминающие пиво, в основном, получали при нагревании смеси забродившего в воде хлеба или зёрен пшеницы, ячменя, с последующим её отцеживанием. В дальнейшем, для улучшения качества получаемого пива, его стали готовить, по той же технологии из солода - пророщенных зёрен разных зерновых культур. Для вкуса и аромата, изготовители добавляли в древнее пиво мёд, отвары и смеси разных трав, цветов.



Древнемесопотамская фреска, отражающая процесс употребления пива.

Изготавливали пиво, конечно же, и в древнем Китае, основой для которого служил, естественно, рис. Но эта далёкая закрытая от всего мира страна никак ни повлияла, в отличие от пороха и щёлка, на его распространение за пределы своих границ.

Первое пиво, скажу забегая вперёд, вплоть до начала девятнадцатого века, не фильтровали, а чтобы твердые частички со дна не попадали в рот, пили его через тростниковую и или другие соломинки. Богатые потребители пива, для этой же цели, использовали соломинки, сделанные из золота или серебра.

Надо отметить, что при всём этом, в азиатских и африканских странах, в те древние времена, употребление пива не носило массового порядка, а считалось уделом избранных, как вы догадываетесь, правящей элиты и зажиточных людей. В последующем, в исламских странах употребление пива, как, впрочем, и остальных алкогольных напитков, по религиозным соображениям, полностью прекратилось.

Первоначально в Европу, египетское пиво, проникло морскими торговыми путями в её средиземноморские страны - Древнюю Грецию и Римскую империю. Древним грекам и римлянам этот напиток не понравился, им в избытке хватало своей слабо алкогольной продукции - разнообразных сортов вин, которые они пили наравне с водой.



Древнеримское питейное заведение.

Пришла ли технология изготовления пива в центральную Европу из Египта или стран северной Азии, а может быть европейские жители сами самостоятельно научились его варить, сегодня сказать трудно. Но то, что процесс пивоварения в начале нашей новой эры широко распространился по всём центральным и северным странам европейском континента - факт неоспоримый.

В досредневековой Европе, её жители занимались пивоварением в частном порядке. Каждая семья изготовляла пива на свой вкус, цвет и лад для домашнего употребления, приурочивая это дело, в основном, к праздничным дням.



Средневековая гравюра, показывающая процесс варки пива в Европе в домашних условиях.

К процессу пивоварения, с начала его появления в европейских странах активно подключились монахи католических монастырей. В средние века они фактически, повсеместно в Европе, свели на нет домашнее приготовление пива.



Пивоварня в одном из католических монастырей.

Монахи, в монастырях в те времена, при варке пива, как и когда-то древние египетские пивовары, пытаясь получить его улучшенные характеристики, добавляя в этот напиток разные природно-растущие компоненты. Среди них, наиболее широкое применение нашли созревшие, обладающие при этом специфическим дурманившим ароматом, шишкообразные зелёные цвета многолетнего разносортного растения вьющегося хмеля, в своём множестве произраставшего на европейских землях.



Заросли вьющегося хмеля (латинское название «Humulus»). Созревшие зелёные цветы хмеля.

А для длительного хранения сваренного пива, монахи стали добавлять е него дрожжи и, наряду с задуманным, получили ещё одно его новое свойство - пенность пива.

В средневековье наибольших успехов в пивоварении достигли монахи монастырей Баварии - одной из центральных германских земель. Лидерство баварского пива, как и его  массовое употребление жителями этой земли, сохранилось и до наших дней. Сегодня всему миру известен проводимый в Мюнхене с начала девятнадцатого века фестиваль пива «Октоберфест». На него, ежегодно, в третью субботу сентября, из многих стран съезжаются поклонники отведать только что сваренного свежего пива, приготовленного из ячменя нового урожая. На этом пивном гульбище, длящемся чуть больше двух недель, выпивается, без преувеличения, миллионы литров пенного хмельного напитка.



В Германии, немецкое пиво получило и единое для него имя - «Beer», известное сегодня всему миру.

Кроме Германии, в Европе, пиво получило широкое распространение в Бельгии, в которой монахи местных монастырей, варили слабоалкогольное пиво светлых сортов. В средние века у бельгийских пивоваров появился и их свой мифический король-покровитель по имени Гамбринус.



Средневековая гравюра с изображением мифического короля пива Гамбринуса.

Появление Гамбринуса связывают с реально существовавшей в тринадцатом веке личностью - фламандским герцогом Яном Гримусом (годы жизни 1251-1294), который долгое время был почетным председателем гильдии бельгийских пивоваров. В зале заседаний гильдии постоянно висел его портрет с кружкой пива в руке. Через какое-то время Ян Гримус, получил в народе своё новое имя - Гамбринус и, с ним, вошёл в европейскую и мировую истории пивоварения.

В Великобритании, наоборот, предпочитали варить и пить крепкие сорта пива тёмного цвета, получаемого за счёт жжёного солода и применения при его брожении большого количества хмеля. Такое пиво получило и своё имя - «Портер». Варили в Англии и пиво под названием «Эль», получаемое в результате его кратковременного брожения до пяти дней с добавками и без добавок хмеля. Пили пиво в Англии в основном в тавернах, а в хорошую погоду на свежем воздухе, выставляли столы для посетителей рядом с ней.



В Чехии, основным застрельщиком пивоварения стала её земля Богемия. Варили в Богемии пиво, примерно, по тем же рецептам и технологиям, что и на германских землях. Кстати, чехи оказались очень привередливой нацией к чистоте и качеству изготавливаемого в их стране пива.



Средневековая чешская гравюра, отражающая процесс приготовления богемского пива.

В истории пивоварения Чехии сохранился такой интересный факт. В 1838 году, богемском городе Пльзене, произошёл, так называемый «пивной бунт», когда горожане, возмущённые качеством сваренного пива, выкатили и разлили перед городской мереей несколько бочек непонравившегося им пива.



Чешский городе Пльзене в наши дни.

Что касается таких дальних стран мира, как Япония, то пиво в этой стране набрало популярность только в начале прошлого века и то, благодаря открытости этого островного государства для международной торговли. Тоже самое можно сказать про Китай и другие южноазиатские страны восточного полушария. Исключение составляла Индия, в которой пиво избранно варили только для колонизировавших её англичан.

В США и Канаде процесс приготовления местного пива, совпал, естественно, с волнами эмигрантов, прибывшими на необжитые североамериканские земли из Англии, Ирландии, Германии и Франции. Американцы, рациональные во всём, вместо «длинного» и неуклюжего слова «Beer» дали пиву своё короткое и жёсткое имя - «Bir».

Если до середины восемнадцатого века пивоварение в основном носило характер кустарного производства, то в дальнейшем, по мере роста народонаселения, производство пива в мире перешло на рельсы промышленного индустриального производства.

На землях древней Руси пивоварение существовало наряду с мёдоварением, но не носило массового распространения, что дало отдельным историкам основание утверждать, что пива на Руси и вообще вовсе не варили. Пиво, сваренное северо-западными славянами на зёрнах ржи или проса, и медовуха - забродивший и слегка разбавленный водой мёд, не только употреблялись в домашнем обиходе, но и в большом количестве отправлялось в соседние северные страны в обмен на их товары. Сохранился ряд документальных записей в древнеславянских летописях о принятии Новгородским Вече решений по установлению требований к качеству пива, цен на него и по налогообложению его изготовителей. Найдены в Новгороде и обрывки берестяных грамот, в которых, без названия, упоминается напиток, изготовленный из забродившего зерна ячменя.

В конце одиннадцатого века, в массовом порядке, на Руси стали открываться и первые частные питейные заведения - корчмы, в которых, в каждой, пиво и медовуху варили сами, при этом цены на оба напитка, были примерно на равных. Надо сказать, что в корчмах, как и потом в трактирах, по желанию посетителей в пиво, понемногу, добавляли мёд.



Средневековая русская корчма и вид современного ресторана-корчмы в Санкт-Петербурге.

На Руси, с изначальных времён, вплоть до Первой мировой войны, по великим церковным праздникам и при проведении похоронных обрядов, вскладчину, устраивали, так называемую братчину - общие гуляния или поминания усопших, на которых основным алкогольным напитком служило сваренное накануне пиво.



«Общий жертвенный котел в престольный праздник» или «Братчина». Картина, нарисованная Илларионом Прянишниковым (годы жизни 1840-1894) в 1888 году.

Как и в Европе, монахи православных российских монастырей, на своих подворьях, не чурались изготовлением пива, как лёгких, так и крепких сортов.

Наведение на Руси порядка с пивоварением, началось в годы княжения Великого князя Московского и государя всея Руси Ивана III. В бытность своего правления, он запретил продавать в корчмах и кабаках пиво, сваренное не в этих питейных заведениях, и распорядился отчислять часть доходов от продажи пива, как и других алкогольных напитков в государеву казну. Он же запретил продавать пиво из питейных заведений на вынос. Этот запрет был отменён только в середине девятнадцатого века, что вызвало резкое увеличение потребления пива в народе.

Изготовление пива простому народу в годы правления Ивана III, а в последующем и при других царях, разрешалось только в исключительных случаях не более четырёх раз в году, по великим церковным праздникам, например на Пасху или Масленицу. Наряду с пивом, Иван III разрешил продажу в кабаках, так называемого, «хлебного вина» - образно говоря, слабо спиртовой самогонки, изготовление которого требовало меньших затрат и средств, чем варка пива. Дешёвое для простого люда «хлебное вино», вскоре и надолго, если почти не на четыре века, вытеснило на Руси пиво из массового употребления.

Надо сказать, уже в те далёкие времена, правители Руси столкнулась с проблемами, образно говоря, бытового пивного пьянства. Так, русский царь Борис Годунов, своим указом запретил продавать пиво «средним и молодшим» людям, то есть молодого и среднего возрастов.

По всей видимости, начиная со средних веков, в отличии от правителей европейских стран, монархи российского государства стали делать ставку на употребление народом не пива, требующего при приготовлении больших расходов зерна, а на хлебное вино, в последующем на водку.

Пиво, изготовленное в России, по мнению посетивших её в средние века иностранцев, было мутным и горьковатым, с явным сивушным запахом. Богатые люди могли позволить себе его не пить его, а выписывать пиво из-за границы, при этом особой популярностью пользовалось английское светлое пиво сорта «эль».

Своё, можно сказать, положительное и прогрессивное влияние на процессы изготовления российского пива, по уже принятым в Европе стандартам, оказал, как вы догадываетесь, Пётр I. Во время своих заграничных путешествий по странам Европы, его очень удивил тот факт, что народ в них предпочитает практически повседневное, повсеместное и без каких-либо ограничений употребление пива, предпочитая его крепким горячительным напиткам.

Предприимчивый молодой Пётр I, никогда не отказывающийся от преподнесённой ему в европейских странах кружки пива, по возращению в Россию «прихватил» с собой, наряду с разными мастеровыми, несколько нидерландских и немецких пивоваров.

В ноябре 1718 года Пётр I своим указом распорядился Адмиралтейству начать пивоварение в больших объёмах для нужд российского флота, считая пиво лучшим средством от цинги для матросов. Он же, ввёл в «Морской Устав» соответствующую статью, по которой каждому матросу полагалось пять ведер пива в месяц, не забыв при этом ввести и норматив на водку - шестнадцать чарок в месяц на одного матроса. Приглашённые же в Россию иностранные пивовары, готовили пиво по европейским рецептам в небольшом объёме, только для царского окружения и избранных, приближённых к царскому кругу вельмож. Так продолжалось до последних лет правления императрицы Екатерины II.

Частным пивоварением в Санкт-Петербурге в её времена, в основном, занимались россияне - выходцы из разных европейских стран. Среди них был и, имеющий английское происхождение, Ной Казалет (годы жизни 1757-1800). Его личная пивоварня, созданная им в 1788 году, находилась почти в центре северной столицы у Старо-Калинкинского моста над рекой Фонтанка. Объёмы сваренного в ней пива были невелики и поступали, в основном, в рядом стоящие трактиры и кабаки.

Для справки. Кабаками в российской империи считались небольшие столовые заведения, в которых можно было в дневное время, на коротке, перекусить и выпить. В трактирах (в средние века - корчмах), кроме, как поесть и выпить, можно было, например, дорожному путнику, остановиться в них на ночлег и отдохнуть.

Переход от частного пивоварения к промышленному, произошёл в России в 1795 году. В тот год, Екатерина II, уступила нижайшей просьбе своего придворного пекаря Абрахама Фридриха Крона - осевшего в России шведа, и, разрешила ему, в своей северной столице, построить небольшой пивоваренный заводик для всех жителей Санкт-Петербурга, с обязательной бесплатной поставкой изготовленного на нём пива императрице и всему её царскому двору. Она даже милостиво выделила Абрахаму Крону на эти благородные цели из государевой казны солидную по тем временам сумму денег - тридцать тысяч рублей серебром.



Абрахам Крон (годы жизни 1766-1827), основатель первого в России промышленного пивоваренного завода.

Екатерина II разрешила также, использовать под строительство пивного завода и пустующий земельный участок на окраине Санкт-Петербурга, в том районе, где сегодня находится Александро-Невская Лавра.

Владельцем этого пивоваренного завода, после ухода из жизни Абрахама Крона, стал его старший сын Александр. В 1848 году, он, в коммерческих целях, совершил сделку по объединению своего завода с другим питерским пивоваренным предприятием, выросшим из пивоварни Ноя Казалета у Калинкина моста. В 1862 году объединённый пивоваренный завод был преобразован в Калинкинское пиво-мёдоваренное товарищество. В народе оно получило названное «Калинкинское» и, к началу Первой мировой войны, выпускало самые большие в России объёмы сваренного пива.

В годы Советской власти Калинкинский пивоваренный завод переименовали в «Пивзавод имени Степана Разина». Какое отношение к пиву имел бунтарный казачий атаман, удостоенной в 1922 году «такой великой чести» от революционно настроенных руководителей пищевой отрасли РСФСР, сегодня сказать трудно, но, как говорится: «слов из песни не выкинешь».



Здание пивоваренного завода имени Степана Разина, построенное ещё в конце девятнадцатого века.

В новой, постперестроечной России, этот завод, поменяв нескольких хозяев, в 2013 году закрыл свою деятельность, а его производственные площади превратились в неиспользуемый никем технопарк «Степан Разин».



В девятнадцатом веке промышленное пивоварение распространилось по всей губерниям Российской империи. Эти пивоваренные предприятия стали основой для многих и сегодня существующих российских пивоваренных заводов. Сохранились в государственных архивах и интересные статистические данные, связанные с количеством употребления пива в России. Так, в Москве, во втором десятилетии девятнадцатого века, в среднем за год, изготавливалось и выпивалось до одного миллиона вёдер пива, то уже во второй половине того же века, почти две тысячи существующих в Российской империи пивоваренных заводов, ежегодно варили более пяти миллионов вёдер пива в год. Российское государство, для контроля за прибылью от пивоварения, как и во времена Ивана III, разрешало продажу пива только в кабаках и трактирах.



Таким изображён российский кабак на гравюре середины девятнадцатого века.

К концу девятнадцатого века масштабы пивоварения в России возросли на столько, что появилась необходимость создания общественного органа по регулированию отношений между владельцами пивоваренных заводов, которые к тому времени существовали во всех крупных губернских городах. И такое объединение в 1896 году было создано. Называлось оно «Союз пивоваренных заводчиков России» и просуществовало до революционного 1917 года. В сентябре 1999 года, в новой России, объединение пивоваров было возрождено в виде «Союза российских пивоваров». В настоящее время этот союз объединяет под своим началом более двухсот российских пивоваренных предприятий.



Эмблема «Союза российских пивоваров».

Интересен и такой факт. Если в средние века европейские пивовары, для изготовления лёгких сортов пива, основную часть хмеля в этих целях закупали в России, то российские пивовары в девятнадцатом веке наоборот, почти весь хмель, хотя в России он рос повсеместно, везли из-за границы.

В годы Первой мировой войны производство пива в России практически прекратилось. В революционные годы, годы Гражданской войны, индустриализации, Второй мировой войны и в послевоенные годы, было примерно тоже самое. Возрождение пивной отрасли в Советском Союзе пришлось на шестидесятые годы прошлого века. А в новой, после перестроечной России, пивная отрасль стала, без преувеличения, лидирующей в алкогольной отрасли.

Заканчивая заметку хочется пожелать всем любителям пива. Пить пиво или не пить, после восемнадцати лет жизни, самостоятельно решает каждый, но имейте в виду - Минздрав России предупреждает…

Мои заметки выходят еженедельно по пятницам.

Заходите на мою страницу и читайте их!

Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению заметок своих близких, знакомых и друзей!

Делитесь ими в Контакте, Одноклассниках, других социальных сетях, используйте их для распространения. Комментируйте! Буду рад ответить на все вопросы!

Читайте все мои публикации. Обещаю, вас ждёт много интересного!

Продолжение заметок следует!

Previous post Next post
Up