НЕСКОЛЬКО ПСЕВДОУРОКОВ МИФОЛОГИИ
Как-то само собой сложился у меня цикл псевдомифологических стихотворений то ли с сатирической, то ли с юмористической окраской. Восприятие их впрямую зависит от душевной настроенности читающего. Охотно соглашусь с теми, кто скажет, что прежде следует разобраться в наших буднях, а не забираться /хотя бы ради шутки/ в дебри прошлого. Но, подумалось мне, читатель / коль скоро таковой сыщется/, не будет в претензии к автору, лишний раз напомнившему о существовании, уверенно расположившихся на кончике нашего слуха, таких знакомых-незнакомых имён, как-то: Геракл, Авгиевы конюшни, ящик Пандоры, Танталовы муки и им подобных. Глядишь, на первый взгляд безобидное напоминание побудит иных обратиться к справочникам и словарям.
АТТИЧЕСКАЯ СОЛЬ
Есть способ досадить
И паукам, и моли,
Прислав из Аттики
Бочонок крепкой соли.
Чтоб избежать врагов
Несметных кланы,
Аттическую соль
Просыпьте им на раны.
Друзьям и недругам
Обида будет общей,
Коль соль из Аттики
Проникнет кожи толщу.
Аттическая философия известна со времён Сократа. Центром высшей духовной деятельности того времени были Афины /Аттика/, представителями которой являлись Аристотель, Платон, Аристипп, Зенон... Отсюда и пошло выражение «аттическая соль», означающее тонкую, подчас больно ранящую, остроумную шутку.
РУСАЛКА И НИМФЫ
Как вам понравится триада:
Русалочка, наяда и дриада?
Русалка, правда что, не нимфа,
Но остальные две - фирмА.
Я всех бы трёх себе присвоил,
Но - глуп не будь - сумел усвоить,
Что нимфы, хоть они и мифы
Но безопасны не всегда.
Нимфы /иносказательно/ - женщины лёгкого поведения. Но в мифологии древних они же - полубогини, олицетворяющие природу: водяные - наяды, на суше - дриады и ореады. Русалка /в народных поверьях/ - существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.
МУЗЫ
Не кончают музы вузы
И не лепят музы вазы.
Попадают музы в лузы,
Где хранятся наши фразы.
Чем изящнее и тоньше
Выражаем наши мысли,
Тем настойчивее музы
В поисках второго смысла.
Что хотел сказать поэт,
Что таится в «па» танцора,
Что пропел лихой дуэт,
Добравшись до фа мажора?
На что пьесой намекнул
Драматический писатель,
В чём историк погрешил,
Назвав глупость благодатью?
В темпе, будто на рысях,
Проникают вглубь сознанья...
Были б лучше на сносях
Или писали б завещанье.
Музы - девять дочерей Юпитера и Мнемозины / богини памяти/: Клио - муза истории, Евтерпа - лирического стихотворства, Талия - драмы и комедии, Мельпомена - трагедии, Терпсихора - танцев, Эрато - нежных любовных песен, Полимния - гимна, Урания - астрономии, Калиопа - эпоса. Их считали девственницами, хотя сомнения в их добродетели существуют. В дебрях мифологии встречаются намёки на то, что у некоторых из них были дети.
Но у муз есть ещё и другое наименование - пиэриды. Вследствие девятисуточного пребывания Мнемозины в «гостях» у Юпитера, в Пиэрии, где у них и родились перечисленные музы, девушкам дали прозвище, на сей раз по месту рождения, пиэрии.
МЕЧТА О ЦИРЦЕЕ
О том, что усилием тяжким,
Беру я у женщины клянча,
Не нахожу панацеи,
Как Сервантесова кляча.
Поэтому каждая прачка
Мне мнится подобной Цирцее,
И входит любовная скачка
В мой план достижения цели.
Когда над корытом склоняясь,
Она изгибает свой стан,
Я чувствую, что загибаюсь,
И нервным поэтому стал.
Цирцея /иносказательно/ - обворожительная, но опасная красавица. В гомеровской «Одиссее» - волшебница, превратившая спутников главного героя в свиней.
/будет продолжение/
Борис Иоселевич