Чихичин В.В.
[2], Белозеров В.С.
[3](Опубликовано в журнале "Региональные исследования" 2015 №4, с. 113-119)
Введение. Несмотря на то, что подавляющее большинство (80%) населения Ставропольского края - представители одного этноса - русских, этот регион по-настоящему многонационален. Он является таковым не просто по факту совместного проживания на одной территории большого количества этнических групп, а исходя из остроты и глубины проблем межкультурного взаимодействия. Пограничное положение Ставрополья на Северном Кавказе с его серьезными социально-экономическими проблемами, в зоне контакта носителей индоевропейских, северокавказских и тюркских языков, христианства и ислама актуализирует необходимость проведения мероприятий по гармонизации межэтнических отношений.
Первый шаг к решению указанной проблемы - изучение состава населения, анализ изменений, выявление конкретных болевых точек. Только объективное знание может развеять расхожие мифы о почти катастрофических изменениях на российской этнической карте за последние несколько лет. Хватает подобных мифов и на Ставрополье, и о Ставрополье. Но изменения все же происходят, и корни их кроются в событиях, как минимум, полувековой давности. Покажем на примере Ставропольского края, насколько существенно может поменяться этнических состав населения региона за пятьдесят лет, почему это происходит, какова территориальная дифференциация этнических процессов и в чем заключаются её очевидные последствия.
История вопроса. Пространственно-временная трансформация этнических процессов, как в целом в России, так и в отдельных её регионах и городах всегда являлась актуальным проблемным полем исследования. Больше внимания этому уделяли, конечно, этнологи и историки, но их чаще интересуют политические и социокультурные аспекты временной динамики этнической структуры с указанием мест проживания того или иного этноса. Географический же подход состоит в исследовании особенностей распространения этносов на различных территориальных уровнях; в выявлении зависимости территориальной дифференциации этнической структуры от природных, демографических, социально-экономических процессов, характерных для вмещающих пространств; в изучении процесса формирования и развития территориальных фокусов («ядер»), ареалов, районов концентрации народов
[4].
С начала XXI века объектами исследования географов становились этническая структура населения всей России
[5], её городской местности
[6], отдельных макрорегионов
[7] и регионов
[8], определенные этнические группы, например, коренные малочисленные народы Севера
[9], или отдельные этносы
[10]. Конечно, анализ территориальных особенностей в большей или меньшей степени присутствует в различных атласах от «Национального атласа России»
[11] до региональных атласов: Ставропольского края
[12], Красноярского края
[13], Дагестана
[14].
Целый блок работ посвящен определению методики исследования территориальных особенностей этнических процессов, в том числе и для формулирования практических рекомендаций. Одним из традиционных методов, используемых при географическом изучении этнических процессов, является расчет индекса этнической мозаичности (ИЭМ) по методике Эккеля
[15]. В данной статье рассчитан ИЭМ для городских округов и муниципальных районов Ставропольского края: чем выше его показатель, тем разнообразнее этнический состав. Есть интересные работы по использованию центрографического метода для анализа динамики расселения этносов
[16]. Моделирование этнических процессов осуществляется на основе ГИС-технологий, предпринимаются попытки разработки универсальной системы их геоинформационного мониторинга
[17], в том числе и для принятия эффективных управленческих решений.
Общая динамика этнической структуры населения Ставрополья и причины нарастания полиэтничности. За последние полвека соотношение отдельных народов в этническом составе населения Ставропольского края изменилось довольно сильно. В 1959 г. самыми многочисленными были русские, украинцы, армяне, ногайцы и туркмены, а в настоящее время - русские, армяне, даргинцы, греки и цыгане.
Всего в Ставропольском крае, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., проживает более 120 народов. Удельный вес русских составляет 80% (2,2 млн чел.), что на 2% больше, чем в среднем по России. По сравнению с 1959 г. он сократился на 11%. Именно за счет уменьшения доли русских, а также украинцев и белорусов растет удельный вес представителей других этносов и повышается многонациональность региона в целом. Второй этнос Ставрополья - армяне (161,3 тыс.) - 6% (в 1959 г. - 1,5%).
Численность еще восьми народов: даргинцев, греков, цыган, украинцев, ногайцев, азербайджанцев, карачаевцев и туркмен - составляет от 15 до 50 тыс. чел., а их суммарная доля в населении края равна почти 8%. Все эти этносы увеличивали свою численность, кроме украинцев, чья доля сократилась с 2,4% в 1959 г. до 1% в 2010 г. Доля даргинцев выросла с 0,04% в 1959 г. до 1,8% в 2010 г. Относительно стабильным все эти годы был удельный вес греков, ногайцев и туркмен.
Численность трех этносов: чеченцев, татар, турок (турок-месхетинцев) - колеблется в интервале от 10 до 15 тыс. чел., на их долю приходится 1,2% населения края. Еще 2,6% жителей Ставрополья - это народы, представленные численностью от 5 до 10 тыс. чел.: аварцы, кабардинцы, осетины, лезгины, грузины, белорусы, табасараны, корейцы, кумыки, немцы. Группу народов численностью от 1 до 5 тыс. чел. образуют 14 этносов: абазины, езиды, лакцы, узбеки, черкесы, евреи, ингуши, казахи, курды, молдаване, агулы, рутульцы, мордва, чуваши. Все вместе они составляют 1% населения края.
По численности греков, цыган и туркмен Ставропольский край занимает 1-е место в России, 2-е место - по численности армян (после Краснодарского края), даргинцев, ногайцев, табасаран (после Дагестана), карачаевцев, абазин (после Карачаево-Черкесии), кабардинцев (после Кабардино-Балкарии), 3-е место - по численности турок-месхетинцев (после Ростовской области и Кабардино-Балкарии), черкесов (после Карачаево-Черкесии и Краснодарского края), езидов (после Краснодарского края и Нижегородской области).
Если говорить о языковых семьях, то с 1959 г. удельный вес народов индоевропейской семьи в населении Ставрополья уменьшился на 6%, северокавказской и алтайской - вырос на 3 и 2% соответственно, уральской и кавказской - остался практически на прежнем уровне. Доля этносов славянской группы в 1959 г. составляла 93%, в настоящее время - 82%. А, например, доля дагестанских народов увеличилась практически с нуля до почти 3%.
Основной причиной такого заметного изменения этнического состава населения Ставропольского края является его географическое положение, определяющая черта которого - сочетание форпостности, буферности и южности. Форпостность выражается в условной пограничности Ставрополья как части Северного Кавказа. Ставропольский край непосредственно не находится на государственной границе России, но его территория является своеобразной контактной зоной между православием и исламом, между ареалами расселения этносов индоевропейской, северокавказской и алтайской языковыми семьями.
Если рассматривать Северный Кавказ более широко, игнорируя современную конъюнктуру, то есть вместе с Краснодарским краем и Ростовской областью, то Ставрополье расположено в самом его центре, между национальными республиками и регионами, где удельный вес русских составляет около 90%. Соседство с Дагестаном, Чечней. Северной Осетией, Кабардино-Балкарией и Карачаево-Черкесией во многом объясняет полиэтничность края. Титульные народы соседних республик достаточно хорошо представлены в его населении.
Южное положение Ставрополья благоприятствует развитию малорискованного земледелия и животноводства, что еще в XVIII-XIX вв. притягивало крестьян-пере- селенцев из губерний Центральной России и Малороссии (Украины). В 1970-1980-е гг. возможности для развития животноводства (особенно овцеводства) привлекли на территорию края даргинцев и чеченцев. Та же самая «южность», а также активное развитие рекреационного хозяйства сделали его привлекательным для армян и греков, привычных к жизни в достаточно теплом климате.
Напрямую с географическим положением Ставропольского края связана особая роль миграционных и демографических процессов в нарастании полиэтничности его населения. В моменты особой миграционной активности территория Ставрополья превращалась в своеобразный коридор переселения народов, буферную зону, перевалочный пункт. Этому способствовало и выгодное транзитное положение: через территорию края проходят мощные автомобильная и железнодорожная трассы, соединяющие российские республики и Закавказье с европейской частью страны. Этнические миграции способствуют увеличению численности и удельного веса одних этносов (кавказских народов) и уменьшению - других (русских).
При этом полиэтничность характерна как для прямого, так и для обратного миграционного потока.
Рядом со Ставропольем расположены республики, титульные народы которых еще в недалеком прошлом переживали демографический взрыв. Быстрый рост численности трудоспособного населения в них по темпам опережал потребности региональных рынков труда, что усиливало масштабы аграрного перенаселения, вызывало рост безработицы и сопровождалось «чабанской» миграцией титульных этносов в соседние регионы, в том числе - и в первую очередь - именно в Ставропольский край, на территории которого у них сохранялась высокая рождаемость, а смертность даже сокращалась. Таким образом, влияние этнического фактора активизирует демографические процессы в регионе и в целом положительно сказывается на сохранении региональных человеческих ресурсов и трудового потенциала.
Этапы динамики этнической структуры населения Ставропольского края. Их логично выделить, опираясь на годы проведения переписей населения.
Первый этап - очень стабильный - с 1959 по 1970 г. Основное население составляли представители этносов, расселившихся на территории Ставропольского края еще в XIX веке. Высокий удельный вес русских (91%) сократился всего на 1%, при этом их абсолютная численность увеличивалась на 20%. Процент украинцев, белорусов, армян, греков, ногайцев и туркмен остался практически неизменным. Переписью населения 1959 г. в крае было учтено менее тысячи даргинцев. В 1960-1970-е гг. в Дагестане стало наблюдаться перенаселение, вызвавшее их миграцию за пределы республики. К 1970 г. на Ставрополье было уже около 6,6 тыс. представителей этого этноса. В это десятилетие отмечается заметное увеличение численности немцев, количество евреев же, наоборот, сокращается за счет эмиграции и ассимиляции.
Второй этап - стабильный - с 1971 по 1979 г. В это десятилетие на Ставрополье появляются представители этносов, численность которых раньше составляла сотни или даже десятки человек. Процент русских все еще оставался очень высоким - 88%. Их абсолютная численность увеличивалась более низкими темпами (за десятилетие - на 6%) в связи с тем, что естественный прирост начал сокращаться, а миграционный приток еще не был значительным. Удельный вес армян увеличился незначительно, а их абсолютная численность - на 30%.
К 1979 г. на Ставрополье сформировалась самая многолюдная за пределами Дагестана даргинская диаспора - почти 40% всех даргинцев, проживавших вне республики. Они оказались четвертым по численности этносом в крае (0,8% его населения). Прирост их численности обеспечивался за счет хозяйственной миграции. Другой дагестанский народ - аварцы - также начал формировать на территории Ставрополья самую большую диаспору за пределами этнической родины.
В это время наблюдался пик прироста карачаевцев, абазин и черкесов за счет миграции из соседней Карачаево-Черкесии, которая к тому же на тот момент была составной частью Ставропольского края. На 1970-е гг. приходится начало активного расселения чеченцев, в основном, за счет миграций: в 1970 г. их было менее 0,5 тыс., к 1979 г. - уже 8,6 тыс. чел.
Третий этап - переломный - с 1980 по 1989 г. Именно в это время во многом закладывается современное соотношение этносов, проживающих на территории Ставрополья, начинают расселятся новые для края народы. Удельный вес русских сократился сильнее, чем в прошлые и последующие (на данный момент) десятилетия - на 4% - до 84%, при этом их абсолютная численность увеличилась почти на 16%, в основном, за счет притока мигрантов во второй половине десятилетия из национально-территориальных образований Кавказа.
Ощутимо активизировался въезд армян, причиной чего стали события в Нагорном Карабахе, Спитакское землетрясение, кровавые расправы в Сумгаите. Здесь сработала так называемая территориальная память, когда представители этноса предпочитали приезжать туда, где их диаспора уже присутствовала. В 1989 г. армяне стали вторым после русских этносом Ставрополья с удельным весом 2,7%. Этот временной отрезок - пик прироста численности греков, главные причины активной миграции которых - близость к Закавказью, где проживала одна из крупнейших диаспор этого народа на территории СССР, и территориальная память.
Отмечалось значительное увеличение численности азербайджанцев.
К 1989 г. заметно выросла доля и абсолютная численность народов Дагестана: даргинцев (вдвое), аварцев (вдвое), лезгин (с 300 чел. до 4,8 тыс. чел.), табасаран (с 82 чел. до 3,7 тыс. чел.), кумыков (почти в три раза). Вклад миграционного и естественно прироста в увеличение численности даргинцев, аварцев и кумыков был практически равносильным. Прирост лезгинского и табасаранского этноса обеспечивался активной миграцией из Дагестана. Увеличение численности чеченцев обеспечивалось в основном за счет естественного прироста.
Впервые на Ставрополье крае появились турки-месхетинцы. Сначала они были приглашены сюда как овощеводы, затем после межэтнических столкновений в Узбекистане многочисленная группа представителей этого этноса прибыла уже как стрессовые мигранты.
Четвертый этап - динамичный - с 1990 по 2002 г. Удельный вес русских продолжает сокращаться, но уже не так сильно (до 82%), абсолютная их численность увеличилась на 10% в первую очередь за счет стрессовых мигрантов, с 1993 г. у них характерна естественная убыль. Впервые начала сокращаться численность украинцев и белорусов - за счет ассимиляции, немцев - за счет эмиграции, чеченцев - за счет миграции. Замедлился рост дагестанских этносов. Продолжала заметно увеличиваться численность армян в связи с миграциями, их стало в два раза больше (5,5% населения края). Росло количество греков также за счет миграций и азербайджанцев, как за счет миграций, так и благодаря естественному приросту.
Численность четырех этносов увеличилась лавинообразно: цыган, которые здесь традиционно расселялись - с 9 тыс. до 19 тыс., турок-месхетинцев, которые появились на Ставрополье в прошлое десятилетие - с 1,3 тыс. до 7,5 тыс., курдов (вместе с езидами), которых раньше почти не было - со 160 чел. до 3,7 тыс. чел. Во всех четырех случаях причина роста - в первой половине десятилетия - миграции, а во второй - в большей степени высокая рождаемость.
Пятый этап - относительно динамичный - с 2003 по 2010 г. Удельный вес русских сократился до 80%, абсолютная их численность практически не изменилась из-за естественной убыли и незначительного миграционного притока по причине сокращения миграционного потенциала территорий выезда: Чечни и других республик Северного Кавказа, бывших республик Советского Союза. Численность украинцев, белорусов и немцев продолжает сокращаться, зафиксировано уменьшение греков, грузин и татар. Количество представителей остальных этносов увеличивалось, но не такими быстрыми темпами, как в предыдущие два десятилетия. Миграционный прирост даргинцев восстановился, что на фоне сохраняющейся высокой рождаемости сделало их третьим этносом Ставрополья. Наиболее высокие темпы увеличения численности в это десятилетие были у цыган - на 64%, как за счет интенсивной миграции, так и высокой рождаемости.
Современная поляризация этнической карты Ставрополья: особенности и проблемы. Территориальная неравномерность этнического пространства Ставропольского края прослеживается, как минимум, в трех направлениях: городская - сельская местность, восток - запад (точнее юго-восток - северо-запад), очаги полиэтничности - этническая периферия.
Города Ставрополья характеризуются более медленным нарастанием полиэтничности, чем регион в целом. Доля русских в городской местности выше: в 1989 г. - 87%, в 2002 г. - почти 85%, в 2010 г. - 83,5%. При том, что численность русских в крае с 2002 по 2010 г. фактически осталась неизменной, среди горожан их стало почти на 3% больше в основном за счет внутрирегионального миграционного потока из сел. Наиболее высокие темпы прироста численности в городах отмечаются у даргинцев, туркмен, цыган, азербайджанцев и ногайцев. Сельская местность в целом более многонациональна. Современное значение общекраевого удельного веса русских (80%) в ставропольском селе отмечалось уже в 1989 г., в 2002 г. он составлял 78%, в 2010 г. - 76%.
Таким образом, нарастание полиэтничности населения Ставрополья больше происходит за счет сельских территорий, но это и закономерно, так как доля сельских жителей в крае составляет почти 60%. При этом среди русских селян 40%, среди армян - 38%, греков - 50%, цыган - 67%, чеченцев - 70%, аварцев - 72%, ногайцев - 83%, даргинцев - 85%, туркмен - 87%, турок-месхетинцев - 90%.
На этнической карте Ставропольского края вектор нарастания полиэтничности его населения четко направлен с юго-востока на северо-запад, что обусловлено географическим положением: юго-восточные и южные рубежи Ставрополья - это границы с республиками, от которых распространяются рассеивающиеся шлейфы - ареалы расселения представителей титульных для них народов. Например, в приграничных с Дагестаном Нефтекумском, Курском и Левокумском районах проживет 41% даргинцев Ставрополья, в районах - соседях второго порядка - Степновском, Буденновском, Арзгирском - 22%, третьего порядка - Новоселицком, Благодарненском, Туркменском, Апанасенковском - 15%.
Анализ индекса этнической мозаичности позволяет выделить на территории Ставропольского края две самые многонациональные зоны, так называемые очаги полиэтничности, из которых происходит дальнейшее расселение многих народов. Первая зона - это восточные районы (Курский, Нефтекумский, Степновский, Левокумский и Арзгирский), которые занимают четверть территории края, здесь расселяется 68% ногайцев, 62% турок-месхетинцев, 53% даргинцев, 40% аварцев, 38% туркмен, 30% кабардинцев, 32% чеченцев, проживающих на территории края.
Вторая зона - Кавказские Минеральные Воды - Предгорный, Минераловодский, Георгиевский районы и города краевого подчинения Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Георгиевск - занимают всего 8% территории края, но здесь проживает 88% ставропольских греков, 66% - азербайджанцев, 65% - армян, 60% - карачаевцев, 45% - грузин, 44% - кабардинцев, 40% - абазин, 25% - цыган, 23% -ногайцев.
Можно выделить на территории Ставрополья и так называемую этническую полупериферию - это его центральные по направлению восток - запад районы с удельным весом русских от 75 до 85% - Буденновский, Благодарненский, Новоселицкий, Александровский, Андроповский, Грачевский. Здесь довольно заметно расселение армян, цыган, даргинцев, аварцев.
Этническая периферия Ставрополья - это его северные и западные районы - Апанасенковский, Ипатовский, Петровский, Труновский, Шпаковский, Кочубеевский, Изибильненский, Новоалександровский, Красногвардейский, города Ставрополь и Невинномысск с долей русских от 86 до 94%. Ввиду своей высокой численности населения (15% жителей края) по «вкладу» в региональный этнический состав выделяется Ставрополь: здесь проживает 41% краевых черкесов, 16% - абазин, 15% - карачаевцев, 15% - лезгин, 11% - армян, 11% - татар, 11% - осетин, 9% - азербайджанцев, 7% - греков.
Нарастание полиэтничности населения Ставрополья, территориальная концентрация представителей разных народов в отдельных районах и городах повышают вероятность возникновения именно в них трудностей межнационального взаимодействия. В целом, по мнению экспертов, Ставропольский край наряду с Дагестаном, Москвой, Санкт-Петербургом и Татарстаном отнесен к российским регионам с очень высокой межэтнической напряженностью. Причина этому - массовая бесконтрольная этническая миграция, которая вызывает рост националистических настроений среди местного населения и, как следствие, количество бытовых конфликтов. Эксперты не видят причин снижения межэтнической напряжённости и прогнозируют её дальнейший рост
[18].
По данным краевых средств массовой информации (газеты «Ставропольская правда» и «Комсомольская правда - Ставрополь») наиболее напряженными в плане этнического взаимодействия последние 15 лет являются Степновский район (инцидент с убийством между даргинцами и русскими с участием 300 человек в августе 2004 г., столкновение между даргинцами и ногайцами в июне 2009 г., драка с участием 20 человек между русскими с одной стороны и даргинцами, аварцами и армянами - с другой в декабре 2010 г. и др.) и Ставрополь (массовая драка между ногайцами и туркменами в районе студенческих общежитий одного из вузов в апреле 2004 г., серия громких инцидентов, в том числе митингов, из-за драки молодых людей - представителей русского и чеченского этноса в мае 2007 г. и др.). Конфликтные ситуации возникали также в Туркменском (массовая драка с убийством между туркменами и русскими в январе 2002 г.), Нефтекумском (конфликт между даргинцами и туркменами в январе 2002 г.), Шпаковском (стычка между даргинцами и русскими с участием 300 человек в августе 2009 г.), Советском (перестрелка между казаками и чеченцами в ноябре 2010 г.) районах, Кисловодске (конфликт с участием 14 молодых людей между славянами и кавказцами в июле 2012 г.).
Учитывая тенденции этнических процессов последней четверти века, можно сделать приблизительные прогнозы их развития на ближайшие годы. В целом, динамика численности большинства этносов, представители которых живут на территории Ставропольского края, замедлится. У одних будет наблюдаться концентрация в местах нынешнего проживания (армяне, греки, азербайджанцы, турки-месхетинцы, курды), а для других будет характерно расширение ареала современного расселения: у даргинцев, чеченцев - за счет Ставрополя и городов КМВ, у ногайцев, туркмен, карачаевцев, аварцев, лезгин - за счет Ставрополя, у цыган - за счет сельских районов и малых городов - районных центров.
Значительного увеличения численности русских ни в одном из городов и районов Ставрополья в ближайшие годы не произойдет. Наоборот, возможно их сокращение в трети территорий края, в первую очередь, являющихся очагами полиэтничности. Снижению межэтнической напряженности будет способствовать только системная работа по гармонизации межэтнических отношений.