Уважаемый
vigorov поделился
инфой от мобилизованного Восьмого и от Wayne Howell:
Моменты военной истории. "
Восьмой" про штурм Авдоса.
Период безнадёжных мясных штурмов декабря-января этой зимы автор пропустил, находясь на переподготовке из коптерщика в ФПВшника. Время, по словам товарищей, было тяжёлое: пехоту (по сроку пребывания в батальоне) тогда называли «двухдневками» и «трехдневками». На позиции попал уже только после взятия Авдеевки и закрепления наших на «Коксохиме».
За неделю пребывания на заводе следов стрелковых боёв не было обнаружено, хотя изрядная часть завода была осмотрена по долгу службы. Противник отступил с АКХЗ достаточно организованно, хоть и поспешно. Боеприпасы оставлены в основном от тяжёлого пехотного оружия: 40-мм гранаты и 12.7-мм патроны в пластиковых рассыпных лентах, ещё были и одноразовые РПГ, но их быстро расхватали. Вещевое имущество в виде спальников, печек и прочего «добра» валялось везде (спасибо волонтёрам «Запорожстали» за обогрев нашего помещения!). Также спасибо украинским волонтёрам за огромное количество продовольствия: тушёнка, рыбные консервы и концентраты не хуже наших, а то сухпай надоедает.
После падения АКХЗ, переход под наш контроль Тоненького, Орловки, Семеновки и Бердычей стал лишь вопросом времени. Во-первых, высоты завода господствуют над местностью, а, значит, решаются проблемы со связью, дальностью полета коптеров всех типов, и, естественно, с наблюдением. Можно даже камеры на крыши прикручивать и наблюдать в режиме онлайн за всеми движениями противника. Во-вторых, завод - это множество укрытий, а значит возможности по накоплению резервов и развертыванию эвакопунктов в относительной безопасности. В отсутствии у противника массовых ФАБов с модулем коррекции, крыть нас, по сути, здесь нечем.
Тем не менее, освобождённые населенные пункты и квадратные километры полей с лесопосадками даются дорогой ценой. Пехота нашего батальона в очередной, не помню уже какой раз, обнулилась в ходе штурма одной из мелькающих в сводках деревень. Да, остатки смогли закрепиться. Да, сточились за три дня, а не за один, как было раньше. Основные поражающие факторы - это дроны всех видов: «Мавики» со сбросами, ФПВ, «Бабы-Яги» и кассетные снаряды. Много неприятностей приносят БМП «Брэдли»: выкатываются, отстреливают БК и тут же сваливают в укрытие.
В конце февраля наши очень удачно смогли заскочить в Бердычи. Участвовавший в эвакуации раненых в тех боях штурмовик рассказывал мне, что заход пехоты на танках в село оказался для противника полной неожиданностью. В Степовом ещё шли бои, и пехота противника в Бердычах находилась в расслабленном состоянии, не ожидая подвоха. В итоге, наши штурмовики, спешившись, сходу зачистили дома на южной окраине села, закрепились и даже продвинулись на соседнюю улицу. При зачистках удалось взять целую рацию - в эфире у противника царила паника, некоторые посты его пехоты сдавались без боя. Но не смогла пробиться в село вторая наша колонна, заходившая с северо-востока. Поэтому атака захлебнулась, сил на овладение всем селом с ходу не хватило. После ввода в бой следующих очередей резерва удалось захватить половину Бердычей, на чём продвижение и застопорилось. Бои опять превратились в мясорубку.
Причём возникали проблемы с дружественным огнём: свежие батальоны соседней бригады чуть не устроили перестрелку с нашими бойцами - чудом удалось объяснить, что свои.
Выявились у нас проблемы и в средствах поражения. Пехота, как обычно, не достаёт из своих «семёрок», если даже вдруг их дотащит до позиций. ПТУРы в массе своей старые. Отсюда вечная проблема: либо не кондиция, либо проволока рвётся. Ну, и опять же ПТУРщики опять новые. Прежние были отправлены в «эваки» - группы эвакуации, «за бесполезностью» и отлеживаются теперь по госпиталям Великой и Необъятной.
----
Wayne Howell добавляет:
1) В той же 114 бригаде отдельные группы ПВО были организованы. Насчёт эффективности антидроновых ружей и дробовиков ничего сказать не могу. АК или ПК с тепловизором по дронам, особенно крупным, работает хорошо. Про тактику пока промолчу, но отмечу, что противник тоже не тупит, после первых потерь Бабы Яги, их почти всегда сопровождали легкие ударные коптеры, чтобы сразу отработать по обнаружившим себя зенитчикам.
2) Судоплатовские дроны наконец-то всплыли наружу. Солдатское мнение о них - говно. Причина - они работают на тех частотах, которые известны противнику и давятся им. Производителю сообщали, изменений не последовало. Из личного опыта, был эпизод, когда саперы выводили на задачу ЦВОшных дроноводов (дроноводы были толковые и были готовы работать с достаточно опасного места, чтобы поразить цель), нужно было обрушить бункер противника на позиции "Плита" в Авдеевской промзоне. Первый дрон промазал, потом хохлы включили РЭБ и остальные просто попадали по дороге. Поэтому донецкие части предпочитают работать со своими производителями ФПВ. При этом не завися от судоплатовских в выкладывании киллкамов.
3) Насчет новых контрактников. Значительная их часть не представляет, что происходит на фронте на самом деле. Они приезжают в уверенности, что мы достаточно легко и просто побеждаем. В том числе и поэтому многие из них не хотят учиться, считая, что всех врагов убьет ВКС, а штурмовать будут зэки. За ходом конфликта эти люди если и следили, то по телевизору. Столкновение с реальностью оказывается болезненным.
4) Про Коксохим автор абсолютно прав. Именно поэтому я не считаю, что Авдеевку хохлы специально сдали, потому что был договорняк под выборы, хоть эта версия и гуляет по войскам. Просто прорыв в центр города и быстрый ввод резервов в прорыв не оставили им других вариантов, кроме плохого и очень плохого. Они могли какое-то время еще держать завод, теряя людей и технику или отойти, чтобы терять людей и технику в боях за окрестные села. Первый вариант был бы предпочтительнее, если бы их командование было готово пожертвовать 3-й штурмовой, но, подозреваю, что у неё самой было свое мнение на этот счет.
Добавит пока нечего...