О самолетах ДРЛО. 25.02.24.

Feb 25, 2024 13:35


Илья Крамник рассказывает о возможных путях решения проблемы:

Нехватка в ВКС России самолетов ДРЛО и в целом больших разведывательных бортов с современным оборудованием давно стала притчей во языцех. Вместе с тем, решения проблемы до сих пор, в общем, нет - парк А-50У крайне невелик, «родные» А-50 , не проходившие модернизацию, в подавляющем большинстве стоят в ожидании ремонта и задачи по профилю не выполняют, перспективный А-100 пока что так и остается перспективным, повторить Ту-214Р с его великолепным, но практически никак не импортозамещенным оборудованием сейчас невозможно.

Все решения относительно перспективных машин этого класса на основе Ту-214, SSJ-New, Ил-114 и тому подобного - в любом случае уходят на послевоенную перспективу, поскольку на серьезную разработку такого рода требуется несколько лет.

Что можно сделать в этих антисанитарных условиях?

Задача: разведывательный самолет продолжительностью барражирования от 6 часов, способный обнаруживать как воздушные, так и наземные цели.

Условие: использование имеющихся в строю (на хранении) самолетов, чтобы не тратить время на заказ и производство новых, и имеющегося в наличии серийного оборудования.



Решение: военно-транспортный самолет Ан-12 с БРЛС Н035 «Ирбис» и комплексом оптики бокового обзора. БРЛС на первом этапе снимаются с находящихся в ремонте истребителей Су-35 на время их ремонта (число Су-35 в ремонте в целом постоянно, и с учетом идущей войны и интенсивных полетов - не так мало, как хотелось бы, ресурс тратится активно, и у электроники он выше, чем у самолета), а дальше можно и новых несколько штук отгрузить.

Информация с БРЛС и камер подается на 4-6 рабочих мест операторов, оборудуемых в грузовом отсеке.

На выходе получается нечто вроде Nimrod AEW в родных осинах.

Запасное решение: Ту-154, которых у ВВС на хранении тоже достаточно, еще и ресурс выше и комфорт больше. Но дороже.

Ожидаемый итог: получение в течение года 6-8 бортов с продолжительностью барражирования около 8 часов, с комплексом оборудования достаточным для обнаружения подавляющего большинства целей на данном ТВД. А за два года - полутора десятков. То, что эти Ан-12 через несколько лет придется на кладбище отправлять, где им уже и так прогулы ставят - дело десятое, они нужны здесь и сейчас, а не на 30-летнюю перспективу.

И вот время озаботиться этой 30-летней перспективой они дадут.

Старше Эдды также весьма разумно рассуждает:

Потеря уже второго самолета ДРЛО А-50 за эту зиму вновь заставляет задаться вопросом оперативного увеличения числа этих машин в составе ВКС.

Сделать это жизненно необходимо, и не только потому, что с радаром, тем более летающим, лучше, чем без него. А-50 является, если можно так выразиться, несущим элементом боевого порядка ВКС. Помимо собственно управления боем, он снабжает информацией об обстановке руководство авиационной группировки, что позволяет планировать дальнейшие действия не вслепую.

Самолетов этих был дефицит и до начала СВО, и резко нарастить модернизацию А-50 в А-50У не получится по ряду технических и организационных причин. Тем более это касается нового А-100, который пока существует в одном-единственном экземпляре, проходящем испытания.

Это вновь ставит на повестку дня вопрос об «эрзац-ДРЛО», самолетах, которые могли бы взять на себя функцию летающего радара, пусть и с ограниченными возможностями, и быть размножены достаточно быстро.

Почти год назад в телеге уже озвучивалось предложение создать эрзац-ДРЛО на основе имеющихся на в строю и на хранении военно-транспортных самолетов Ан-12 или пассажирских Ту-154. Такие самолеты могли бы быть оснащены БРЛС «Ирбис» с истребителей Су-35, благо она серийная, и их технический запас имеется. В перспективе производство этих станций можно увеличить уже в расчете на такое применение.  А для начала хорошо бы получить хотя бы десяток подобных самолетов.

Такая система будет иметь ряд очевидных недостатков - «истребительный» радар не получится разместить в «тарелке» над фюзеляжем, как на А-50, и даже увеличенных размеров носовой обтекатель оставит значительную мертвую зону. Для решения этой проблемы возможно придется размещать на самолете два радара - второй в хвосте, но в любом случае такое решение будет лучше, чем отсутствие решения в принципе. Самолетов этого класса вообще нам нужны десятки штук, минимум по эскадрилье на округ, с серийным производством по несколько штук ежегодно, но нарастить производство А-50У или А-100 до таких цифр в ближайшие годы не представляется возможным.

Есть и альтернатива. Специализированный самолет ДРЛО с антенной во вращающемся надфюзеляжном обтекателе на основе Ан-12 серийно строится в Китае под обозначением KJ-500. За 10 лет производства построено больше 30 таких самолетов для ВВС НОАК и морской авиации. Я полагаю, что в крайнем случае нужно приложить усилия к тому чтобы приобрести какое-то количество таких самолетов у КНР в качестве временного решения до разработки своего аналога, пригодного к массовому производству.

В общем,будем ждать решения властей...

Матчасть, Авиация, Крамник, Старше Эдды, Утраты, мрачно, товарищ Кси

Previous post Next post
Up