(no subject)

Apr 24, 2022 16:21


НЕСКОЛЬКО ПСЕВДОУРОКОВ МИФОЛОГИИ

Как-то само собой сложился у меня цикл псевдомифологических стихотворений то ли с сатирической, то ли с юмористической окраской. Восприятие их впрямую зависит от душевной настроенности читающего. Охотно соглашусь с теми, кто скажет, что прежде следует разобраться в наших буднях, а не забираться /хотя бы ради шутки/ в дебри прошлого. Но, подумалось мне, читатель  / коль скоро таковой сыщется/, не будет в претензии к автору, лишний раз напомнившему о существовании, уверенно расположившихся на кончике нашего слуха, таких знакомых-незнакомых имён, как-то: Геракл, Авгиевы конюшни, ящик Пандоры, Танталовы муки и им подобных. Глядишь, на первый взгляд безобидное напоминание побудит иных обратиться к справочникам и словарям.

АТТИЧЕСКАЯ СОЛЬ

Есть способ досадить

И паукам, и моли,

Прислав из Аттики

Бочонок крепкой соли.

Чтоб избежать врагов

Несметных кланы,

Аттическую соль

Просыпьте им на раны.

Друзьям и недругам

Обида будет общей,

Коль соль из Аттики

Проникнет кожи толщу.

Аттическая философия известна со времён Сократа. Центром высшей духовной деятельности того времени были Афины /Аттика/, представителями которой являлись Аристотель, Платон, Аристипп, Зенон... Отсюда и пошло выражение «аттическая соль», означающее тонкую, подчас больно ранящую, остроумную шутку.

РУСАЛКА И НИМФЫ

Как вам понравится триада:

Русалочка, наяда и дриада?

Русалка, правда что, не нимфа,

Но остальные две - фирмА.

Я всех бы трёх себе присвоил,



Но - глуп не будь - сумел усвоить,

Что нимфы, хоть они и мифы

Но безопасны не всегда.

Нимфы /иносказательно/ - женщины лёгкого поведения. Но в мифологии древних они же - полубогини, олицетворяющие природу: водяные - наяды, на суше - дриады и ореады. Русалка /в народных поверьях/ - существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.

МУЗЫ

Не кончают музы вузы

И не лепят музы вазы.

Попадают музы в лузы,

Где хранятся наши фразы.

Чем изящнее и тоньше

Выражаем наши мысли,

Тем настойчивее музы

В поисках второго смысла.

Что хотел сказать поэт,

Что таится в «па» танцора,

Что пропел лихой дуэт,

Добравшись до фа мажора?

На что пьесой намекнул

Драматический писатель,

В чём историк погрешил,

Назвав глупость благодатью?

В темпе, будто на рысях,

Проникают вглубь сознанья...

Были б лучше на сносях

Или писали б завещанье.

Музы - девять дочерей Юпитера и Мнемозины / богини памяти/: Клио - муза истории, Евтерпа - лирического стихотворства, Талия - драмы и комедии, Мельпомена - трагедии, Терпсихора - танцев, Эрато - нежных любовных песен, Полимния - гимна, Урания - астрономии, Калиопа - эпоса. Их считали девственницами, хотя сомнения в их добродетели существуют. В дебрях мифологии встречаются намёки на то, что у некоторых из них были дети.

Но у муз есть ещё и другое наименование - пиэриды. Вследствие девятисуточного пребывания Мнемозины в «гостях» у Юпитера, в Пиэрии, где у них и родились перечисленные музы, девушкам дали прозвище, на сей раз по месту рождения, пиэрии.

МЕЧТА О ЦИРЦЕЕ

О том, что усилием тяжким,

Беру я у женщины клянча,

Не нахожу панацеи,

Как Сервантесова кляча.

Поэтому каждая прачка

Мне мнится подобной Цирцее,

И входит любовная скачка

В мой план достижения цели.

Когда над корытом склоняясь,

Она изгибает свой стан,

Я чувствую, что загибаюсь,

И нервным поэтому стал.

Цирцея /иносказательно/ - обворожительная, но опасная красавица. В гомеровской «Одиссее» - волшебница, превратившая спутников главного героя в свиней.

/будет продолжение/

Борис Иоселевич

Previous post Next post
Up