Зачем в 2020-м НУЖНО смотреть фильм «Восхождение»?
Nov 16, 2020 22:36
Кадр из фильма «Восхождение»
Действительно, зачем? Разве у нас война? Разве фашисты оккупировали нашу землю? Разве кругом разруха и смерть? Разве? Каждый сам должен ответить на эти вопросы. Они очень личные, хотя и общие - тоже. Как ни странно, но злободневнее этого фильма сейчас нет ничего. Этот фильм, несомненно, один из лучших фильмов не только советского и российского, но и мирового кинематографа о войне, но не только о ней, очень далеко не только. И вот с этим "не только" стоит разобраться, чтобы понять - что мы сегодняшние, зажатые в тиски наступающего тяжелой поступью мирового фашизма, можем для себя из него взять. А можем - многое. К сожалению. К несчастью, то абсолютное зло, что победили наши деды и прадеды 75 лет назад, вернулось и торжествует.
Это фильм на все времена, поскольку говорит он больше чем о частной истории подвига и предательства в той войне, СССР и Третьего Рейха. Он повествует об извечной войне Добра со Злом, людей и нелюди, человеческого и бесчеловечного. Он говорит о способности остаться человеком, вопреки всему и готовности распроститься с этим статусом, оправдывая это благими целями. О том, что один шаг навстречу подлости и предательству - обязательно обернется необходимостью сделать следующий. И тогда - ты не сможешь даже умереть как человек. Тебе просто не дадут этого сделать. И да. Он об "умереть стоя или жить на коленях". Актуально? Думаю, как никогда. Поэтому - к просмотру обязателен. А чтобы заставить себя это сделать, фильм-то очень тяжелый, вот неплохая рецензия, современная, с ней можно поспорить, но для этого придется фильм все же пересмотреть. Он - стоит того.
«Смертью смерть поправ». Зачем смотреть фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» Один из лучших фильмов о войне, к сожалению, до сих пор очень редкий гость на наших телеэкранах. [Spoiler (click to open)] За право снять фильм «Восхождение» (1976) Лариса Шепитько билась не один год. Чиновники из Госкино сценарий отвергали, обвиняя режиссера в том, что историю о двух партизанах она пытается превратить в религиозную притчу. Помогла Джемма Фирсова, в тот период главный редактор группы военно-патриотических фильмов, и первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Петр Машеров, в годы войны - командир партизанского отряда.
Но и сама Лариса Ефимовна со своей удивительной энергетикой умела убеждать. Так, за один телефонный звонок она уговорила Юрия Клепикова бросить все дела и срочно заняться написанием сценария по повести Василя Быкова «Сотников» («Ликвидация»). Убедила актера Анатолия Солоницына сыграть предателя, следователя немецкой полиции Портнова, и эта роль «второго плана» стала одной из важнейших в фильме. Кажется, что каждый актер «Восхождения» играет на пределе человеческих возможностей.
Кадр из фильма «Восхождение»
Зима 1942 года, партизанский отряд в заснеженных лесах Белоруссии чудом уходит от немцев. Это отставшие при отступлении бойцы Красной Армии, женщины и дети. Раненые, замерзающие в снегу, смертельно уставшие и голодные. Командир отправляет двух бойцов в соседний хутор за провизией. Один - Коля Рыбак - сильный, живой, крепкий. Он уходит на задание не оглядываясь, и снег с берез вдруг накрывает его белой пеленой. Второй - Борис Андреевич Сотников - учитель математики, худой и сутулый. Он сильно простужен, бесконечно кашляет, но от задания командира не отказывается. Каратели схватят их обоих в доме местной жительницы.
Удивительная игра Владимира Гостюхина делает историю о том, как война ломает человека, острее, глубже, больнее. Его героя Колю Рыбака, внешне такого сильного и опытного бойца, плен сломает. Но сломает исподтишка. И по сути своей он не предатель. Честно воюет, не бросает раненого Сотникова, из последних сил тащит его на себе по снегу. Но, оказавшись один на один со смертью, он не может перебороть в себе животный страх. Он хочет жить. Он себя обманывает, убеждает, успокаивает. Ему кажется, что можно «выкрутиться», сейчас спастись, а потом все исправить.
Кадр из фильма «Восхождение»
Фильм, полный библейского символизма, построен на противопоставлении земного Рыбака и прозрачного (кажется, ветер подует, и его не станет) Сотникова. Для 25-летнего актера Свердловского ТЮЗа Бориса Плотникова эта роль стала дебютом в кино, и за него Лариса Шепитько тоже билась - перед худсоветом. По ее задумке главный герой «Восхождения» должен внешне быть похожим на Христа, а эта идея чиновникам от кино понравиться никак не могла. Но и здесь режиссер оказалась права.
Молодой актер удивительно просто и достоверно показал, как физически слабый человек вдруг может преобразиться и стать необъяснимо сильным. Дух сильнее плоти. Сотникова не сломят пытки. Если он и будет о чем-то просить своих мучителей, то только оставить в живых женщину, мать троих детей, что дала им приют (роль Людмилы Поляковой). Говорит его герой голосом Александра Демьяненко - теплым, умным, спокойным. Его диалог со следователем полиции Портновым (бывшим руководителем местного детского хора) становится настоящим поединком - вневременной, вечной битвой животного и небесного в каждом человеке.
Портнов уверен, что человек - ничтожество. Стоит ему испытать боль, почувствовать страх смерти, и он быстро станет «самим собой». Он уверяет, что сейчас у Сотникова никаких принципов и высоких слов не останется. А Сотников просто знает, что есть вещи важнее его собственной жизни. Он сразу принимает для себя решение - умереть, он просто не видит для себя возможности пойти на сделку с совестью. Во время пытки, когда на его груди раскаленным железом выжигают звезду, самодовольную ухмылку на лице следователя вдруг сменит удивление, даже разочарование. Нет, оказывается, человек не ничтожество. Есть такие, которые в самых экстремальных, самых страшных условиях словно вырастают над собой. Как писал Антоний Сурожский, вырастают «в полную меру своего человечества».
Кадр из фильма «Восхождение»
В подвале перед казнью староста хутора Петр Сыч (роль Сергея Яковлева), сотрудничавший с немцами, будет стоять на коленях и плакать перед измученным бойцом, как плакал апостол Петр накануне крестной смерти Христа. Маленькая еврейская девочка Бася (Виктория Гольдентул) окажется такой же сильной, как Сотников, и не назовет имя женщины, которая прятала ее от немцев. Героиня Людмилы Поляковой на миг оступится и чуть не предаст невинного человека на смерть. Но вовремя опомнится. Ее роль потрясает от первого до последнего кадра, в которых она переживет ненависть, ужас, отчаяние, прощение, смирение.
Путь этих четверых героев по ледяной горе в молчаливом сопровождении жителей неизвестного белорусского хутора - это их восхождение на Голгофу. Значит, будет и победа над мучителями. Поединок следователя Портнова и артиллериста Сотникова закончится на виселице. Перед самой своей казнью, увидев в толпе плачущего мальчика, Сотников вдруг светло улыбнется ему и словно взлетит на небо.
Кадр из фильма «Восхождение»
Предавший останется в аду. В повести Быкова согласившийся стать полицаем Рыбак хочет повеситься, но не может - немцы отобрали у него солдатский ремень перед допросом и не успели вернуть. Режиссер оставила ему ремень, но герою он все равно не поможет. Два раза Рыбак тщетно вяжет его на березовой балке. Порой сделка с совестью обратной силы не имеет. Фильм Ларисы Шепитько удивителен и тем, что в нем впервые в нашем кинематографе так открыто, даже буднично раскрывается тема сотрудничества местного населения с немцами. События происходят в небольшом хуторе, где все друг друга знают. Война поделила этих людей на два лагеря. Как немало тех, кто решает спасти свою жизнь любым способом. И даже тех, кто рад прислуживать и очень хочет стать своим для «цивилизованных» немцев.
Потрясающая работа звукорежиссера Яна Потоцкого. С первых кадров этот фильм буквально оглушает зрителя - своей тишиной и естественностью. Он, действительно, очень тихий: метель, скрип снега, лай собак вдалеке, хруст промерзших березовых веток, редкие выстрелы. В кульминационных моментах звук выключен: беззвучный стон Сотникова во время пыток и такой же беззвучный вой отчаяния того, кого даже смерть не приняла, сильнее любого крика. Музыка Альфреда Шнитке тоже тихая, тонкая, воздушная, плавно преходящая в колокольный звон по душам умерших.
Снимали «Восхождение» в муромских лесах, зимой, при сорокаградусном морозе. Члены съемочной группы не раз получали обморожения. Как в таких условиях играли (вернее, жили перед камерой) актеры, объяснить невозможно. Но режиссер не давала поблажек ни другим, ни себе, требуя предельной честности, требуя актерского, а, порой, и духовного подвига. Такого, что артисты позже вспоминали: после съемок в этом фильме они долго не могли «вернуться в себя». А Лариса Шепитько признавалась, что не могла не снять этот фильм. Иначе это было бы для нее «крахом» - творческим, личным. В тот момент история, написанная фронтовиком Быковым, олицетворяла все, что она сама думала о жизни, смерти и войне. Эта история предельно ясно объясняла, почему мы победили.
«Восхождение» станет первым советским фильмом, получившим «Золотого медведя» - высшую награду Международного кинофестиваля в Западном Берлине. И последней законченной работой режиссера - фильм «Прощание» по мотивам повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» завершил уже ее муж Элем Климов. Через три года после премьеры «Восхождения» Лариса Шепитько погибла в автокатастрофе вместе с оператором Владимиром Чухновым, который создавал с ней этот киношедевр. Отмеченная критиками, коллегами-режиссерами и артистами, их лента не вошла в ряд военных фильмов, которые каждый год обязательно показывают на телеэкранах.
Кадр из фильма «Восхождение»
Безусловно, психологически фильм очень тяжелый. Хотя даже самые страшные сцены представлены деликатно и бережно к зрителю. В фильме намного больше света, чем отчаяния. Потому каждый его просмотр - это «восхождение» и для зрителя. Как библейская притча, фильм открывается настолько, насколько человек в определенный момент своей жизни может увидеть, принять, вместить в себя. Пласт за пластом, он говорит о малодушии и трусости, о легкости предательства и ужасе его последствий, о совести и долге перед Родиной, о страхе и подвиге, о непобедимости духа и бессмертии, о вере. Порой кажется, что действие переносится на две тысячи лет назад, что снег - это песок, а жители белорусского села - первые христианские мученицы и мученики, которые уходят в вечную жизнь.
"Сотникову было мучительно обидно за свое наивное фантазерство - сам потеряв надежду избавиться от смерти, надумал спасать других. Но те, кто только и жаждет любой ценой выжить, заслуживают ли они хотя бы одной отданной за них жизни? Сколько уже их, человеческих жизней, со времен Иисуса Христа было принесено на жертвенный алтарь человечества, и многому ли они научили это человечество? Как и тысячи лет назад, человека снедает в первую очередь забота о самом себе, и самый благородный порыв к добру и справедливости порой кажется со стороны по меньшей мере чудачеством, если не совершенно дремучей глупостью."
"Ведь человек при всем его невероятном могуществе, наверно, долго еще останется все таким же физически легко уязвимым, когда самого маленького кусочка металла более чем достаточно, чтобы навсегда лишить его единственной и такой дорогой ему жизни. Да, физические способности человека ограничены в своих возможностях, но кто определит возможности его духа? Кто измерит степень отваги в бою, бесстрашие и твердость перед лицом врага, когда человек, начисто лишенный всяких возможностей, оказывается способным на сокрушающий взрыв бесстрашия?"
"Сотников на всю жизнь запомнил, как летом в полевом шталаге немцы допрашивали пожилого седого полковника, искалеченного в бою, с перебитыми кистями рук, едва живого. Этому полковнику, казалось, просто неведомо было чувство страха, и он не говорил, а метал в гестаповского офицера гневные слова против Гитлера, фашизма и всей их Германии. Немец мог бы прикончить его кулаком, мог застрелить, как за час до того застрелил двух политруков-пехотинцев, но этого человека он даже не унизил ругательством. Похоже, что он впервые услышал такое и просто опешил, потом схватился за телефон, что-то доложил начальству, видно ожидая решения свыше. Разумеется, полковника затем расстреляли, но те несколько минут перед расстрелом были его триумфом, его последним подвигом, наверно, не менее трудным, чем на поле боя; ведь не было даже надежды, что его услышит кто-то из своих (они случайно оказались рядом, за стенкой барака)."
Вспомнили сюжет? Восстановили в памяти события? А свои чувства и ощущения при первом просмотре? А теперь скажите - что фильм не о сегодняшнем дне, не в самую точку, в самую сердцевину, в самый нерв происходящих событий? Гениальная Лариса Шепитько. Гениальный Борис Плотников. Потрясающие Гостюхин, Солоницын и Полякова. Но главное - их герои. Это ведь мы сегодняшние. И вокруг все то же. И выборы - те же самые. Все возвращается на круги своя. Все повторяется. В 1945-м гадину не добили. Она воскресла. Зализала раны. И ринулась в наступление. Успешное. Вот-вот весь мир ляжет у ее ног. Последний бой.
Наш выбор небогат. Сотников. Портнов. Рыбак. Нам предлагают только эти основные роли. Действительно, библейские. Не ждите других. Отсидеться не удастся. Как не удалось героине Поляковой, которой тоже пришлось делать выбор, хотя она не собиралась, не подписывалась участвовать в этой войне. Но война пришла на ее землю и втянула ее семью в свой страшный круговорот. Так и с нами нынешними. Мы не были готовы. Мы вообще "ни о чем таком не думали". Но - пришло внезапно и властно потребовало: выбирай! Призвало к ответу. И не уйдешь в сторону. И не спрячешься ни за чьей спиной. И нет за линией фронта "наших". Все сами. Каждый - сам. "А наши не придут. Все наши - это мы."
Для все еще не осознавших, что происходит, в помощь хороший текст, который давно хотелось запостить, да все повода не было. Прочтите. Обыкновенный фашизм. Россия 2020.
Опрос анонимный, чтобы можно было ответить максимально честно. Под выбором подразумевается Сотников. Портнов и Рыбак - это не выбор. Это поражение. Прогиб под "обстоятельства непреодолимой силы". То самое - на коленях. Такой выбор уже сделали многие. Они обращаются к нам с экранов ТВ и страниц СМИ. Мы видим массу их на улицах. И в сети. И знаем, как выглядит этот выбор ныне для нас. Но мы знаем и то, что выбирающий вместо войны позор, получит в итоге - "и войну, и позор". Выбор за нами.