Путешествие, которое мы предприняли с Маришулькой в этот раз, связано с наследием Великой Отечественной Войны, поэтому все фотографии будут только по делу.
Красивые фоточки с радостными улыбками в данном случае неуместны, как вы понимаете.
Итак, эта история довольна типична: начало Великой Отечественной Войны. Рядовой Иван (фамилию пока я не указываю, так как не договорился пока с его правнучкой), на момент начала ВОВ служил в составе 699 артиллерийского полка
Иван попадает под Минском в плен в конце августа, вместе с сотнями тысяч других советских солдат и офицеров.
В БД Мемориал смогли найти на него карточку о пленении и более ничего
Иван являлся прадедом моей хорошей знакомой, которая давно хотела съездить на место, где находился лагерь военнопленных и где теряются следы её прадеда.
Какое-то время не позволяли дела: маленькие дети и прочее. А когда вроде как время появилось, пришёл коронавирус и границы закрылись на неопределённое время. Её муж, мой друг, подсказал ей связаться со мной, так как я живу в Польше.
Получив ФИО прадеда, я перепроверил его данные по мемориалу и поискал на всякий случай в интернете, но ничего особенно интересного не нашёл. Проверил Солдат ру, там тоже пусто.
Что есть:
1. Карточка военнопленного и дата на карточке:
а. 15 сентября 1941 - выполненная от руки.
б. Eingang 29 сентября 1941 года (то есть дата регистрации пленного. Надо помнить, что дата могла ставить и на следующий день, если пленный был доставлен в группе, например, ночью предыдущего дня и регистрация произошла на утро дня следующего
По поводу военной части, возникает вопрос - какой именно 699 арт.полк.
Их, собственно два: 699 АППО и 699 ИТПАП.
По мнению правнучки, речь идёт о 699 АППО. Почему - не очень ясно, но ок.
699 АППО был сформирован в
Подольске. Википедия говорит, что формирование проходило с 27 июня по 7 июля 1941 года. То есть, как реакция на события 22 июня и последующие бои.
Так как на 27 июня у руководства ВС СССР не было четкого понимания, что происходит, то очевидно, что формирование полка могло начаться либо по инструкции, вступившей в силу с началом войны, либо в связи с приказом на формирование, который был отдан ДО начала войны. Второе гораздо более вероятно.
В любом случае, полк, как и большинство частей, создаваемых в приграничных районах летом 1941 года, шансов практически не имел. И сам рядовой Иван вместе со своей частью был отправлен в мясорубку на сдерживание прорывающихся немцев.
Википедия пишет, что на вооружении полка находились зенитные 85 миллиметровые орудия. Которые вполне себе использовались для борьбы с танками. В той же википедии есть четкая ссылка на то, что этот 699 полк не следует путать с 699 ИПТАП, который формировался в то же время и примерно там же.
Однако, чуть ниже в этой же статье в википедии идёт явный текст про бои 699 ИПТАП, который боролся с немцами под Чаусами.
"В действующей армии с 10 июля по 24 декабря 1941 года. По формировании направлен в
Белорусиию. К 10 июля 1941 года занял позиции под
Чаусами на рубеже
Расты, где с 12 июля 1941 года вступил в бои с частями
3-й танковой дивизии."
С другой стороны, если Иван служил всё-таки в ИПТАП, то, очевидно, он был под началом известного Ниловского Сергея Фёдоровича, который уже на тот момент был Героем Советского Союза за участие в финской кампании. Ниловский, в отличии от Ивана, выбрался из разгрома в Белоруссии, получил под командование 11 гв.минометный полк, опять попал в окружение, из которого снова выбрался и принял активное участие в выработке тактики применения "Катюш". В общем, Ниловскому повезло.
Кстати, о боях на Буйничском поле (к западу от Могилёва) Константин Симонов писал: «Есть кусочек земли, который мне век не забыть - поле под Могилёвом, где я впервые видел в июле 1941го, как наши сожгли 39 немецких танков и бронетранспортеров».
Я ещё попробую поискать что-то про 699 полк, но вернёмся к нашей истории.
В любом случае, где бы там ни служил рядовой Иван, уверен, он храбро бился, иначе попал бы в плен не в сентябре, а задолго до того.
Ситуация на июнь-сентябрь нам известна очень хорошо - постоянные окружения советских войск, упорные бои. Пограничники и армии первого эшелога гибли, отвлекая немцев на себя, но давая командирам время, чтобы развернуть войска второго эшелона и перегнать дивизии из Сибири и Дальнего Востока под Москву.
Как бы то ни было, в сентябре Иван попал в плен. Согласно отметке на карточке военнопленного, его пригнали в Шталаг 323.
Нет смысла придумывать свой текст про лагерь 323. Вполне подходит то, что
написал про него коллега Виктор Че Шталаг 323 (II G), [полное название: Kriegsgefangenen Mannsschtatsstammlager -стационарный лагерь для военнопленных] был создан в мае-июне 1941 года на территории II военного округа Германии в районе населённого пункта Гросс Борн и предназначался для приема советских военнопленных.
Первоначально в документах появляется обозначение «Front. Stalag 323».
В районе Гросс-Борна был создан большой полигон, в состав которого входило и местечко Westfalenhof. На территории полигона и создаётся первый лагерь для советских военнопленных. Первоначально, как это было повсеместно, постоянных строений в лагере не было и пленные размещались под открытым небом на территории, огороженной колючей проволокой.
Первая партия военнопленных около 1.500 человек была доставлена в лагерь 27 июля 1941.
Вторая, тоже численностью около 1.500 человек, прибыла 1 августа 1941.
Последовательно 15, 16, 21, 22 и 23 сентября 1941 в лагерь прибывали партии военнопленных. Вероятно, администрация не смогла организовать порядок в шталаге и поэтому при регистрации ряд военнопленных повторно получили новые номера. Общая численность шталага составила около 11.500 человек. [известный максимальный номер военнопленного: 323 - 15 576].
К сожалению, нам пока не удалось найти следов убытия рядового Ивана из Шталага.
Поэтому мы решили, что можем отдать дань памяти, съездив на то место, где находился лагерь.
В немецкой историографии это место называется Gross Born Westhalemhof. Это в 6 часах на автомобиле от Кракова, на север.
Вот, как лагерь выглядел тогда:
Шталаг 323 был частью большого лагеря военнопленных, наибольшими частями которого были: Шталаг 302 и Офлаг II D. Сам же шталаг 323 просуществовал очень недолго. В конце сентября - начале октября шталаг 323 расформирован, как штатная единица, а пленные были определены в основном в лагерь 302 либо убиты либо отправлены в другие лагеря в Германию
2, 4 и 9 октября 1941 состоялись переводы части военнопленных в шталаг II A, Нейбранденбург. Согласно свидетельским показаниям политзаключенного Заксенхаузена Эмиля Бюге: "11 октября [1941] из шталага ? 323 [в концлагерь Заксенхаузен] прибывает на грузовиках 600 человек, среди них десятки уже умерших. Военнопленные укладывают трупы умерших товарищей на землю в один ряд. Тут подходят двое из СС и начинают фотографировать трупы. Я знаю, что эти фотографии будут выставлены в Берлине в специальных витринах-"Большевистские зверства".
Собственно, на базе лагеря, который создали немцы после боёв 1939 года, и был создан шталаг, в котором находился Иван со своими братьями по оружию.
На месте бывшей целой лагерной сети, расположены несколько памятных знаков, рассказывающих о том, в чью честь они воздвигнуты.
Поляки хорошо ухаживают за этими местами.
Есть несколько информационных щитов со схемами о том, как выглядел лагерь во времена нацистов.
По лесу, который поляки вырастили на месте разрушенных лагерных бараков и вышек, пролегает Тропа памяти.
А вот, что стало с тем, кому удалось пережить 4 года в лагере, кого не убили, кто не умер от ран, кого не отправили в лагеря смерти - когда Красная армия освобождала Европу, пленных гнали на запад. Из одного лагеря, в другой. Мало кому удалось пережить этот путь.
Маршрут под названием "Марш смерти" изображён на щите у места, где были ранее казармы шталага:
Хотя поляки и вырастили лес на месте лагеря, всё равно они продолжают аккуратные поиски. Периодически, поисковики находят следы лагерной жизни, которые передают в местные музеи (из-за ковида почти всё закрыто. Ну и так как у нас было мало времени, мы не смогли бы их посетить всё равно.)
Вот, как выглядит подъезд к тому месту, где берёт начало Тропа Памяти:
Кроме нас, у бывшего лагеря были ещё несколько семей - поляки с детьми. Это их машина на заднем плане. Тропинка вдаль ведет к тому месту, где раньше были бараки ОфЛага.
А вот на этой фотографии видна тропинка, уходящая вглубь леса, растущего на месте бараков Шталага 323 и 302.
Озеро, через дорогу от бывшего лагеря.
Из-за перезахоронений, в соседних деревнях и сёлах очень много могил, где-то имена есть, но бОльшая часть это неопозанные братские могилы. Некоторые с красными звёздами, другие полностью безымянные.
Мы не знаем точно, но может быть где-то среди них, похоронен и простой русский солдат Ваня, отдавший свою жизнь за Родину.