Гагарин на Чкаловской (Оренбургской) земле (1955-1957 годы). Продолжение.

Mar 06, 2023 03:02



Сержант Первого Чкаловского ВАУл им. К.Е. Ворошилова Юрий Гагарин в Гжатске во время отпуска с семьёй и с сестрой Зоей (ноябрь 1956).

В отпуске ЮГ пробыл недолго, по воспоминаниям родственников мог бы пробыть ещё дней десять, но уехал в Чкалов, соскучился по Валентине Горячевой, которая в то время уже была студенткой медучилища.
Его прибытие в казарму было неожиданным для командиров - обычно курсанты гуляют по-полной.



Ноябрь 1956 года. Слева-направо:
1. Кубрак  Б.В.,
2. Калганов Валентин Яковлевич
3. "Конесоров В.В."
4. Гагарин Ю.А.,
5. л-т Крючков Борис Иванович (инструктор).
6. "Сорвин И.Н."
7. Потяков Виктор Михайлович,
8 "Зимин В.К.",
9. "Якутин Ю.А.".

Историю этой фотографии вспоминал Виктор Потяков - "Наш командир экипажа лейтенант Крючков предложил сняться у памятника В.П. Чкалову. Мы надели шапки и вышли из казармы. По дороге нас догнали Гагарин и Зимин. Они собирались идти в увольнение и были в шинелях. Так и пристроились к нам. Нас щёлкнул моим аппаратом один из товарищей."

Начался новый учебный год. Гагарину срочно надо было освоить теорию по МиГ-15, догнать новых однокурсников. Снова читаю ЮГа: «Был и такой неприятный случай. Мы сдавали зачёты по теории двигателя. Преподаватель А. Резников (преподаватель курса теории и конструкции реактивных двигателей полковник Арон Израилевич Резников) поставил мне «тройку». Я весь похолодел - это была первая «тройка» за все моё учение, первое моё личное «чепе» - наказание за дерзкую самоуверенность. Пять дней я провёл за учебниками, никуда не выходил из училища и на шестой день отправился на пересдачу зачёта...»

Преподавал по двигателям так же начкафедры Кондратьев Василий Васильевич, Наум Семёнович Кодер, Бобылёв.
Теорию полёта (аэродинамику боевого самолёта МиГ-15бис) на третьем аэр. и на аэр. Караванный Масликов Иван Яковлевич.
По самолётам Волок, Усик,...
Штурманскую подготовку преподавал Иван Филиппович Сорокин, он же учил курсантов теории и практике бомбометания.



А вот дальше начинается настоящий квест - в разных книгах и воспоминания всё перемешано. Абсолютную истину можно будет установить только после рассекречивания материалов Подольских архивов МО. Попробуем же собрать пазл биографии ЮГа в 1-ЧВАУ первой половины 1957-го года. Что было дальше? Читаем письмо, на которое почему-то никто из биографов ЮГа не обращал должного внимания. Находится сей документ в открытом доступе! В Саратове. Своей рукой пишет командир 817-го учебного полка полковник Полшков (в то время подполковник).



Вот оно! Супервезение ЮГа! Прыжок через один-два курса сразу на выпускной! Итак из 814-го УАП, сержант Гагарин попадает в 817-й УАП. Это был учебный полк (иногда его называют боевым), в котором служили и курсанты, и солдаты. Надо уточнить - вместе с ним на выпускной курс попали следующие "китайцы" (так их прозвали "старослужащие") - Дергунов Ю., Парамошкин Ю., Злобин Валентин, Палёхин В., возможно ещё пара человек.
Выпускной курс живёт и учится на третьем аэродроме у разъезда ВЕТЁЛКИ (основной аэродром 817-го УАП), примерно в 20 километрах к югу от областного центра, в сторону города Соль-Илецка.
Сейчас на месте аэродрома засеяны поля, плюс ведётся добыча газа.



Жили в казарме (двухэтажное здание; на первом этаже - солдатская казарма с двухъярусными койками, на втором - курсантское общежитие с одноярусными). Эта казарма до сих пор существует, правда полуразрушена - сильно пострадала от пожара, но раньше выглядела примерно так.





Зима 1956-1957 снова была с огромным количеством осадков, и снега наметало столько, что курсанты скатывались с горки, на чем придется, прямо из окна второго этажа.

Напоминаю, что ЮГ в то время был помощником командира взвода. Как информируют нас его биографы, довольно требовательным и истово исполняющим свои обязанности.
«Однажды произошел неприятный случай. Ребята должны были вернуться из увольнения в 23-00. Но опоздали на поезд, пошли пешком. Юре в 23-00 нужно было доложить, что все на месте. Он дотянул до 24-00, но все же пришлось сказать, что их нет. Ребята прибыли через полчаса. Потом с ним «поговорили» по-мужски. Зря, конечно: получили бы по выговору - и все, а после этого дело дошло до комсомольского собрания, ребят чуть было не исключили, но обошлось. Они на Юру зла не держали, тепло его вспоминали, а об этом случае не говорили».
Были моменты и посерьёзнее. Подробно здесь их описывать не буду, но коснусь немного неуёмной фантазии некоторых литераторов, которые в своих трудах повествуют, что в ночь с 29 на 30 января 1957-го сержант был жестоко избит своими подчинёнными. Да, был такой факт - нарушители понесли суровое наказание, но зачем смаковать как его якобы били и до, и после потери сознания сапогами 45-го размера, и что он после этого отлёживался в госпитале, если продолжать цитировать «источники» - «от недели до месяца». С трудом верится в такие живоописания, дело в том, что потерявшего сознание курсанта, а тем более с тяжёлой травмой головы, в авиации немедленно списывали, а ЮГ, как мы знаем, не только продолжил лётное обучение, но и через буквально три года прошёл уникальный медицинский отбор в отряд космонавтов. Так что хотелось бы поменьше видеть таких жёлто-садистских «публикаций».
Неуставных отношений в Гагаринском взводе той зимой видимо было прилично, так что по воспоминаниям его однокурсников после очередного "эпизода в бане" руководство перевело его в другое подразделение и уже не в качестве помощника командира взвода.
Поэтому, скорее всего никакого "госпиталя" не было, а перевели его на время в санчасть, пока всё не успокоится.

Происходит назначение ЮГа старшиной 56 к/о (классного отделения), соответственно старшиной 1-го звена.

Командир 1-го звена капитан Пенкин вспоминает как создавалось в марте 1957-го его звено:
Первый экипаж: лётчик-инструктор лейтенант Колосов А.Г., курсанты Гагарин Ю.А./34-55, Доронин И.В./35-53, Захаров В.В./36-54.
Второй экипаж: лётчик-инструктор старший лейтенант  Зайцев Н.Г., курсанты Еврасов Е.И./36-54, Евграфов В.В./33-53, Дергунов Ю.Е./37-55, Влазнев А.В./35-53.
Третий экипаж: лётчик-инструктор капитан Мухин В.И., курсанты Парамошкин Ю.С./55, Левицкий О.А./53, Белоглазов Ю.М./33-53.
Вторая эскадрилия майора Владимира Ивановича Беликова.



Командиром другого звена являлся капитан Брастенюк, инструктором капитан Аносов. Курсанты Миронов А.. Моря В.И./53, Лыков Н.Д./54, Боев В./53.Злобин В./55, Репин Н./54, Стольников А.И./53., Прохоров Ю./54. Михин В.И./53. Косарев Н.Д., Аситов М.С., Сулименко В., Третьяков, В.Я,.

За неимением точных данных в виде записей из лётной книжки сержанта Гагарина предположу следующее:
в апреле курсанты перезжают на на полевой аэродром близ совхоза Караванный Чкаловского района - примерно 50 км. от Оренбурга и занимаются наземной подготовкой к полётам, изучают содержание лётных упражнений и порядок их выполнения.



24 апреля лейтенант Анатолий Григорьевич Колосов вывез на спарке Миг-15 УТИ в ознакомительный полёт курсанта Гагарина.



Один из МиГ-15 УТИ

Этот МиГарь оказался "норовистым конём" под "седлом" у ЮГа. Ну, не клеилась посадка у будущего космонавта. В разных источниках писали в принципе об одном - высокое выравнивание самолёта. Причин может быть несколько, в том числе и из-за того, что курсант неправильно сидит, или не туда (неправильное положение взгляда) смотрит. Чем чревато? Да сваливанием! Так что ситуация и вправду опасная. Позже начали писать о том, что эта напасть у ЮГа якобы из-за его малого роста. Эта придумка мне кажется весьма натянутой. Почему? Во-первых относительно низкорослых молодых людей в истребительную авиацию брали гораздо чаще "гулливеров" - конструкторские ограничения в кабине как-никак. Во-вторых - в экипаже ЮГа служили ребята ростом пониже его (и никаких планшетов себе под пятую точку не подкладывали), а самостоятельно вылетели всё-таки раньше. И в-третьих - если мы почитаем воспоминания очевидцев о его полётах в аэроклубе "Дубки", так там тоже далеко не всё радужно было (многократные ошибки на посадке), даже после самостоятельного вылета. Ничего в этом зазорного нет - у кого-то лучше (раньше) получается, у кого-то хуже (позже) этот (возможно) самый сложный элемент полёта.
Итак - после многократных ошибок ЮГа практически "списывают". Но как показала вся предыдущая и последующая жизнь первого космонавта, везение и здесь не оставило его. То ли слёзы помогли, то ли ещё что-то, но получил парень дополнительные часы к основной вывозной программе! И смог (пусть далеко не первым в своей эскадрильи, на чём настаивала позже вся советская журналистика и литература), самостоятельно вылететь! Добавлю - на самолёте МиГ-15 бис.
Буквально через несколько лет один из таких бортов. на котором реально летал летом 1957-го года уроженец Смоленщины, будет установлен на постамент в Оренбургском ВВАУЛе.



Первым же в эскадрилье вылетел курсант Анатолий Миронов. Его на допуск к самостоятельным полетам проверял сам начальник училища (редчайший случай!) генерал-майор Макаров. За успешный самостоятельный вылет он получил оценку “отлично” и благодарность от командования.

Существует мнение - на первых порах ЮГу попался слабый инструктор, Дело в том, что лейтенант Колосов сам недавный выпускник Чкаловской лётки (1955), и этот экипаж был первым у него. Вмешался зам.командира полка Серков - помог курсанту.
ЮГ на Анатолия Колосова зла не держал и даже позже помог ему попасть в созданный в апреле 1967-го года 70-й отдельный испытательно-тренировочный полк, входящий в Центр подготовки космонавтов.

А дальше - закрепление лётных навыков и учебно-боевое применение МиГ-15 бис - практическим выполнением бомбометания и воздушных стрельб из пушек и пулемётов по наземным целям. Первым экипажем теперь командует старший лейтенант Ядкар Шакирович Акбулатов, выпускник-отличник Чкаловского училища. Именно Акбулатов довёл ЮГа до выпуска, шлифуя его лётную подготовку. Вполне возможно именно он является автором исторического выражения "Поехали!"
Позже он вспоминал - "Перед полётом Юра менжевался. Тогда я крикнул: "Да мать твою, поехали, наконец, Юра!" Подействовало! Так это и стало привычкой, пока однажды я не нарушил эту традицию. Молчу, а он говорит: «Что молчите?» - «Ты сам скажи себе, Юра!» - «Поехали что ли?» - «Вот именно!»."

Спустя некоторое время (и до самого выпуска) командиром звена назначается Владимир Пикулев.
У Юрия наконец-то ПОШЛО, летал всё увереннее, но вдруг 27 июня во время учебно-тренировочного полёта в зону произошёл непредвиденный случай, грозивший перерасти в катастрофу. Перед посадкой, на третьем развороте МиГ сильно тряхнуло, он резко изменил курс и потерял высоту - самолёт столкнулся с дрофой. ЮГ не потерял самообладания восстановил контроль на машиной и посадил её. На земле осмотр показал - удар птицы повредил обшивку крыла, нарушил аэродинамику самолёта.
После этого случая курсанты шутили "Ну, сильна гагара - дрофу победила".



В конце июля начались стрельбы с самолёта из пушек и пулемётов по наземным целям под девизом "Поражать цель с первой атаки". Многие курсанты это первое упражнение не выполнили, не получилось оно и у Гагарина, ему поставили "тройку". Снова пришлось много тренироваться в прицеливании, но уже на тренажёре. Полигон назывался Орловским, сейчас это территория участка "Предуральская степь" Оренбургского заповедника и там разводят лошадей Пржевальского.





За время учёбы в училище Юрий Гагарин и его товарищи сдали около сорока зачётов и экзаменов.
приближались государственные экзамены. С 20 сентября начались плановые консультации. 27 сентября вывесили расписание подготовки и проведения экзаменов, не только теоретических но и по лётной подготовке. По технике пилотирования курсанту выставляли 32 оценки, учитывались - осмотрительность, расчёт посадки, радиообмен, равномерность пробега, углы виражей, наклонение в пикировании и т.д.. Летали много и упорно.
Председателем экзаменационной комиссии был полковник Кибалов А.А. - инспектор ВВС по учебной подготовке. 8 октября отделение ЮГа первым сдало экзамен по лётной практике. Результат - 68,3% на ОТЛИЧНО и 31,7% на ХОРОШО.

27 октября, в ЗАГСе города Чкалова, Юрий зарегистрировал свой брак с Валентиной Ивановной Горячевой.






Юрий училище окончил по I разряду, т.е. ОТЛИЧНО и его имя было занесёно на мемориальную доску.





Выпускной вечер курсанты организовали себе сами, он прошёл в клубе на Беловке, предположительно 6 ноября.



Во время торжественной части начальник училища генерал-майор Василий Харитонович Макаров вручил лейтенантам дипломы (приказ о присвоениее звания был зачитан накануне).





Приглашённые артисты драматического театра и театра музкомедии, подготовили прекрасный концерт. Затем последовали торжественный ужин и бал.

На следующий день в ЖАКТовской квартире Горячевых, На улице Чичерина у Юрия и Валентины состоялась свадьба. Из однокурсников присутствовали: Парамошкин Ю., Дергунов Ю., Лыков Н.Д.... и ещё два выпускника.
Были приглашены также следующие офицеры - Пенкин, Акбулатов, Колосов.
На следующий день бывшие курсанты разлетелись в отпуск в разные края, а молодожёны стали собираться в Гжатск, там их ждала свадьба уже в доме родителей жениха.
8-9 ноября Гагарины отбывают из Чкалова, через 2-3 дня прибывают на Смоленщину. Несколько дней оповещаются-собираются родственники, затем торжество, а после этого Юрий отвозит молодую жену в Москву, на Казанский вокзал и провожает в Чкалов - учёбу в медучилище надолго прерывать нельзя. Молодой лейтенант тем временем возвращается в Гжатск, догуливает приличный по времени отпуск и 29 декабря прибывает в 769-й авиационный полк Северного флота СССР.

После выпуска почти вся эскадрилья поехала служить в Заполярье, кроме - Палёхина Валентина, Евграфова, Левицкого, Белоглазова  - они остались инструкторами в училище.
А именно - Доронин И.Д., Миронов А, Лыков Н.Д., Стольников Александр Иванович 53, Михин В.И., Аситов М.С., Прохоров Ю, Боев В, Сулименко В, Третьяков В.Я., Гагарин Ю., Парамошкин Ю., Дергунов Ю, Еврасов Е.И., Косарев Н.Д., Злобин В.. Репин Н..

Выпускная фотография 2-эскадрильи майора Беликова.





Одно из выпускных фото Гагарина со знаком "военный лётчик б/к" и комсомольским значком. (квалификацию военный летчик 3-го класса ему присвоят 07.07.1959).
Часто на просторах интернета возникает спор - какой цвет был у парадной формы лейтенантов 1-ЧВАУ. Ответ на снимке, сделанном в Объединённом Мемориальном музее г. Гагарина.



Хотелось бы заметить - Гагарин поступал и заканчивал Чкаловское ВАУ-1, но не Оренбургское, т.к. город (как и училище) были переименованы позже.
В 1957-м году у лётчиков было два выпуска - первое в сентябре.
Остаётся одна загадка - почему ЮГ не получил (не надевал) этот знак, свидетельствующий об окончании училища, хотя его друг-однокурсник Валентин Злобин 37/55, с которым он не просто служил в 769-м истребительном АП, но и жил в одной комнате до августа 1958-го, таковой носил?




Гагарин, Краеведение

Previous post
Up