Джузеппе Калиостро. Его жизнь, авантюрные похождения, в том числе, в России. Часть третья

Nov 11, 2022 09:27


«Желающих узнать правду о ком-то или о чём-то, множество. При этом, у тех, кто узнал её, порой, может наступить глубокое разочарования от результатов такого познания»

Есть версия, что Калиостро, несмотря на якобы его умение предугадывать будущие события, оказался игрушкой в руках самой Истории. Против него, кроме французского короля Людовика XVI, ополчилась и католическая церковь во главе с самим римским папой Пием VI, которая давно почувствовала в Калиостро своеобразного конкурента, за счёт его авторитета у прихожан, которых он заманивал в свои всё новые и новые под разными названиями масонские ложи. Кроме это католическая церковь постоянно осуждала его мистические сеансы по вызыванию духов умерших людей. Есть версия, что именно тайные агенты римского папы, через итальянских масонов, соблазнили Калиостро покинуть Швейцарию и вернуться в Италию, обещая ему «помощь» в создание единой европейской масонской ложи. Замысел римского папы, заключался в том, чтобы по возвращению Калиостро в Италию, держать всю его деятельность, в том числе и  мистическую, под контролем римской католической церкви и никогда больше не выпускать его за пределы страны.

Как показало дальнейшее развитие событий, замысел римского папы Пия VI полностью удался.



Римский папа Пий VI (годы жизни 1717-1799. Годы папства 1775-1799).



После отъезда из Швейцарии, Калиостро вначале кратковременно пожил в Экс-ле-Бене - провинциальном приграничном городке Швейцарии с Италией, а затем отправился в город Турин Сардинского королевства. Для понимания ситуации, надо сказать, что в восемнадцатом веке, на итальянских землях, располагались Сардинское и Сицилийское королевства, Венецианская республика и республика Генуя, Тосканское герцогство и Папская область. Их объединение в единую Италию произошло только в середине следующего века, а во времена жизни Калиостро, каждое из этих административных территориальных образований проводило свою независимую политику. Сардинией правил король Виктор Амадей III, состоявший в родстве с Людовиком XVI. Узнав о прибытии в столицу своего королевства мага и шарлатана (в переводе с французского языка шарлатан - «обманщик» или проще, «плут») Калиостро, распорядился немедленно выставить его за границу своей вотчины.

Калиостро с женой до мая следующего 1789 года, нигде подолгу не задерживаясь, отмечаются в Милане, Генуе, Парме, Вероне, и, в конце этого пути, останавливаются в маленьком итальянском городке Роверто, который в наше время именуется «Роверето».

В Роверето, осмотревшись и отдохнув от долгих переездов, в конце мая Калиостро с Лоренцей переехали в Рим. В вечном городе, кроме проведения спиритических сеансов по  вызыванию духов и голосов умерших людей, омоложения стареющих дам и кавалеров, Калиостро предполагал заняться тем, о чём мечтал всё последнее время - созданию в Риме единой европейской масонской ложи, не зная, что тайные агенты римского папы уже следят за каждым его шагом в городе и обо всём, что он делает на своих спиритических сеансах или говорит, сразу же докладывали главе Ватикана.

Время пребывания Калиостро в Риме, совпало с началом в Париже Великой французской революции, в ходе которой от власти в стране был отстранён король Людовик XVI.



Людовик XVI (годы жизни 1754-1793) и его супруга - Мария Антуанетта (годы жизни 1755-1793). Казнены в Париже 16 октября 1793 года отсечением голов на гильотине.

Франция стала конституционной республикой, а главным событием того года стал снос четырнадцатого июля в центре Парижа крепости-тюрьмы Бастилия, где ещё совсем недавно томился Калиостро в ожидании суда по делу о пропаже королевского бриллиантового ожерелья.

Создать в Риме европейскую масонскую ложу Калиостро не удалось. Римский папа, провозгласив масонов главными организаторами и вершителями французской революции, объявил всем католикам, состоявших в масонских ложах анафему - отлучение от святой церкви, а непокорным - привлечение к суду инквизиции.

События революции во Франции в тот, 1789 год, развивались, даже по меркам Истории, стремительно.

К слову. Истоки Великой французской революции начали вызревать ещё в середине того восемнадцатого века. Её причинами были банально одинаковыми для всех революций - нарастание социально-экономического кризиса из-за непомерных трат государственных денег королём Франции, его ближайшим окружением и так называемыми первым и вторым сословиями страны. Кроме этого представители этих двух сословий практически не платили налогов и других отчислений в казну  страны (историками для социально-бытовой классификации населения стран средних веков приняли его разделение на три сословия - первое, включающее в себя духовенство, второе - дворянство и третье - всё остальное население, которое в среднем по странам Европы составляло порядка до девяносто пяти процентов).

Социально-экономический кризис во Франции в 1789 году достиг своего пикового состояния. Министр финансов страны был вынужден обратиться к Людовику XVI с предложением срочно провести Генеральные штаты Франции (собрание представителей всех трёх сословий с совещательными голосами) для изменения порядка сбора в стране налогов в сторону их увеличения с лиц первого и второго сословия. Людовик XVI нехотя согласился. Генеральные штаты состоялись в июне. Их результат был предсказуем, решение об увеличении налогов с самих себя, представители в собрании первого и второго сословий принимать категорически отказались. В ответ на это, представители третьего сословия, вышли из состава Генеральных штатов Франции и создали своё собрание, названное Национальным. Через месяц это собрание приняло решение повысить свой статус до Учредительного собрания, с правом установления в стране законов, обязательных для всех. Возмущённый таким развитием событий Людовик XVI распорядился разогнать Учредительное собрание. В ответ простой народ Парижа двенадцатого июля 1789 года вышел на улицы столицы и, в революционном порыве, разгромили в её центре ряд парижских зданий. Беспорядки продолжалось и на следующий день, а утром четырнадцатого июля народ захватил крепость-тюрьму Бастилию. Этот день стал во Франции датой окончания многовекового абсолютистского королевского правления и национальным праздником.

В ходе развития революции, в конце августа, Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина. Людовика XVI отстранили от управления страной, но он продолжал ещё находиться в Париже,в  своём королевском дворце на Елисейских полях, без права вмешиваться в ход событий в стране.

Что касается Калиостро, то он, без сомнения, с большим воодушевлением принимал все революционные события, происходящие во Франции.

Сразу же, как только узнав о создании в Париже Учредительного собрания, Калиостро направил в его адрес письмо-обращение с просьбой разрешить ему вернуться во Францию и принять участие в его работе. Неизвестно, получил ли он или не получил ответ, но известие об этом поступке Калиостро быстро дошло до Ватикана.



Ватикан. Государство в государстве - резиденция римских пап с 1377 года.

Римский папа активизировал против Калиостро тайную слежку, а в Риме, после падения Бастилии, вышла небольшая  отпечатанная брошюра в форме, якобы письма Калиостро одному из его французских друзей в Париже, под название «Пророчества Калиостро и прибытие его в Париж». В том «письме Калиостро», он, среди прочего, сообщает, что скоро вернётся в Париж и с удовольствием погуляет на месте снесённой народом Бастилии.

Но уехать в Париж, Калиостро не довелось. В сентябре, в революционной Франции, её Учредительное собрание отменило церковную десятину, а затем и издало декрет о передаче церковного имущества в пользу государства. Римский папа, посчитав, что такие тёмные личности как Калиостро, по примеру Франции, могут в Риме, призвать народ к разрушению устоев церкви, распорядился собрать во едино все необходимые материалы на него, по обвинению Калиостро в шпионаже в пользу французской революции.

К этому времени в Ватикане и так уже было собрано немало подобных материалов и доносов, «подтверждающих» намерения Калиостро создать в Риме масонскую ложу с непонятными никому мистическими обрядами. В конце декабря 1789 года Калиостро обвинили во франкмасонстве, подрыве устоев священной римской католической церкви, арестовали и по приказу римского папы, отправили для проведения следственных мероприятий в римский замок-крепость Святого Ангела. По воспоминаниям очевидцев, когда Калиостро везли туда, римская толпа, настроенная папскими адептами, выкрикивала угрозы в его адрес и швыряла в след камни.



Замок Святого Ангела в Риме.

Кроме шпионажа в пользу Франции, ему предъявили ещё и дополнительные обвинения в чернокнижничестве и мошенничестве в разных странах Европы. Что примечательно, все показания на него, по этим пунктам обвинения, дала на первом же допросе арестованная вместе с ним его жена Лоренца.

Судебные разбирательства длились почти два года. В список «доказанных» обвинений вошли участие Калиостро в масонских ложах, пренебрежительное отношение к выполнению католических законов, причинение проведением мистических обрядов вреда обществу, наличие у него при аресте большой суммы денег, приобретённой за счет обмана людей. В апреле 1791 года суд Ватикана приговорил Калиостро к покаянию и сожжению на костре. Римский папа решил всё же помиловать Калиостро, заменив сожжение на костре церковным покаянием, которое вскоре состоялось на римской площади Минервы.

По воспоминаниям очевидцев, Калиостро, босой, в простой рубахе, стоял на площади Минервы на коленях со свечой в руках и молил Бога о прощении. В это же время, недалеко от той площади, сжигали все изъятые при аресте Калиостро его «магические» книги и всё арестованное у него имущество.



Римская площадь Минервы сегодня.

После завершения обряда покаяния, Калиостро, он же Джузеппе Бальзамо, был закован в цепи и отправлен в замок Сан-Лео, одиноко стоящий в горах Тосканы вдали от города Урбано.



Замок Сан-Лео в наши дни.

В ожидании смертной казни Джузеппе Бальзамо провёл в одиночной камере замка ещё долгие четыре года и умер, не вынеся мук тюремного заключения. Где его похоронили, никто не знал, что «дало пищу» для появления легенд, что Калиостро не умер, а с помощью сообщников-масонов, ухитрился сбежать из места заключения в неизвестном направлении. Говорят, что его видели на Мальте, где его якобы, навещал сам Наполеон Бонапарт и о чём-то долго с ним разговаривал.

В 1797 году, после занятия французскими войсками Рима, наполеоновский генерал Ян Домбровский лично отправился в замок Сан-Лео, чтобы освободить Калиостро, что хотели многие французы, помня его предсказание о гибели империи Бурбонов. Узнав, что Калиостро умер два года назад, генерал приказал освободить всех томящихся в замке заключённых.



Наполеоновский генерал Ян Домбровский (годы жизни 1755-1818).

Что касается его жены Лоренцы Феличиани, то её откровения в ходе судебных разбирательств о всех похождениях и делах супруга, не спасли её от суда. Она была приговорена к пожизненному заключению, отправлена в один из дальних итальянских монастырей, в котором вскоре и умерла.

Так, что же на самом деле, представлял из себя Калиостро, он же при рождении Джузеппе Бальзамо?

Многим современникам Калиостро запомнился, как человек склонный к полноте, небольшого роста, с лицом носящим явный отпечаток глубокого ума или вдохновенного поэта. Любителем пышных одежд и восточных костюмов. Во время своих сеансов носящего халаты напоминающие священнические рясы, расшитые от плеч и до пяток иероглифами красного цвета. При такой одежде, надевавший на голову убор из сложенных египетских повязок из золотой парчовой материи, осыпанных драгоценными камнями, концы которых падали вниз. С лежащей на груди через плечо лентой изумрудного цвета с нашитыми на ней буквами и изображениями жуков. С постоянно висящим на широком поясе, сотканном из красного шелка, рыцарским мечом, рукоять которого имела форму креста. Запомнился он очевидцам и своими мистическими и алхимическими сеансами, исцелением больных наложением рук на головы пациентов, под туманные монотонные речи, произносимые почти шёпотом, изготовлением эликсиров молодости, пользовавшихся у дам большим успехом.

Так вот, всё это могло быть просто банальным прикрытием истинных целей Калиостро - вовлечение в масонские ложи всё новых и новых её адептов (последователей). Не исключено, что Калиостро, был только одним из множества тайных агентов основной масонской ложи Мальтийского ордена, стремящейся в те времена если пока не к мировому господству, так уж к европейскому - точно.

Действительную, широкую известность Калиостро получил только в следующем - девятнадцатом веке, благодаря, в первую очередь, плодовитому на романы французскому писателю Александру Дюма (отцу), который в серии пяти своих романов под общим заголовком «Записки врача» в своих творческих фантазиях показал Калиостро чуть ли не главным заговорщиком Великой французской революции!

В следующем - двадцатом веке, эпизоды жизни и приключений Калиостро, для массового привлечения вначале читающей, а затем зрительской публики использовали в своих книгах, спектаклях, кино и телефильмах десятки российских и иностранных деятелей массовой культуры. Они наплели про Калиостро столько небылиц и, так преподнесли его образ, что мне кажется, не только сами запутались, но и исказили реальное представление о Калиостро у своих читателей, кино и телезрителей.

Надеюсь, что эта заметка, в какой-то малой степени, может быть, всё же, поспособствует у вас более реальному пониманию жизни Калиостро, что вам и желаю.

Мои заметки выходят еженедельно по пятницам.

Заходите на мою страницу и читайте их!

Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению заметок своих близких, знакомых и друзей!

Делитесь ими в Контакте, Одноклассниках, других социальных сетях, используйте их для распространения. Комментируйте! Буду рад ответить на все вопросы!

Читайте все мои публикации. Обещаю, вас ждёт много интересного!

Продолжение заметок следует!

Previous post Next post
Up