Андрей Андреевич Мыльников - художник и педагог

Feb 04, 2022 12:34



"Искусство - это диалог: диалог художника с окружающим миром и зрителя - с миром, предстающим перед ним в произведениях художника. Мир Андрея Рублева. Мир Венецианова. Мир Репина, Врубеля, Левитана, Серова, Петрова-Водкина, Рериха, Борисова-Мусатова, Филонова, Дейнеки, Иогансона... Сколько художников - столько миров. Подобно небесным телам, они различны по масштабам, неодинаковы по величине и величию. Но у каждого, от самого малого до огромного - своя орбита, свое место в общей системе, центр которой - человек. Собственно, художник и начинается по сути только тогда, когда дарованная ему искусством возможность самовыражения перестает быть целью, становясь средством общения мыслящей личности с человечеством." - Владимир Гусев (директор Русского музея"), статья о Мыльникове.



Андрей Андреевич Мыльников - советский и российский живописец, художник-монументалист, педагог, профессор. Вице-президент Российской академии художеств. Руководитель мастерской монументальной живописи и заведующий кафедрой живописи и композиции в Санкт-Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Руководитель творческой мастерской монументальной живописи АХ СССР/РАХ. Родился 22 февраля 1919 г., Энгельс, Саратовская губерния, РСФСР
Умер 16 мая 2012 г. (93 года), Санкт-Петербург, Россия. (из вики)

Еще одна цитата из статьи Владимира Гусева, которая открывает книгу-альбом о художнике Андрее Мыльникове:

"Мир, открывающийся в произведениях Андрея Андреевича Мыльникова, стоит того, чтобы познакомиться с ним поближе, попытаться войти в него, а затем, осмотревшись и освоившись, постараться определить, в чем же заключается его своеобразие."

Статья полностью здесь:http://artpoisk.info/articl....



А.Мыльников, альбом, автор Гусев владимир, изд-во Советский художник, 1989

У меня к Мыльникову отношение двоякое и менявшееся по мере взросления от восторга и обожания через скепсис и обвинений если не в плагиате, то в подражании другим, шедшим впереди, более смелым и известным, ну а сейчас, просматривая эту книгу с большим количеством иллюстраций я нашла и повод "обожать" в некоторых случаях, и повод понять, и объяснение некоторого своего скепсиса или удивления - кажется, что разобралась в своем неоднозначном восприятии художника, чье столетие отмечалось пару лет назад огромной выставкой в Русском музее, где и работает Владимир Александрович Гусев, автор книги, выпущенной издательством "Советский художник" к семидесятилетию художника в 1989 году.

Для начала, чтобы вспомнили, приведу самые известные работы.



Клятва балтийцев. 1946



Клятва балтийцев, эскиз



На мирных полях. 1950. Сталинская премия.



На мирных полях. 1950 фрагмент



Лето. 1969.



Лето эскиз 1969г, эскиз (один из многих)



Прощание. 1975 г.





Испанский триптих, левая часть, 1981



Испанский триптих, центральная часть, 1981



Смерть Гарсиа Лорки, правая часть триптиха

Ну и еще две противостоящие фигуры:



Мозаика. Первоисточник СОЦреализма в жизни России 20 века узнаваем. Право такого сделать, получить заказ - это даже больше Сталинской премии, не каждому дано было прикасаться к "святая святых"... и уж тем более, не каждому доверено было украшать мероприятия ЦК КПСС во Дворце съездов изображениями вождя, коммунистического божества...



От одного бога к другому путь в 35 лет... Хорошо, что дана была художнику долгая жизнь.



Мыльников А.А. Распятие. 1996.

Ну а теперь то, что здОрово, но похоже на диалог художника с другими авторами.











В женских портретах мне мерещится то Серов, то Коровин.... Хотя в Полях понравилась та девушка, что не как все, не в большинстве, а идет вроде как в том же направлении, но сама по себе... А в Лете понравились эскизы, где нет бицепсов, а есть композиция. Здесь далеко не все... Я видела и тот, что, похоже, от "Завтрака на траве" отпочковался... Клятва у балтийцев тоже в эскизе как-то душевнее и ближе к реальности, чем соцреализм в итоговом варианте.



Вечер в Петровском 1970



Берега, 1982

А в пейзажах, как мне кажется, и Брейгель Старший проскальзывает, и Нестеров мерещится иногда, но, тем не менее очень красиво, и не для премии или президиума. А то и вовсе американский Эндрю Уайет.



Ну и инфанта хороша, как мне показалось, намеренно взята в картину и с пижмами, и в похожем на веласкесовскую Маргариту ракурсе... Мне очень нравится, однако...



А вот вроде бы и простенько, а очаровательно, смотрю и не насмотрюсь.



Деревья 1967
Вроде просто и даже пусто, а какая композиция! И как красиво.



На террасе 1965

Ну и кое что еще для того, чтобы все же убедиться в его значимости:









А это еше один пейзаж, который мне необыкновенно понравился:



Весенний вечер, 1980, картон, масло

художник, графика, Мыльников, живопись

Previous post Next post
Up