Ценные мысли от Русского инженера уже цитировал
здесь. Размещаю также и продолжение(
1,
2)
В продолжение вчерашней темы, про перспективные вооружения.
Вот тот 60 мм миномёт, который я упоминал у поляков. Попадалось где-то видео как укро ССО работали с ним, где то под Кременной, в лесах, лёгкой группой около 4-5 человек.
Очень эффективная штука для спецназа, штурмовиков, лёгкой пехоты.
И как вот коллеги верно
говорят,что во взвод давно назрело отделение тяжёлого вооружения. По сути у Вагнера около того и сделано. АГС, лёгкий миномёт, крупнокалиберный пулемёт.
Моё мнение - вот скопировать польский образец, мин этого калибра в мире огромное количество производителей, номенклатура огромная, эффективность довольно приличная, по осколкам две мины 60 мм будут эффективнее чем одна 82, при той же массе. И вообще давно уже проанализировано в исследованиях, оптимальная масса осколочных боеприпасов, от 1 до 2 кг. Следующая ступень это с фугасным действием, это уже от 9-10 кг. Собственно большинство суббоеприпасов для кассетных бомб, именно в этой размерности.
Пулемёт, со станком вообще в калибре 375 чейтак, особенно если ПКМ выйдет под него перестволить.
И многозарядный гранатомёт под выстрелы от АГС-40. С лёгким ПТУРом, типа джавелин.
Вопрос конечно назревший, это мнение не только моё, но и множества специалистов с фронта, но вот в то, что реально что то сдвинется в недрах Минобороны Лаоса, верится с трудом. Впрочем, может случиться чудо, и на фронте ребята получат более эффективные вооружения?
Будем посмотреть.
В ходе обсуждения постов про вооружения, многие читатели оперировали сугубо эмоциональными понятиями. Афтар, ты гонишь, вот АГС мощь.. Ну и тп.
Между тем, кто реально очень массово используют тот же АГС, откровенно признают, что он изрядно переоцененный. Да, пугает здорово, заставляет залезать в норы, но вот по убойности ну не так чтобы супер.
Это лишь пример, который я хочу разобрать на стыке математики, физики, биологии, с примерными цифрами. Просто чтобы уважаемые читатели старались брать пример, и так же оперировали не эмоциями, а расчётами. Пусть даже очень примерными, это всё равно точнее, чем эмоциональные оценки.
Поехали.
Я упоминал, что наиболее оптимальный вес осколочного боеприпаса для выведения живой силы из строя, это 1-2 кг. И большинство суббоеприпасов кассетных бомб как раз этой размерности.
Почему АГС с 280 грамм, или ргд-5 заметно уступают?
Дело в том, что они практически не дают убойных осколков. От их применения в основном только легкораненные. Ну и контуженные, если в замкнутом помещении. Конечно можно истечь кровью, бывает очень не везёт с местом попадания, но это скорее исключение и не даёт возможности сразу вывести бойца из игры, легкораненные ведь вполне могут огрызаться в критической ситуации. Уточню, летальность от них конечно тоже есть, но не в пропорции 1/3, как привычно для общевойскового боя. Точную статистику собрать сложно, но может 1/10, плюс минус. Да, есть в этом и плюсы, 300й для противника, это куча проблем с логистикой, эвакуацией.
Примерно от 400-500 грамм, и массе одного осколка около 1 грамма, повышается убойная эффективность. Почему?
Включаем математику. 1 грамм это около 200 Дж энергии при средних скоростях осколка. Порог летальности около 50 Дж, это минимум. Чтобы более менее надёжно поразить человека, нужно в 3-4 раза больше энергии, как раз 150-200 Дж. При постоянной величине скорости осколка, выводим что более менее надёжный убойный осколок, это 1 грамм, примерно 6 мм стальной шарик. Осколки по 0.3 грамма соответственно только ранят.
Далее вес корпуса для деления на осколки, у гранаты в 280 грамм общего веса, за вычетом взрывателя, взрывчатки, металлической пыли (частицы менее 1 мм, около 20-40% массы корпуса), остаётся около 120-140 грамм. То есть грубо 120 осколков.
Далее, процесс происходит в объёме, примерно в виде сферы, которая расширяется, и по мере удаления, растёт расстояние между осколками. Площадь ростовой фигуры около 0.2 м2, то есть для попадания выше 90% вероятности, надо минимум 5 осколков на 1м2. Таким образом площадь сферы, в пределах которой вероятности выше 90%, составляет около 25м2.
По формуле площади сферы можно вычислить радиус сферы, которая имеет такую вероятность. Навскидку это около 2-3 метров. У боеприпаса с массой около полкило, это уже под 3-4 метра.
1-2 кг дают до 8-12 метров, и дальше не имеет смысла наращивание массы, так как на такой дистанции осколки очень быстро теряют скорость. Ведь у них не идеальная форма, и соответственно энергия уходит на сопротивление воздуха.
Поэтому легкоосколочные боеприпасы более 2 кг не имеют смысла. Важно уточнить, разговор только об осколочном поле, обычно более крупные боеприпасы имеют ещё фугасное воздействие, для разрушения конструкций.
При увеличении массы снаряда, приходиться либо увеличить массу осколка за счёт материалов, вольфрам на Хаймерсах (очень дорого), либо аэродинамической форму, стреловидными элементами. Либо размером осколков, например у 152 они бывают до 200 граммов. Такие летят на сотни метров, пробивают броню, отсекают конечности -но их немного. Штук 40-50 на снаряд.
Поэтому для надёжности надо либо делать заводское дробление корпуса на мелкие осколки, грамм по 20, тогда они могут поражать и технику, и людей, причём сразу наглухо. И метров на 20-25 гарантированно выносят всё живое. Как пример, боеголовка Града.
Либо делать кассеты, в которых отдельные элементы около 1-2 кг, и тогда ракета Смерча может пару гектаров поверхности накрыть осколочным полем с вероятностью попадания выше 90%.
Поэтому любые обсуждения ТТЗ, лучше проводить с цифрами.
Также Русский инженер
анализирует положение с транспортом:
Парни говорят о том, что так необходимо, и при этом не привлекает всеобщего внимания.
Между тем, хотелось бы напомнить, что в вермахте одним из средств, которые обеспечили высокую эффективность действий немецкой армии, была небольшая полевая тележка. Она в системе тылового обеспечения вермахта, давала заметное повышение эффективности логистики.
Сейчас же, имеется тренд на малую механизацию, и поэтому уже явно ощущается запрос на транспортёр переднего края -ТПК. Тот самый, что стал прототипом гражданской версии ЛуАЗика.
Но так как мощности находятся на Украине и там давно завод умер, то имеет смысл делать на принципиально иной платформе - с полным электродви-жением, последовательный гибрид.
Грузоподъёмность, чтобы мог вытащить пару бойцов, максимально заниженный силуэт, грубо говоря как в старом ТПК, плавающее "корыто", где один боец может лежа управлять, и по бокам два места для лежачих раненных. Грузоподъёмность под 300 кг, и общий вес не более 600 кг, небольшой дизелек (для обеспечения ГСМ практичнее), на 10 кВт, с генератором и блоком батарей. Генератор заодно закрывает вопрос с энергоснабжением при необходимости. А батареи обеспечивают бесшумное движение на опасных участках.
Вот такое ТЗ, которое довольно несложно воплотить в жизнь, и которое может спасти сотен и тысяч солдат, которых не успели эвакуировать в "золотой час", и они не дождались мед помощи.
Ну и малая заметность упрощает доставку боеприпасов на позиции. А схема полного электродвижения, позволяет при необходимости сделать ТПК дистанционно управляемым.
Что до байков и электробайков, я ещё зимой поднимал вопрос, на тему их необходимости в войсках. И сейчас с коллегами организуем отправку на тестирование в условиях боевых действий, небольшой партии электроэндуро. По результатам, уже будет видно насколько критичны преимущества и недостатки электроэндуро и обычных эндуро.
https://t.me/bayraktar1070/1235 Про малые средства механизации
Все-таки война нас чему-то учит. Уже осенью прошлого года мы перестали держать технику на линии фронта. Зимой меня вместе с группой разведчиков выбросили за 4 км от фронта, помахали ручкой и указали направление движения. Броня, пояс, каска, рюкзак с вещами и оборудованием тянули меня к земле. Добавлял неприятных ощущений противнейший ледяной дождь и овраги, через которые приходилось пробираться. Те переходы я запомнил на всю жизнь.
На позициях нас встретили радушно и пригласили за стол. Единственной проблемой было то, что в подразделении закончилась вода. До ближайшего источника было не меньше 5 км… Пришлось ждать ночи, пока отважные бойцы не наполнили канистры… Все это они таскали на руках. На мой нелепый вопрос мне объяснили достаточно понятно. Противник в соседней лесопосадке и до него примерно 600 метров. Если подвозить необходимое на броне, то ее услышат и тут же накроют огнем. Поэтому местные Кулибины приварили глушитель к МТЛБ и изредка закидывали парням особо тяжелые грузы ночью, все остальное носили на руках.
Вообще потребность фронта в средствах малой механизации огромная. Доставлять грузы на броне - самый быстрый способ отправиться на тот свет. Железные монстры привлекают внимание и демаскируют позиции. А один два человека обычно не вызывают никакого интереса у противника. Музыканты вытянули весь Бахмут на плечах групп эвакуации, которые днем и ночью, подобно муравьям обеспечивали штурмовиков всем необходимым и забирали раненых и убитых. Порою человек за день мог делать по 7 ходок, длинною в несколько километров с грузом в десятки килограмм. Суставы и поясницы там просто рассыпались.
Электрическая тележка Филатова - это то, что необходимо на фронте. Мужики с ЛБС будут безмерно счастливы, если такое приспособление пойдет в войска. Оно стопроцентно сохранит здоровье солдатам и поможет избежать лишних потерь в личном составе и бронетехнике. Одним словом, решение кучи проблем за умеренную цену.
Что же касается распиаренных электросамокатов на службе ВСУ - то, это идиотизм чистейшей воды. Бойцам, которые их используют не хватает только серьги в ухе и стаканчика латте в правой руке. Если бы сирийские боевики, которые воюют в Латакии, увидели бы это видео, то они бы катались по полу от смеха. Серьезные парни много лет гоняют на кроссовых мотоциклах. Один раз меня со снаряжением буквально за минуту забросили на гору, куда не вела ни одна дорога. Вообще кроссовые мотоциклы - это идеальное средство передвижения для спецподразделений. Скорость, маневренность и габариты позволяют передвигаться рассыпным строем на большие расстояния и преодолевать серьезные преграды. Если вас не устраивает шум мотора, посмотрите в сторону электрических мотоциклов. Их не вчера придумали. И заканчивайте восхищаться латвийскими электросамокатами. Это секретное оружие прибалтов. Пусть они с ними и наступают.
Александр Харченко
И еще указанный инженер рассуждает о ситуации с Чонгарским мостом (
1,
2,3):
Не очень радостная новость. Мост конечно быстро починят, день два установить опалубку сделать армированние и залить бетоном, плюс пару дней ему набрать прочность.
Плюс наши службы оперативно отреагировали и переориентировали транспортные потоки. Респект крымским властям, за грамотную работу.
Остаётся два вопроса - чем был нанесен удар, и какие выводы из этого.
По вариантам, каким ВСУ могли достать, это планирующая бомба из Хаймерса, у неё до 150 км дальность, и проникающая БЧ. Но она скорее взорвалась бы под мостом, отверстие было бы поменьше.
Шторм Шэдоу, тоже могли применить, но либо нелепо, потому что им чётко в опоры можно попасть и тогда повреждения на более длительный ремонт. А по полотну, у него кумулятивный предзаряд, который пробивает бетон, и основной взрывается за ним. То есть основной взрыв был бы под мостом. И там вопрос, на каком именно удалении, чтобы сдвинуть пролёты моста с опор. Такое повреждение тоже было бы заметно масштабнее.
Ещё остаётся вариант ракеты Ольха, и БПЛА. Возможно тот же Стриж, хотя у них с точностью так себе, но по длинному полотну мог и попасть, особенно если курс полёта совпадает с направлением моста.
Но пока ждём экспертов, по осколкам определят что было за ударное средство, но в любом случае, имеет смысл быть готовыми к повторным ударам.
А значит стоит подумать о наведении пары понтонных мостов, особенно для переброски военных грузов. Удалённость не даёт возможность ВСУ наносить удары часто и много, поэтому продублировать переправу вполне разумная идея.
Ну и на Перекопе сделать пару временных грунтовых дорог, плюс рокады до трассы на Мелитополь, отсыпанных щебнем. Заодно и снизить нагрузку с основных дорог.
Ну и усилить наряд ПВО в этом месте, всё таки бесперебойность снабжения группировки в Херсонской и Запорожской областях, сейчас крайне важная задача.
P.S.
Уточнение. По обломкам установили что это была Шторм Шэдоу.
Тогда нам повезло, потому что при удачном попадании, она могла нанести больше ущерба. И вопрос с ПВО становится более острым.
Вот собственно по какому алгоритму должен действовать шторм Шэдоу.
Как я и описывал, он вскрывает кумулятивным предзарядом преграду и взрывается под полотном. Если его навести вдоль моста, а это не сложно, то под основную БЧ попадают опоры, а это уже гораздо опаснее и ущерб значительно больше.
Ещё важный момент, это внимание к резервным мощностям, мосты во время боевых действий всегда приоритетная цель. Иметь надёжную паромную переправу для подстраховки Крымского моста, крайне важно на весь период боевых действий.
Тем более у нас традиционно уделяется мало внимания возможностям гражданского флота, а вообще то в Крыму множество портов, и обеспечить транспортную связность по морю было элементарно до ввода моста в эксплуатацию. Почему тогда этим никто не занимался, не понятно. Ведь загрузка паромной линии с Темрюка или Новороссийска, по портам Крыма, могла обеспечить удобную логистику, и разгрузить дороги к паромной переправе, и её саму.
Но то уже старая история, сейчас же востребована линия, которую можно при необходимости увеличить по загрузке, с Евпатории, Севастополя, Ялты Феодосии, в Темрюк, Новороссийск. Вместе с паромной переправой в Керчи. И понтонными мостами на Чонгаре.
Такие вот дела...