ТГ Месть доброй воли
продолжает свой цикл о средствах РЭБ СШП:
РЭБ в ВС сша Часть 17 (
Часть 16)
Комплексы РЭБ СВ ВС США
Комплекс РТР AN/TSQ-109 "Аггелиз" Комплекс AN/TSQ-109 "Аггелиз" является основным средством РТР тактического звена. Он предназначен для ведения РТР в диапазоне частот 0,5-18 ГГц на дальности до 30 км с точностью пеленгования ИРИ не более 1° (угломерный метод местоопределения) и среднеквадратичсской ошибкой определения местоположения в пределах 30-50 м (разностно-дальномерный).
В состав комплекса входят три автоматизированные станции РТР и два пункта приема и обработки, один из которых управляет работой комплекса и пеленгаторной сетью передачи данных. Образуемая станциями комплекса пеленгаторная сеть может включать также и самолетные станции РТР.
Комплекс разведки и РЭБ IEWCS Модернизация систем РРТР и РЭБ сухопутных войск США началась в начале 90-х гг. XX в. с замены морально устаревших станций и комплексов, разработанных в основном для борьбы с аналоговыми средствами связи и передачи данных ВС Советского Союза.
Станции AN/TSQ-138 Trailblazer, AN/TLQ-17 Traffic Jam, AN/TRQ-32 Teammate и ряд других, а также переносные средства РРТР и РЭБ на то время были довольно эффективными. Вместе с тем расширение рабочего диапазона частот в принимаемых на вооружение перспективных системах связи, применение современных способов обработки и передачи сообщений, появление новых протоколов, отвечающих за маршрутизацию и передачу сообщений, и другие инновации стали причиной начала НИОКР по созданию перспективных средств разведки и РЭБ, отвечающих современным требованиям.
Совершенствование системы разведки и РЭБ сухопутных войск США происходило в направлении разработки перспективных комплексов по программе "Единые средства разведки и радиоэлектронной войны" (РЭВ) - IEWCS.
В комплекс датчиков IEWCS входят три подсистемы с общими радиоэлектронными модулями:
− универсальный датчик наземного базирования для "тяжелых" дивизий GBCS-H, в качестве которого будет использоваться система EFVS;
− универсальный датчик наземного базирования для "легких" дивизий GBCS-L, размещенный на многоцелевой колесной машине высокой проходимости;
− усовершенствованная система РРТР AN/ALQ-151(V)3 Advanced Quick Fix, устанавливаемая на вертолете ЕН-60 или на самолете.
Кроме того, по программе IEWCS разрабатывались различные средства РРТР и РЭБ воздушного базирования на самолетах и БПЛА, которые интегрировались с вышеуказанными датчиками (GBCS-H, GBCS-L, Advanced Quick Fix) в единую сетецентрическую среду.
Вместе с тем в процессе доводочных и эксплуатационных испытаний первых образцов комплекса IEWCS были выявлены серьезные недостатки. Так, испытываемые образцы аппаратуры не обеспечивали требуемой точности определения местоположения объектов и целей разведки. Более того, в связи с несовершенством антенной системы и устанавливаемого программного обеспечения невозможно было провести испытания с использованием всего частотного диапазона. При этом в ходе проверки ревизионной комиссией министерства обороны США были обнаружены серьезные недостатки как в руководстве и управлении, так и в реализации всей программы разработки. По заключению комиссии, на проектирование и разработку комплекса ушло 9 лет, израсходовано более 902 млн. долларов, при этом было выпущено всего 12 комплектов аппаратуры для пехотных дивизий, и те исключают возможность проведения радиоэлектронных атак на РЭС противника. В результате в 1998 г. программа была признана неудачной и закрыта.