Магический реализм Алекса Давида Колвилла (1920-2013).
“Я вижу, как опасна жизнь. У меня, по существу,
мрачный взгляд на мир и человеческие дела…
Тревога является нормой нашей эпохи.” - Алекс Колвилл.
“За его словами, как и за его искусством, вы можете ощутить сложную паутину мысли. И, также как и его картины, он - совершенно отдельная категория. Невозможно, поговорив с ним в течение нескольких часов, не почувствовать его мощное самоощущение. Он - свободный человек.” - Роберт Фулфорд (канадский журналист и критик), об Алексе Колвилле.
Картины канадского художника Алекса Колвилла ближе к американскому магическому реализму 1930-х годов, чем к фото-реализму. Его совершенные композиции основаны на огромном количестве набросков и этюдов, сделанных с живой модели, которые сначала преобразуются в абстрактные, геометрические схемы.
Только после этого начинается медленный и кропотливый процесс живописи. Слой за слоем разбавленная краска наносится на загрунтованную деревянную панель, и матовая поверхность окончательно закрепляется бесцветным лаком. Часто этот процесс занимает несколько месяцев.
Алекс Колвилл (англ. David Alexander Colville, 24 августа 1920, Торонто, Канада - 16 июля 2013, Волфвилл, Канада) - один из самых знаменитых канадских художников. Почти всю жизнь прожил в Канаде, изучал живопись в Университете Маунт Эллисон. Четыре года служил в качестве военного художника на Второй мировой войне, что наложило отпечаток на его творчество. Колвилл на протяжении 70 лет был женат на поэтессе и художнице Роде Райт,
Колвилл с упорством изучал европейскую живопись. По его словам, ему потребовалось много лет, чтобы переварить впечатления, полученные в течение двух дней, проведенных в Лувре. Он также был глубоко впечатлен американскими люминистами, в первую очередь Хоппером. Картины Колвилла являются доказательством того, что реалистическое содержание не имеет ничего общего с натурализмом, что серьезный реалист не бездумно отражает реальность, но анализирует его. Колвилл убежден, что именно аналитический склад ума позволяет ему увидеть «мифы повседневности» - на берегу реки Шпрее, на берегу моря, в цирке, во время спортивных мероприятий, в лодке или на шоссе, на лугу или в бассейне, в телефонной будке или спальне.
В 1951 году проходит его первая персональная выставка на родине, а два года спустя - уже в Нью-Йорке. В конце концов, Колвилл решает отказаться от преподавания и начиная с 1963 года полностью посвящает себя живописи.
Alex-Colville Церковь и лошадь, 1964
Безмолвные изображения Колвилла статичны. Тем не менее, практически все они рассказывают историю, в кратком, сжатом сюжете, который не всегда имеет решение. Колвилл изображает основные человеческие состояния, эти простые и одновременно сложные темы: одиночество, изоляция, расставание, работа, отдых, отчуждение, любовь. Подсознательно драматическая, часто меланхолическая лаконичность содержания соответствует абсолютной точности формы, которой она передается. Вряд ли найдется другой художник кроме Колвилла, который так точно соблюдает трудный баланс между фантазией и трезвым расчетом.
Есть в творчестве Колвилла и достаточно «легкие» картины. Чаще всего они изображают семейных питомцев - собак и кошек. Однажды, отвечая на вопрос о том, почему он так часто пишет животных, художник назвал их «ангелами, которые живут среди нас». В отличие от людей, говорил он, животные - это доброта в чистом виде, они лишены коварства, злобы, мстительности и гордыни. Они заботливы и способны на такую бескорыстную любовь, о которой люди могут только мечтать. Их пример лишь подчеркивает сложность и мрачность человеческой натуры.
В последние годы жизни художника его работы становятся гораздо мягче и спокойнее. Он часто пишет мирные повседневные сцены, лишенные присущего ему предчувствия катастрофы. Возможно, Колвиллу в конце концов удалось избавиться от призраков войны, которые преследовали его долгие годы.
Посмертная выставка работ художника состоялась в 2014 году в Торонто.
На выставке
Посмертная выставка работ Алекса Колвилла в Art Gallery of Ontario, Toronto, 2014 год.
Источник:
http://f64.space/alex-colvi...,
https://artchive.ru/alexcol..., а так же Art of the Twentieth Century, ed. Ingot. Walther. Vol. I Taschen, Koln, 1998.