С детства помню это небольшое, чуть было не написала "полотно" - нет, небольшую картину, висящую слева от двери, расположенную удобно, на уровне глаз. Стоять и рассматривать ее можно было часами - и никто не мешал, и очень хотелось... Вот она:
Катание на коньках, 1620, ГМИИ с 1924, дерево, масло, из собр. Шукина Д.И. , ранее из собр. И.К. фон Клинкоша, Вена
Катание на коньках, 1620, ГМИИ, фрагмент
Текст ниже взят из электронной книги Ю.Корсаковой "ГМИИ им. А. С. Пушкина."
https://sv-scena.ru/Buki/GM... Хендрик Барентс Аверкамп (Немой из Кампена) (1585-1634) Катание на коньках 1620. Дерево, масло. 24x38.
Сложение голландской школы живописи связано с творчеством художников, обратившихся непосредственно к национальной теме. Все, что было близко, понятно и дорого голландцу, стало предметом их изображения. Мастера опирались на открытия «золотого века» нидерландской живописи. В этом смысле особенно показательно искусство Хендрика Аверкампа. Он родился в Амстердаме, однако большую часть жизни провел в Кампене, откуда и получил свое имя. Глухонемой от рождения, Аверкамп чутко передавал то, что открывалось его взору. Художник был первым, кто взглянул на голландский пейзаж глазами горожанина, человека, для которого природа - хорошо обжитой уголок земли.
Картина «Катание на коньках» во многом перекликается с зимними пейзажами Питера Брейгеля. Однако нравоучительный брейгелевский подтекст (опасность легкого скольжения по льду, иными словами, греховность легкомыслия и беспечности) отступил на второй план. Аверкамп соединил в композиции элементы пейзажа и жанровой сцены. Замерзшую реку у стен Кампена заполнили многочисленные конькобежцы, любители подледного лова рыбы, крестьяне с санями. Все персонажи заняты сиюминутными делами: кавалер поправляет даме конек, рядом застыл любопытный мальчишка, чуть поодаль играют на льду в мяч, везут на санках старушку, прогуливают собаку, здесь же и страж порядка с мушкетом. Линия горизонта делит картину на две равные части, это уже не панорама мира, как у Брейгеля, а изображение небольшого уголка родной земли. Зимняя природа предстает как естественное окружение частного человека.
О художнике:
Хендрик А́веркамп (Hendrick Avercamp, прозвище Немой из Кампена, De Stomme van Campen) (1585, Амстердам - 1634, Кампен) - нидерландский живописец.
Хендрик Аверкамп считается одним из основателей национальной нидерландской школы живописи. Он создал новый тип жанрово-пейзажной картины, рисуя в основном небольшие зимние пейзажи в светлой серебристой гамме с пёстрыми фигурками конькобежцев. Аверкамп тонко передавал глубину пространства, атмосферную дымку, создаваемую влажным морозным воздухом («Катание на коньках», Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; «Развлечения на льду», Маурицхёйс, Гаага). Исключительная тщательность в передаче мелких деталей и реалистичность изображения повседневной жизни голландцев обеспечили картинам Аверкампа успех у современников. Немалое количество работ художника сохранилось до наших дней, но почти все они повторяют один и тот же сюжет.
Хендрик Аверкамп. Развлечения на льду городского канала, 1615-20 Маурицхёйс, Гаага
Ледовый пейзаж 1605-1610
«Развлечения на льду». Размер картины 37 x 54 см, дерево, масло.
Зима в Icy-Polder.
Катание на коньках. 1610
Зимний пейзаж с конькобежцами. 1608
ПОПРОБУЕМ РАССМОТРЕТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ МЕЛОЧЕЙ - именно этим силен и отличен АВЕРКАМП
Зимний пейзаж с конькобежцами. 1608. Фрагмент.
Зимний пейзаж с конькобежцами. 1608. Фрагмент.
Зимний пейзаж с конькобежцами. 1608. Фрагмент.
Зимний пейзаж с конькобежцами. 1608. Фрагмент.
Зимний пейзаж с конькобежцами. 1608. Фрагмент.
Зимний пейзаж с конькобежцами. 1608. Фрагмент.
Зимний пейзаж с конькобежцами. 1608. Фрагмент.