Чуть не забыл (и чуть опоздал) напомнить о памятной дате. Но все равно не упомянуть нельзя. 551 год со времен
битвы при Молодях:
Битва при Молодях - День Победы XVI века
29 июля 1572 года началась Битва при Молодях - одно из самых судьбоносных сражений в истории России.
Жившее грабительскими набегами и работорговлей Крымское ханство весь XVI век вело с Россией изнурительную войну за контроль над Диким Полем - степями Южной России, в том числе нынешней Новороссии. В 1571 году крымцы, казалось, одержали убедительную победу - прорвались к Москве и сожгли её.
В 1572 хан Девлет-Гирей двинул огромное войско, чтобы добить Россию и заставить русского царя Ивана Грозного по меньшей мере отдать Казань и Астрахань. Однако на пути агрессоров встало русское войско во главе с выдающимися военачальниками: князем Михаилом Воротынским, организатором русской пограничной службы, и князем Дмитрием Хворостининым, талантливым опричным воеводой.
В длившемся несколько дней, с 29 июля по 2 августа, сражении русские сначала заставили татарскую конницу остановиться, навязали ей штурм русского укрепления - гуляй города. А затем решительным контрударом опрокинули крымцев. Стратегия и тактика русского командования в этой битве - блестящий образец национального воинского искусства.
Результатом победы при Молодях стало не только спасение Москвы. Хотя разорительные набеги крымцев на Россию продолжались еще не одно десятилетие, но движение нашей страны вглубь Дикого Поля было уже неостановимым. Один за другим появлялись в Степи русские города и сторожи: Орёл, Кромы, Ливны, Оскол, Белгород, Бахмут и, наконец, далекий Царёв-Борисов, вблизи которого был построен позже Изюм. Двести лет спустя эта дорога привела к присоединению Новороссии и Крыма к России.
Битва при Молодях долгое время оставалась в своеобразной «тени» у историков, поскольку не соответствовала сложившемуся стереотипу о второй половине правления Ивана Грозного как о времени сплошных неудач. Но сегодня ошибка исправляется - память Битвы при Молодях торжественно празднуется, о ней пишутся книги и снимаются фильмы. Эти события становятся всё более важной частью патриотического сознания русского народа.
Новый Летописец напоминает о реальной песне,посвященной сему сражению и чудом дошедшей до наших времен:
А не сильная туча затучилась,
А не силнии громы грянули,
Куда едет собака Крымский царь?
А ко силнему царству Московскому:
"А нынечи мы поедем к каменной Москве,
А назад мы пойдем, Резань возьмем".
А как будут они у Оки-реки,
а тут они станут белы шатры роставливать.
"А думайте вы думу с цела ума:
Кому у нас сидеть в Каменной Москве,
а кому у нас в Володимере,
а кому у нас сидеть в Суздале,
а кому у нас держать Резань старая,
а кому у нас в Звенигороде,
а кому у нас сидеть в Новегороде?"
Выходит Диви-мурза сын Уланович.
"А еси государь наш. Крымский царь!
а тобе, государь, у нас сидеть в каменной Москве,
а сыну твоему во Владимере,
а племнику твоему в Суздале,
а сродичу в Звенигороде,
а боярину конюшему держать Резань старая,
а меня, государь, пожалуй Новым-городом:
у меня лежат там свет-добры-дни батюшка, Диви-мурза сын Уланович".
Прокличет с небес господен глас:
«Ино еси, собака, крымской царь!
То ли тобе царство не сведомо?
А еще есть на Москве Семьдесят апостолов
опришенно Трех святителей,
еще есть на Москве православной царь!»
Побежал еси, собака, крымской царь,
не путем еси, не дорогою,
не по знамени, не по черному!"
Песня о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году. Из сборника «Песни, записанные для Ричарда Джемса в 1619-1620 годах». Дата создания: конец XVI - начало XVII веков, опубл.: 1907. Источник: Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI - начало XVII веков. - М.: Художественная литература, 1987. - С. 539-540.