О лютой неприязни к лихому Максиму уже сообщал многажды,так что не буду повторяться. Но сейчас воинъ объездных трактов разместил весьма годную
статью. Немедленно утащу оную. Итак:
ЕЩЕ О СРАВНЕНИИ СВО И ВОЗДУШНОЙ ВОЙНЫ ПРОТИВ ИРАКА 1991 ГОДА
Продолжу темы, поднятые Максимом Калашниковым по поводу возмутительной разницы между действиями ВВС США в Ираке 1991-го и ВВС РФ на Украине с 2022 года.
Текст М.Калашникова:
https://m-kalashnikov.livejournal.com/4336170.html Можно спокойно говорить о сравнениями с "Бурей в пустыне" не в нашу пользу. Предлагаю конспективно пройтись в сравнении. Буду говорить об авиационной составляющей, и немного в устаревшем понимании на уровне 25~30-летней давности. Но это не умаляет замечаний, вопросов и выводов.
Итак, приступим.
***
Факт 1. Прежде всего. За сутки-полтора до начала действий, США применили все наличные в их распоряжении средства постановки помех. Работали все авиационные варианты: ЕФ-111Ф "Рэйвен" на платформе фронтового бомбардировщика Ф-111; ЕС-130 на основе транспортного самолёта С-130 "Геркулес", и многие другие, как например постановщик помех "Торнадо АДФ", на основе фронтового истребителя-бомбардировщика "Торнадо ИДС". Итог? Очевидцы и участники событий отмечали единогласно: осталась в работе только проводная связь, ни одна радиочастота связи не работала. Если я не ошибаюсь - постановщики помех перекрывали даже частоты центрального телевидения и радиовещания. (Помези забивали даже каналы связи ВС СССР в Закавказье - прим. М.К.)
Само собой, нормальная работа обзорных РЛС (обозрения воздушного пространства по секторам), а вместе с ними и пунктов управления истребительной авиацией исключалась либо значительно затруднялась. Аналогично - работа РЛС имевшихся комплексов ПВО типа С-75, С-125. Постоянное, на всех частотах, мощное и продолжительное помеховое воздействие парализовало либо предельно затруднило работу РЛС всех видов и радиосвязи.
Любопытно, что в ряде источников приводилась статья о работе комплекса С-200 в Ираке, но наличие их там ничем не подтверждается. Однако, ценным остаётся подтверждение факта о полном нарушении связи и радиолокации помехами.
Сравним с нашей действительностью. Только один неприятный эпизод. Уже на второй или третий день я узнал о том, что радиообмен ВС РФ спокойно слышат обычные... рядовые радиолюбители. В остальном - читайте господина Мурза.
1. Если у нас всё так хорошо с постановкой помех (сужу по хвалебным одам): почему их ни разу не применяли для постоянного радиоэлектронного подавления ПВО ВСУ? Хотя бы, элементарно, для прикрытия ударных групп фронтовой авиации? Соблазнительно выглядит идея постановки помех перед работой и во время работы тучи КР и ударных БПЛА. Но этого не делается, судя по всем приметам.
Сказанное имеет отношение и к средствам групповой постановки помех, а не индивидуальным. И хочется верить, что хотя бы с индивидуальными средствами постановки помех проблем нет... но гложет червь сомнения - сами понимаете.
***
2. В распоряжении ВВС США и их "союзников" имелись машины для постановки помех на платформах имевшихся самолётов фронтовой и транспортной авиации. Чем богаты мы? Су-24мп так и остался опытным экземпляром и сгнил на дальних стоянках к середине 90х. В те же годы торжественно резали резаками Як-28пп по выработке ресурса.
В середине-конце 90х пустили на слом постановщики помех Ту-22пп, а ещё ранее порезали по износу Ту-16пп.
Добавлю также, что на основе транспортного самолёта Ан-12бк были построены постановщики помех Ан-12пп. Их часто использовали в учениях, для помехового прикрытия стационарных объектов (если в планах учений предусматривалась работа фронтовой или стратегической авиации).
Т.о., ни во фронтовой, ни в стратегической авиации развитие авиации постановки помех и радиоэлектронной разведки ещё четверть века назад было вырублено под корень. На сегодняшний день мне неизвестно ни о каком специализированном самолёте радиоэлектронной разведки и постановки помех. Согласитесь: если бы эта тема продолжала своё развитие, то логично было бы увидеть варианты вышеуказанных машин в современном исполнении. Например, на основе того же Ту-22м3, Ил-76, Су-34. Но этого нет, и не предвидится, а темпы замещения и построения уже запущенных в серию машин вызывает известные переживания.
Любопытно - мог бы ли сорвать ракетные удары по базам флота в Севастополе и Феодосии (или до предела затруднить их нанесение), если бы над базой флота висел даже старенький-добренький Ан-12пп или Ту-22пп? Там мощность оборудования такая, что местное население жаловалось на плохую трансляцию снегопада, а радиоприёмники передавали шуршание. Это всего лишь моё предположение, но оно не лишено смысла.
Выводы делайте сами.
Краткие итоги:
- Противник имел абсолютное превосходство разнообразных инструментов постановки помех;
- Противник постоянно обеспечивал мощное радиоэлектронное противодействие;
- Результаты работы были таковы, что нарушена была всякая связь, окромя проводной;
- Противник на своё усмотрение и в зависимости от ситуации мог комбинировать те или иные инструменты для выполнения этой задачи.
***
Факт 2. Авиация союзников (здесь и далее назовём их так), вывела из строя всю ПВО Ирака. Существует такое утверждение, и для борьбы с выявленными местами развёртывания ПВО были подняты все имевшиеся инструменты. Здесь и фронтовые истребители Ф-16А и Ф-16С в специальном исполнении "Уайлд Уизлл" для подавления ПВО. Любопытно, что сегодня в циркулирующих слухах о передаче Ф-16 в распоряжение салорейха как-то не вспоминают о том, что он способен нести и вооружение для работы по РЛС ЗРК... а следовало бы это знать. Иначе горя не оберёмся. Вернёмся к 30-летним фактам. В ход пошли и даже заслуженные старички ЕФ-4С и ЕФ-4Е "Фантом" в комплектации "Уайлд Уизлл 4", это был их последний выход на арену - сам по себе легендарный Ф-4 "Фантом-2" снимался с вооружения и заменялся новыми образцами. Не обошли стороной истребители-бомбардировщики Ф-111 и "Торнадо ИДС", но всё же первую скрипку играли не они. В сочетании с постановкой помех и провоцируя иракские средства ПВО, несколько дней висевшие в воздухе многочисленные группы работали над уничтожением выявленных источников ПВО после первого удара.
Заметки на полях.
1. Надо понимать, что т.н. "антирадарная ракета", она же ПРР, бьёт по источнику строго характерного излучения на определённой частоте. Безусловно, от сильных ударов при подавлении ПВО и мощном помеховом воздействии была выбита большая часть иракских ЗРК. Уцелевшие перешли к засадным действиям, с минимумом средств для полноценной работы. И они били противника! И были результаты. Там не играли в "перегрузку" и полное опустошение пусковых установок ЗРК, как этим сегодня занимаемся мы по бедности... вопрос только "бедности средств" или "бедности ума"? Выявлено излучение? Дежурная группа - в воздух, выбивает средства ЗРК. Либо делает это из положения "дежурства в воздухе".
Ничего подобного для глубокого прорыва поясов ПВО сегодня мы не видим. И что-то мне подсказывает - вряд ли увидим. Единичное, местное выбивание выявленных ЗРК - да. Но не расчистку пути, например, при применении крылатых ракет.
2. По отзывам свидетелей и участников событий, союзники не ограничивались одним только пуском ракеты в сторону работавшей РЛС. Это выглядело, с их слов, так. Сначала выбивалась иракская РЛС, что приводило к прекращению работы ЗРК. Это делала ударная группа "Уайлд Уизлл". Затем в ход вступали обычные истребители-бомбардировщики, которые засыпали бомбами всех сортов места развёртывания пусковых установок, транспортно-заряжающих машин, постов управления и т.д. Для страховки придавались специально выделенные борты "Уайлд Уизлл". При необходимости, вылет ударной группы дублировался, порой несколько раз, место развёртывания иракской ЗРК после этого выглядело как лунный пейзаж. И только после этого, с целью закрепления успеха, место удара обязательно посещали ударные вертолёты АН-64 "Апач", добивая оставшееся оборудование и расчёты его обслуживающие. Все эти мероприятия производились при полном помеховом воздействии и постоянном нахождении в воздухе дежурных пар и звеньев истребителей союзников.
Ответьте себе на вопрос сами: как ведётся сегодня борьба с ЗРК салорейха? Предлагаю сделать выводы самостоятельно.
***
3. Надо отдать должное иракской стороне. С их стороны предпринималась тщательная, насколько это возможно, маскировка своих средств ПВО. Кроме того, специально сооружались ложные позиции развёртывания иракских ЗРК: с имитацией работы РЛС на излучение в режиме обзора и даже в режиме подсвета цели (имитация уже пущенной ракеты по цели, с якобы выдачей команд ракете на полёт к цели). Причём подобные ложные позиции были двух видов: тщательно замаскированные как настоящие, и замаскированные "чуть-чуть похалатнее". Для создания полной иллюзии "кипучей деятельности", специально выделенные расчёты ложных позиций иммитировали факелы, вихри и дымы, схожие с аналогичными при пуске ракет во время схода с направляющей. И их, ложных позиций, было несколько помимо настоящей позиции: как утверждали участники событий по 2-3 тех и 2-3 "халатных" ложных позиций, сооружённых из всего что под руку попалось. В своей изобретательности, доходили даже до размещения на ложных позициях специальных устройств, имитировавших, например, нагретый мотор автомобиля. Это давало отличную имитацию при обзоре в ИК-канале обнаружения и целеуказания.
Надо ли говорить, что при этом до трети всех средств поражения, истраченых союзниками, пришлись на поражение ложных целей?
Стоит обратить внимание и на то, что атакуя ложные позиции, союзные силы сами подставлялись под удар ЗРК из засады, пар и звеньев истребительной авиации Ирака (ещё появлявшихся в воздухе), или средств поражения малого радиуса действия, в т.ч. ствольной зенитной артиллерии. И случаи тому были неоднократно.
Закономерен вопрос: у нас точно средства ПВО развёрнуты по "вьетнамскому принципу", как постоянно меняющие позиции? Или тропинки к пусковым установкам и пункту управления срочники традиционно выкладывают камушками, окрашенными извёсткой или белой краской, ограждая красненькими флажками? И вопрос сей не праздный... Про ложные позиции ЗРК - лучше промолчу. Уверен, что сие исключено.
4. Даже не уничтожив все иракские ЗРК, противник в лице союзников максимально осложнил их дальнейшую работу. Оставшимся в строю средствам приходилось перейти к засадным действиям, в сочетании с взаимодействием с силами иракской истребительной авиацией. Один из таких вариантов - появление в воздухе иракского фронтового истребителя МиГ-29А (в комплектации 9-12б), или истребителя-перехватчика МиГ-25ПД. Задача - броситься в атаку сразу на постановщика помех, уводя его в сторону. Либо - вывод сил истребительной и ударной авиации противника под удар. Этим открывалась возможность обстрела с земли ударной группы силами уцелевших ЗРК. Эти мероприятия были вынужденной мерой, они были чрезвычайно осложнены подавляющим господством в воздухе союзной авиации, фактически - иракские лётчики принимали огонь истребителей союзников на себя. Но случаи успешных операций подобного рода известны, и это производилось неоднократно.
Частично, с иракской стороны это компенсировалось свежим и колоссальным боевым опытом лётного состава, который был получен в воздушных боях с иранской авиацией в 1980-88гг. Но об этом - чуть позже.
Краткие итоги.
- Союзники не ограничивались единоразовым, "для галочки", подавлением ПВО Ирака, как сделали ВС РФ в начале СВО;
- Они комбинировали инструменты для подавления ПВО: применяя мощную постановку помех, провоцируя работу РЛС на излучение, постоянно выбивая выявленные источники излучения;
- Противник не ограничивался только выводом РЛС ЗРК из строя, а производил полное уничтожение всего оборудования на позиции развёртывания: от метания КАБ и свободнопадающих бомб и заканчивая применением армейской авиации (вертолёты);
- С целью осложнения работы противнику, иракцы массово практиковали сооружение огромного количества ложных позиций, использовали всю возможную выгоду от засадных действий.
***
Факт 3. Иракские стационарные аэродромы были выведены из строя авиацией союзников. Надо отметить важность и сложность этих мероприятий и высказать некоторые соображения по этому поводу. (В отличие от СВО, где укроавиабазы остались целыми - М.К.)
Техническ, эта задача исполняется так. Для поражения бетонных рулёжных дорожек и бетонных взлётно-посадочных полос, применяется специальная авиационная бетонобойная бомба свободного падения. Само собой, неуправляемая. Самолёт-носитель производит пролёт над взлётно-посадочной полосой строго вдоль неё, выполняет сброс этих бомб с выдержкой времени, сброшенные БетАБы падают вдоль всей полосы, пробивают её, заглубляются под слой бетона. Производится подрыв, выворачивающий бетонный настил взлётной полосы наизнанку. Примерно аналогично выводятся из строя рулёжные дорожки к взлётной полосе от мест стоянок самолётов, и сами стоянки.
Недостаток этого способа заключается в необходимости нахождения самолёта-носителя строго над аэродромом, который занимает большую площадь. В момент бомбометания, носитель должен находиться строго на боевом курсе, не отклоняясь в сторону до окончания бомбометания. В этот момент он наиболее уязвим для всего, что может поразить его: начиная от неподавленной ЗРК и заканчивая расчётами ствольной зенитной артиллерии и переносных ЗРК, коих по большой площади аэродрома можно наставить сколько угодно.
Отдельно замечу, что мероприятия по устранению поражений взлётных и рулёжных полос занимают от 6-8 часов до 2... максимум 3-х суток (исходя из того что известно по Сирии, когда изральские "Фантомы" выводили из строя сирийские аэродромы в 1967, 1973 и 1982 гг).
Учитывая вышесказанное, уместно отметить: подобные мероприятия хороши при нанесении первого удара, когда необходимо полностью парализовать возможность взлёта авиации противника для ответных мер и ответного удара. И эти мероприятия необходимо производить регулярно, по мере восстановления повреждённых взлётных полос. Только тогда появление авиации противника с постоянных мест базирования станет либо невозможным, либо крайне затруднённым. Как вариант выхода из положения, противник ещё сможет использовать для взлёта и посадки автомобильные участки дорог (АУД). Но эта крайняя мера имеет свои известные достоинства и недостатки. Первый из них - наличие лётного состава, обученного к взлётами посадкам на АУД.
Насколько мне известно, иракская авиация в 1991-м к использованию АУД не прибегала, стационарные же аэродромы постоянно находились под воздействием авиации союзников. Уничтожались не только взлётные полосы, но и готовая к вылету авиационная техника.
Заметки на полях.
1. Учитывая сказанное выше, следует не забывать немаловажное обстоятельство: союзники выводили из строя иракские стационарные аэродромы только после подавления всех средств ЗРК средней и большей дальности. При слове "большей дальности" я допускаю характерную оговорку - таковых могло и не быть (наподобие С-200В), а считать ими С-75 в сравнении с С-125 можно с большой натяжкой. Оставалась лишь угроза поражения с земли ЗРК малого радиуса действия, в т.ч. переносными, и ствольной зенитной артиллерией.
Понеся первые серьёзные потери от них, пренебрегая опасностью и действуя нахально, авиация союзников прекратила снижаться до высот ниже 4 000 -6 000 метров, избегая входа в зону поражения.
2. Опасность поражения ударных групп со стороны иракских истребителей, насколько это возможно, нивелировалась постоянным нахождением в воздухе пар и звеньев истребителей союзников, всё это сопровождалось обязательной постановкой помех специально оборудованными самолётами. На земле и воздухе всегда были готовы наряды сил "Уайлд Уизлл" для выявления и уничтожения иракских ЗРК, действовавших из засады.
3. Надо также понимать, что подобные стационарные аэродромы могут находиться в большой глубине от линии фронта, и для доступа к ним непременно потребуется расчистка пространства от стационарных ЗРК противника, неоднократная дозаправка ударных групп в воздухе на маршруте туда и обратно, соответствующее прикрытие ударных групп истребителями, надёжное управление всеми действиями с наземного или воздушного КП, постоянное наблюдение за воздушным пространством противника силами наземных обзорных РЛС и силами самолётов ДРЛО.
Учитывая всё вышесказанное в заметках на полях, задам несколько вопросов, которые позволю себе оставить в качестве промежуточных итогов:
- Вывод из строя стационарного аэродрома (и не одного), особо важен в первые же часы и дни начала операции. Почему этого не было сделано с аэродромной сетью салорейха?
- Подобные мероприятия требуют полной расчистки пространства от ЗРК противника. Надо ли напоминать, как обстоит борьба с ПВО салорейха?
- Без серьёзного подавления ПВО и нужного наряда управления и обеспечения (КП, в т.ч. летающие, самолёты ДРЛО, самолёты-заправщики), - подобные мероприятия становятся самоубийством. Как всё хорошо у нас с флотом танкеров-заправщиков, эскадрами ДРЛО, и т.д.?
- Эти мероприятия не являются панацеей, их необходимо производить постоянно и систематически. Надо ли напоминать, что однократный показательный удар - не выход из положения? Вопрос адресуется "до востребования" нашим "одичалым" (терминология М. Делягина), и "изумительным" (терминология В. Грубника). Я знаю, что кроме вони, надувания щёк на ширину плеч и разведения руками в воздухе, от изумительных одичалых ничего существенного получить не удастся.
Выводы делайте сами.
***
Факт 4. Выведя из игры ПВО и парализовав, насколько это возможно, работу истребительной авиации Ирака, союзники нанесли мощные удары по пунктам управления действиями авиации и ПВО. Это помимо ударов по штабам, важным промышленным и транспортным мощностям, узлам радио и проводной связи, ретрансляторам центрального телевидения и радиовещания, мостам, морским торговым портам и железным дорогам. Я обращу внимание лишь на удар по штабам ВВС и ПВО Ирака и их командным пунктам: их вывод из строя значительно нарушил управление и координацию сил Ирака. У расчётов ПВО не было полного и единого понимания происходящей вокруг них обстановки. Лётчики же были вынуждены искать цели в воздухе самостоятельно, полагаясь на возможности и исправность бортовых РЛС фронтовых истребителей МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29Б различных модификаций, а также истребителей-перехватчиков МиГ-25ПД. Напротив, у противника в лице сил союзников был полный спектр средств наведения, целеуказания и управления.
Заметки на полях не требуются, а краткие итоги обозначу напоминанием вопроса, который постоянно из статьи в статью озвучивает М. Калашников и его друзья по поводу борьбы с путями сообщения и центрами управления.
Выводы - в Ваших руках.
***
Факт 5. Лишившись средств управления и наведения, понеся ущерб от разрушения аэродромной сети, иракская ударная авиация практически не выполняла никакой работы по наземным силам союзников, позициям их ПВО и аэродромам. Отмечу, что это при колоссальнейшем опыте иракских экипажей, который они получили в течение 8 лет ирано-иракского противостояния, выполняя свои задачи на самолётах МиГ-23бн/МиГ-27, Су-17 и Су-22 различных модификаций, а под занавес ирано-иракской бойни - на Су-25к и Су-24мк.
Практически не привлекались к ударам по наземным целям фронтовые истребители МиГ-21 и МиГ-23 различных модификаций, Мираж-Ф1 и МиГ-29б, а перехватчики МиГ-25пд в принципе для этого не предназначены.
Вся работа истребительной авиации Ирака была эпизодичной. Отдавая должное смелым действиям иракских лётчиков, нельзя не отметить их решительность, смелость и колоссальный опыт предыдущих сражений с Ираном. Действия их происходили безо всякого наведения с земли, в условиях мощного помехового воздействия, максимально полного радиолокационного обзора со стороны сил союзников и их подавляющего численного превосходства. Порой - и на не всегда исправной авиационной технике. Но они действовали, пусть и эпизодично, всю войну.
Заметки на полях.
На счету пилота МиГ-25пд лейтенанта Зухейра Давуда единственная официальная потеря (если не считать БПЛА), американской авиации в воздушных боях «Бури в пустыне» - Ф/A-18, сбитый в первую ночь войны 17 января (его пилот Майкл Спичер долгое время числился пропавшим без вести, поиски его останков длились около 20 лет). Также в первый день был воздушный бой пары МиГ-25пд и четырёх американских Ф-15. Последние выпустили большое количество ракет не добившись ни одного попадания, после чего самолёты разошлись.
19 января иракский МиГ-25пд перехватил ударную группу. Ему удалось увернуться от восьми истребителей Ф-15Е. После этого он запустил три ракеты по самолёту-постановщику помех ЕФ-111A, ракеты не достигли цели, но постановщик был вынужден прекратить выполнение задания, тем самым оставив группу без прикрытия средств РЭП. Потеряв прикрытие, 1 Ф-15E был сбит старым ЗРК С-75 из засады. Таким же образом в этот день ещё один ЕФ-111A был вынужден прекратить своё задание, но ударная группа в этот раз потерь не понесла.
В конце 19 января МиГ-25пд совершили ещё один вылет на увод американских самолётов под удар ЗРК из засады, в этот раз пара американских Ф-15C (лётчики: капитан Ларри Питс и капитан Ричард Толлини), смогла заметить противника и атаковать. Американские пилоты опознали их как перехватчики, однако по иракским данным полёт совершала пара безоружных МиГ-25рб. Первый МиГ (пилот лейтенант Хуссейн Абдул Саттар погиб), был сбит ракетой AИM-7M (ещё одна AИM-9 в цель не попала), второй (пилот капитан Саад Нехме) смог увернуться от 3 ракет, потом получил три прямых попадания двух AИM-9M и одной AИM-7M, но всё равно продолжал лететь. Лишь только после запуска 7-й ракеты (AИM-9M), МиГ-25 начал лишь медленно снижаться. Американский лётчик хотел окончательно добить самолёт огнём из пушки, но, увидев, что пламя двигателей «МиГа» затухло, не стал его добивать; иракский лётчик же катапультировался и остался жив.
30 января пара иракских истребителей-перехватчиков МиГ-25пд ракетами Р-40 атаковала пару Ф-15С. Одна из ракет взорвалась рядом с «Иглом», после чего он развернулся в сторону саудовской границы, наземный пункт контроля проследил путь Ф-15 и отметил, что самолёт рухнул в 40 километрах от границы. Позже иракцы нашли обломки сбитого истребителя в том же месте, про которое говорил пункт контроля, но американцы своих потерь в этом бою не подтверждали. МиГ-25 развернулись и стали возвращаться на базу. На помощь подошли два Ф-15С, совместно они выпустили десять ракет «воздух-воздух» по отступающему противнику, ни одна из ракет не достигла цели.
МиГи-29б сбили два самолёта «Торнадо ИДС» и повредили Б-52 (ракетой Р-27Р) и Ф-111Ф. В первую ночь войны иракскими истребителями МиГ-29б была перехвачена группа американских Ф-15Е. Согласно свидетельствам американских пилотов, в ходе этого перехвата один из МиГ-29б случайно сбил своего товарища - МиГ-23мл.
17 января были сбиты два МиГ-29б 39-й иэ, пилоты майор Тарик Саид и капитан Мохаммед Саид погибли. В этот день ещё один МиГ-29б получил незначительные повреждения ракетой от истребителя Ф-15С, после чего пилот капитан Хелаль увёл свой МиГ на аэродром (американцы ошибочно приняли этот самолёт за сбитый).
В ночь с 18 на 19 января МиГ-29б, пилотируемый капитаном Джамилем Сайхудом, атаковал группу самолётов «Торнадо ИДС», Сайхуд сбил один вражеский самолёт, после чего был атакован группой Ф-15С (иракский самолёт был один), в ходе воздушного боя иракский самолёт был сбит, лётчик катапультировался. В этот день американцы заявляли ещё один сбитый МиГ-29б, иракцы отмечали что был один случай близкого пролёта ракеты возле МиГ-29б, но самолёт никак не пострадал.
Краткие итоги предлагаю сделать самостоятельно.
***
Факт 6. Авиация сил союзников имела не просто мощное и многократное численное превосходство. Они имели в своём распоряжении такое количество машин, которое позволяет им спокойно маневрировать силами, замещать потери, своевременно давать отдых экипажам и время для профилактических работ по исправности самолётов. Само собой, это удовлетворяло все запросы по количеству обрабатываемых целей и выполняемых задач.
Вопросы. Насколько сегодня постоянными, непрекращающимися вылетами изношен наличный парк нашей авиации? Своевременно ли производится ротация лётного состава для отдыха? Есть ли у нас резерв полностью укомплектованных полков для подмены выбывающих на отдых лётчиков и выбывающих на ремонт бортов? Позволяют ли мощности авиаремонтных предприятий своевременно, точно и в срок выполнять все ремонтные мероприятия по лётной технике? Снабжаются ли они в полном объёме и должным образом?
Вопросы, вопросы... вопросы. На фоне новостей о банкротстве тех или иных ключевых оборонных предприятий, мне дико, например, представить банкротство и закрытие ОКБ Яковлева весной 1943го, накануне Курской битвы. Или - приостановку деятельности ОКБ Лавочкина ввиду проведения коррупционных проверок во время освобождения Белорусской ССР в рамках операции "Багратион". Я не могу себе, почему-то, представить пресловутые т.н. "проблемы с логистикой" при подготовке к обороне Сталинграда, но сейчас они стали притчей во языцех. За саму мысль в 1942м году о проведении изысканий по улучшению качества плексигласа кабин истребителей в течении года с трёхкратным перерасходом средств все причастные уже бежали бы с винтовками наперевес в первых рядах штрафных рот. Известны ли сегодня подобные случаи?
(приводится в некотором сокращении)