Форма учения Иисуса. Пословицы и поговорки.
Нас интересует не то, что именно говорил Иисус, но то, как он это говорил. Мы увидем, что смысл его учения обусловлен литературными формами, которые он использовал. Мы рассмотрим одну из форм Иисусова учения: пословицы и поговорки.
В каждом языке есть свои краткие речения и максимы, которые емко и лаконично выражают ту или иную истину. Поскольку пословица часто отражает лишь одну из сторон истины, существует много пословиц, противоположных друг другу по смыслу. При этом каждая из таких пословиц посвоему, при определенных обстоятельствах, верна. Например, у англичан в ходу поговорка: penny wise and pound foolish (т.е. буквально «мудрец с пенсами, глупец с фунтами»). Речь о человеке, который, будучи крохобором в мелочах, расточителен в крупном. Однако верна и другая поговорка: take care of the репсе, and the pounds will take care of themselves (т.е. «береги пенсы, a фунты сами себя сберегут»)*. Библия также неоднократно предлагает нам пословицы, противоположные по смыслу и при этом верные, каждая при своих обстоятельствах. Например, в Притч 26:4 автор предупреждает читателя: «Не отвечай глупому по глупости его, иначе сам будешь глупым». И буквально еледующий же стих: «Отвечай глупому по глупости его, иначе он будет мудрецом в глазах своих»**. Читателю предоставлено самому решать, когда и какой из двух противоположных пословиц пользоваться. Неудивительно, что Иисус часто излагал свое учение в форме пословиц. Поскольку эти краткие и острые высказывания подчеркивают одну из сторон истины, из них нельзя делать жесткие максимы поведения. Каждое категорическое утверждение следует интерпретировать в свете другого, которое может учить противоположному. Например, Иисус заповедует: «Не судите, да не судимы будете» (Мф 7:1). Не следует превращать эти слова в однозначный запрет на всякое суждение о том, что правильно и неправильно, хорошо или худо. В том же контексте Матфей приводит другое высказывание, которое предполагает необходимость формирования суждений: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф 7:6).
Чтобы исполнить эту заповедь, направленную против осквернения святыни, придется кого-то сравнить с псом или свиньей. Духовное благоразумие поможет разобраться, когда каким повелением следует руководствоваться. Или возьмем такое высказывание Иисуса: «Не противься злому» (Мф 5:39). Из него нельзя выводить, что ученикам Иисуса запрещено любое сопротивление злу. В свете других учений и действий Иисуса (например, изгнания им торговцев из храма), очевидно: Иисус призывает не воздавать за намеренный вред, нанесенный личным врагом. Иными словами, речь о мотивах и способах сопротивления. Истина всегда сопротивляется лжи, но она сопротивляется своей собственной чистотой и правдивостью. Она сопротивляется, будучи самой собой.
*Ср. русское «копейка рубль бережет».
**К сожалению, синодальный перевод дает абсолютно неверный перевод Притч 26:5 («Не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал муд- рецом в глазах своих»).