Новости запретительства. 21.12.23.

Dec 21, 2023 22:22


Ну по идее так же и разрешительства,но кто ж разрешит? Андрей Патраков рассказывает о проблемах с сертификацией дронов:

Росавиация перенесла сертификацию российских безпилотников на 2024 год 

Росавиация перенесла основную сертификацию российских безпилотников на 2024 год. Ранее планировалось, что уже к осени 2023-го необходимые документы получат десять типов дронов, задействованных в гражданском госзаказе

В декабре 2022 года Президент поручил Росавиации сертифицировать не менее 10 типов БАС до сентября 2023-го. Но в сентябре сроки были скорректированы - до конца года. Конец года на пороге, а итог таков: за год в России не сертифицировали ни одного беспилотника...

По мнению главы Росавиации Дмитрия Ядрова, основным барьером к сертификации стали ее высокая стоимость и длительные сроки реализации.

В целом, с этим можно согласиться. Однако, основной причиной переноса сроков является  неготовность существующей системы сертификации к сертификации БАС. Пока единственный в стране опыт по БАС-200 за срок 1,5 года и официально признанной стоимости Белоусовым в 1 млр. руб.  это наглядно продемонстрировал. Чрезмерная стоимость, сроки сертификации обусловлены тем, что существующая система сертификации рассчитана на воздушные суда большой гражданской авиации. Аналогичная проблема сертификации лёгких воздушных судов малой авиации существует уже более 10 лет. А для ещё более лёгких безпилотников она стала ещё более острой проблемой.



В международной практике применяют риск-ориентированный подход ИКАО для сертификации беспилотников, который на порядок сокращает стоимость и сроки сертификации БАС. Одним из элементов этого подхода для сертификации БАС с невысоким риском безопасности полетов, является декларативный метод оценки. Его суть сводится к установлению жестких эксплуатационных ограничений для БАС.  Доказательством при сертификации таким методом является  эксплуатационная документация. Ссылаясь на неё декларируется соответствие нормам летной годности.

Теперь и Росавиация решила изменить подход:

«Мы дадим возможность тем десяти производителям БАС [которые подали заявки] получить необходимое количество сертификатов летной годности на основании акта оценки»,

- заявил Ядров.

При этом текущая версия ФАП-61 (регламентирующие выдачу сертификата летной годности по акту оценки для БАС более 30 кг) не содержит норм лётной годности к БАС. Этот ФАП был разработан на основе аналогичного для легких пилотируемых ВС (ФАП-273), в котором были нормы летной годности. Из-за отсутствия требований по безопасности для БАС в ФАП-61 выдача акта оценки выглядит неработоспособной. Практика по ФАП-61 пока отсутствует. Акт оценки применим только для допуска к эксплуатации единичных экземпляров (каждый новый экземпляр нужно будет так же оценивать), а сертификат типа БАС достаточно получить один раз, чтобы производить экземпляры в соответствии с сертифицированной типовой конструкцией.

Согласно новому графику Росавиации,  в госзаказе будет участвовать 24 модели российских БАС. Из них только по 14 моделям расписан график сертификации. В декабре этого года все же планируется выдать сертификат «Ориону». В 2024 году планируется завершить сертификацию еще по десяти моделям беспилотников компаний «Транспорт будущего», «Аэромакс», КБ «Русь», «Индустриальные дроны» и «Эколибри». В 2025 году документы получат еще три модели.

Очередной перенос графика сертификации БАС на 2024 год с попыткой заменить сертификацию типа БАС для серийного производства на выдачу сертификатов лётной годности для единичных экземпляров (не типовых, как это сформулировано в поручении Президента РФ) ещё раз доказывает неспособность существующей системы сертификации авиационной техники выполнять эту задачу для БАС. Решение этой проблемы уже давно существует в международной практике и далеко не только в Европе (EASA). Это решение уже оформлено в виде рекомендаций ИКАО для практической реализации риск-ориентированного регулирования отрасли БАС, включая и различные механизмы для сертификации БАС в зависимости от уровня риска безопасности полётов при их эксплуатации.

Обозреватель БПЛА делится еще одним печальным комментарием:

Пробежимся по актуалочке. Тема не для самых маленьких, но вдруг вы уже начитались наших постов и решили сделать свой безпилотник. Если ваш беспилотник тяжелее 30 килограммов, то по законам РФ вы должны его сертифицировать

Сертификацией занимается Росавиация. Вы должны прийти к этим ребятам, показать свои разработщические документы и вам назначат процедуры. Вы будете отчитываться за каждую деталь, показывать как дрон летает, как садится и почему.

Интересно, что в одной очереди с вами будет сидеть команда из людей, которые сделали самолет на 400 пассажиров. И к вам и к ним у Росавиации будут одинаковые требования. Примерно через полтора года мытарств, вы возможно получите сертификат, потратив на него от миллиарда до полутора миллиардов российских гривен.

Команда, что разрабатывала самолет, потратит столько же. Только первый самолет она продаст и уже отобьется. А Вы, продавая свой дрон по 150 тысяч за штуку, умрете в нищете. Да и что уж душой кривить, нет у вас миллиарда.

Примерно вот так работает современная система сертификации - то есть допуска к полетам типа безпилотников. О том, что это безумие знали несколько лет, по оценкам Андрея Патракова (его пост по ссылке выше), лет пять назад проблему начали поднимать в РФ, а Европах и Америках лет 8. Но шевелиться у нас стали лишь когда дважды сорвали сроки по нацпроекту, за который спросит президент.

Заканчивался второй год войны...

дурдом, дроны всякие, Удивительное - рядом, песец, Авиация, пятая колонна, мрачно

Previous post Next post
Up