Роботокалипсис Кравецкого

Jul 29, 2016 13:51

Алексей и его симпатизанты упускают из виду два момента:
  • Идеальный робот, которому не нужна зарплата, давно известен - это человек-раб, "говорящее орудие". Причем, в отличие от сложного рукотворного железного робота, он сам размножается в дикой природе, его можно наловить и приспособить к делу, чем успешно занималась Римская империя (где она, кстати?) и масса других рабовладельческих государств. Вот только срок годности у него невысокий - но всё равно выше, чем у нынешних и воображаемых неорганических роботов, а универсальность и обучаемость вообще пока недосягаемы.
  • Капиталистическое производство без наемных рабочих, т. е. без присвоения прибавочной стоимости, невозможно - так как мало того, что капитал не будет возрастать в силу минимизации прибавочной стоимости вплоть до нуля, но и сама товарность экономики будет сокращаться. Какой же смысл тотального внедрения волшебных роботов для капиталиста, если они будут не увеличивать капитал, а сокращать его?
Есть даже реальный исторический пример нетоварного общества - первобытнообщинный коммунизм с охотой, собирательством и отсутствием товарного производства, при котором действительно население было минимальным, а количество труда, необходимого для самовоспроизводства и даже роста, согласно Д. Даймонду, было ниже, чем в аграрном обществе с государством. Но вот логику Кравецкого, при которой противоречие между производительными силами и производственными отношениями в капиталистическом обществе приведет к Античности 2.0 с железными роботами-рабами в духе классиков НФ середины 20 века, я понять не в силах.

Однако, из этого противоречия есть простой и очевидный выход, примерно полтора века известный как "коммунизм".

волшебные роботы, марксизм, вопросы теории

Previous post Next post
Up