Разбор "Хронологии запретов украинского языка за 400 лет". Часть 1

Sep 19, 2021 12:46


Источник разбираемой статьи - Как уничтожали украинский язык: хроника запретов за 400 лет

Все даты рассматривать не буду, потому что это выйдет слишком долго. Но кое что попробую, используя различные интернет источники. Здесь мы узнаем, действительно ли это были гонения именно за украинский язык клятыми москалями? Составленная статья не претендует на абсолютную истину! В ней я попробовал критически подойти к предоставленному списку и выяснить альтернативную версию. Вы можете не доверять этой информации, считать её лживой - это ваше право! Но также и моё право изложить материал не таким, как вам того хочется.

  • 1622 - приказ царя Михаила с подачи Московского патриарха Филарета сжечь в государстве все экземпляры отпечатанного в Украине «Учительного Евангелия» К. Ставровецкого.

Осуждение и сожжение действительно было! Только не за язык, а за уклонение от православия составителя «Учительного Евангелия». Более того, если мы поищем в интернете презентацию этого «Евангелия», то увидим что был представлен украинский(!) перевод этого труда. А значит оригинал написан не на украинском.





Ищем оригинал. Заходим на Транквіліон-Ставровецький К. Евангеліе учителное (1697) - это цифровая библиотека историко-культурного наследия Украины. На 15 странице видим это.



В подчеркнутом месте автор, которого сегодня пытаются записать в "гонимые украинские диссиденты", пишет черным по белому: "Братии моей рода моего российского".  Таким образом первая же разобранная дата, а вернее её интерпретация является обманом.

  • 1696 - постановление польского сейма о введении польского языка в судах и учреждениях Правобережной Украины.

Вся информация которую удалось найти на эту тему взята из белорусских сайтов. Например в статье - Зачем запретили белорусский язык в Речи Посполитой?, утверждается: «29 августа 1696 года Всеобщая конфедерация сословий (конфедеративный сейм) Речи Посполитой приняла постановление о том, что в Великом княжестве Литовском государственные документы должны писаться не на белорусском, а на польском и латинском языках. Так западнорусский (старобелорусский) письменный язык был окончательно выведен из употребления в делопроизводстве и в культурном пространстве в пользу польского языка.»

Любопытный момент. На некоторых сайтах пишут, что вводился не польский язык, а немецкий.



При этом конечно же никаких ссылок на сопроводительные документы нет и не будет. Видимо между собой они не могут договориться что написать, то ли немецкий вводился, то ли польский. Но мы знаем, это был именно польский язык. И вводился он на территории ВКЛ!

Почему-то ни одного слова об Украине нет ни на одном ресурсе за указанный период (1696 год), сколько не искал! Может быть плохо искал, а может быть такой информации и вовсе не существует, я не знаю. Пока эту дату оставляю под вопросом.

  • 1690 - осуждение и анафема Собора РПЦ на «киевския новыя книги» П. Могилы, К. Ставровецкого, С. Полоцкого, Л. Барановича, А. Радзивиловского и других.,

Видимо подразумевается: а) книги были напечатаны на украинском, б) они не напечатаны на украинском, но выпущены на территории Украины, в) перечисленные люди являлись украинцами.

Соответственно любое «гонение» на упомянутые труды интерпретируется как гонение на украинский языку или Украину в целом. Но давайте разберём каждое имя и выясним, за что в действительности были осуждены эти «киевския новыя книги»?

Переходим по ссылке - Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Отдел 2. Глава 10. Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий и их преемники.

Читаем: «О Требнике Петра Могилы сказано, что эта книга преисполнена латинского зломудренного учения и вообще о всех сочинениях малорусских ученых замечено, "что их книги новотворенные и сами с собою не согласуются, и хотя многие из них названы сладостными именами, но все, даже и лучшие, заключают в себе душе-тлительную отраву латинского зломудрия и новшества».

Была осуждена его книга «Лифос» за хлебопоклонную ересь. В чём конкретно выражалась эта ересь хорошо повествует фрагмент из книги - Глава 4. Хлебопоклонная ересь, "Ныне все мы болеем теологией": из истории русского богословия предсинодальной эпохи - протоиерей Павел Хондзинский:

«Суть спора сводилась к вопросу о том, в какой момент евхаристического канона совершается пресуществление Святых Даров: при произнесении слов Спасителя «Приимите, ядите» или после призывания Святого Духа на Дары. Сам по себе этот вопрос имеет не только литургическое или догматическое, но и экклесиологическое измерение, подразумевая и определенное различие в переживании Церкви на Западе и на Востоке, и хотя именно это в конечном счете придало ему невиданную остроту в XVII веке, обсуждался он тогда как вопрос догматический по преимуществу.»

Становится понятно, осуждение церковью трудов Петра Могилы было вовсе не потому что они были «новыми Киевскими». А потому что в них содержалась ересь, искажающая точное православное вероучение.

Касательно Кирилла Ставровецкого. Выше уже было написано за его уклонение от православия. Теперь же остановлюсь более подробно. В книге - История одной политической кампании XVII в. написано следующее (цитируется отписка торопецкого воеводы своему государю):



Часть 1



Часть 2

И снова мы видим что никакого гонения и уж тем более запрета на украинский язык в действительности там не было. Та же самая история как и с Петром Могилой - уклонение в католичество.

Тоже касается и Симеона Полоцкого. Его книга была осуждена за содержащиеся в ней католические ереси: учение о непорочном зачатии Девы Марии и хлебопоклонную ересь. И опять никаких гонений и запретов на украинский язык. Лазарь Баранович осужден за тоже самое.

  • 1720 - указ Петра I о запрещении книгопечатания на украинском языке и изъятии украинских текстов из церковных книг.

Видео ответ - Разбор утверждения о запрещении книгопечатания на украинском языке при Петре I.

  • 1729 - приказ Петра II переписать с украинского языка на русский все указы и распоряжения.

Видео ответ - Переписывал ли Пётр II приказы и распоряжения с украинского на русский?

  • 1763 - указ Екатерины II о запрещении преподавать на украинском языке в Киево-Могилянской академии.

Видео ответ - Запрет Екатерины преподавания на украинском

  • 1769 - запрет Синода печатать и использовать украинский букварь.

Видео ответ - Запрет печати и использования украинского букваря?

  • 1775 - разрушение Запорожской Сечи и закрытие украинских школ при полковых казацких канцеляриях.

Для начала узнаем почему была ликвидирована Запорожская Сечь используя статью - Ликвидация Запорожской Сечи Екатериной II Великой. Цитата:

  1. Исчезла угроза набегов из Крымского Ханства, перешедшего под протекцию Российской Империи в результате победы в русско-турецкой войне 1768-1774 годов и заключения Кючук-Кайнарджийского мира.
  2. Перестала представлять опасность пришедшая в упадок Речь Посполитая, пережившая первый раздел в 1772 году.
  3. Часть запорожских и уральских казаков присоединилась к Емельяну Пугачеву во время Крестьянской Войны 1773-1775 годов - императрица всерьёз опасалась повторения измены в случае новых бунтов.
  4. Между казаками и недавно переселившимися на их территории сербскими поселенцами часто возникали земельные споры, приводившие к набегам на сербов и их разорению.
Почти все казаки получили выбор - вступить в ряды официальных воинских частей или покинуть территорию. Троих, Петра Калнышевского, Павла Головатого и Ивана Глобу, Екатерина II сослала в различные монастыри за измену в пользу Турции. Часть запорожских казаков не готовы были расстаться с вольницей и терпеть суровые армейские порядки и, перейдя через Крымское Ханство, осталась в Турции. Султан Османской Империи позволил им основать Задунайскую Сечь в обмен на предоставление в своё распоряжение пяти тысяч бойцов.

Так что Сечь была ликвидирована вовсе не потому что там жили казаки украинцы, которых люто ненавидела Московия. Причины были вполне себе военно-политического плана и они не касались этнических вопросов.

  • 1789 - распоряжение Эдукационной комиссии польского сейма о закрытии всех украинских школ.

Cколько не искал документ подтверждающий данное утверждение, так и не нашел. Максимум, удалось найти краткую информацию о самой комиссии - 14 октября 1773 г. - Создана Эдукационная комиссия.

Эдукационная комиссия реформировала систему начального, среднего и высшего образования, придала ей светский характер, расширила преподавание естественнонаучных дисциплин, ввела элементы физического воспитания, утвердила преподавание на польском языке.

Конечно, часть территории современной Украины входила тогда в состав Речи Посполитой. Но сами поляки(!) не знали никакой Украины как государства. Потому как можно запретить украинский язык в школах непонятно. Более того, в сети вы не найдете ни одного названия школ, закрытых в то время. Сам термин «Украина» у них конечно же был в употреблении. Однако означал он совсем не степную страну или некую «Вкраину». И это покажут нам не «ватные» словари, а польские.







Любопытно, даже в украинском(!) словаре 2012 года это слово означает ровно тоже самое.



Таким образом, утверждать что поляки закрыли на территории своего пограничья украинские школы невозможно. Поскольку не существовало в природе никаких «погранцовских» школ.

1817 год не беру в оборот, поскольку тогда это также была польская территория. Пункт подписан как - «введение польского языка во всех народных школах Западной Украины».

1832 - реорганизация образования на Правобережной Украине на общеимперских принципах с переводом на русский язык обучения. Здесь вообще не нашел никакой информации. Откуда взята эта дата не понятно. Если кто знает, пишите в комментариях!

  • 1847 - разгром Кирилло-Мефодиевского братства и усиление жестокого преследования украинского языка и культуры, запрет лучших произведений Шевченко, Кулиша, Костомарова и других.

Здесь следует остановится несколько подробней.  Организаторами этого «братства» стали: чиновник канцелярии малороссийского генерал-губернатора Николай Гулак, адъюнкт Киевского университета  Николай Костомаров и студент университета, а в будущем  редактор журнала «Основа» Василий Белозерский. К обществу оказались причастны и другие студенты  Киевского университета, а также (косвенно) Пантелеймон  Кулиш и Тарас Шевченко. Важная деталь в этой истории -  Костомаров был выпускником Харьковского университета, того самого, где так сильно было польское влияние. Кирилло-Мефодиевское братство было по сути своей подпольной радикальной политической организацией, состоящих в общем количестве из 12 человек.

Иными словами, численность этого украинского народа, который будто бы собирались освобождать  «кирилло-мефодиевцы», точно совпадала с количеством активистов этого же кружка. Потому когда разгром этого «братства» преподносят как гонение на украинцев, это несусветная ложь и дремучее невежество. Поскольку эта группа была весьма малочисленна, даже ничтожна в количестве. И говорить от имени всего народа они не могли.

Продолжение в следующей части.
Previous post
Up