Редакция блога научного коллектива Музея имени Андрея Рублева поздравляет всех своих друзей и многотысячную аудиторию читателей с праздником праздников и торжеством из торжеств - Светлым Христовым Воскресением:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Воскресение (Сошествие во ад).
Мастерская Дионисия.
1502 г.
137, 5 х 99, 5.
Государственный Русский музей. Инв. ДРЖ-3094.
Икона происходит из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Click to view
Ексапостиларий Пасхи
Пло́тию уснув, яко мертв, Царю́ и Го́споди, тридне́вен воскресл еси́, Адама воздви́г от тли, и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение.
Σαρκί υπνώσας ως θνητός, ο Βασιλεύς καί Κύριος, τριήμερος εξανέστης, Αδάμ εγείρας εκ φθοράς, καί καταργήσας θάνατον, Πάσχα τής αφθαρσίας, τού κόσμου σωτήριον.
In the flesh Thou didst fall asleep as a mortal man, O King and Lord. Thou didst rise on the third day, raising Adam from corruption, and destroying death: O Pascha of incorruption, the Salvation of the world!
Сошествие во ад.
Миниатюра. Хлудовская Псалтирь.
Константинополь (?). 840-850-е гг.
ГИМ. Греч. 129д. Л. 63 об.
Илл. Пс. 67,7: «Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне».
В монументальном искусстве Византии наиболее характерным примером является композиция на тему Воскресения в росписи параклесиса в церкви константинопольского монастыря Хора (Кахрие Джами). Эта фреска, где также изображены связанные бесы, размещена в конхе апсиды (см. фото), но никак не на своде храма.
Воскресение.
Фреска.
Кафоликон монастыря Хора.
Константинополь, 1314-1316.
Коронация Императора Павла I и Императрицы Марии Федоровны в Успенском соборе Московского Кремля
К Пасхе Господней наша редакция публикует статью известного религиозного мыслителя Николая Федорова (1829-1903) «ПАСХА В КРЕМЛЕ С КОРОНАЦИЕЮ». Эта и еще две заметки тематически связаны со статьей Николая Федорова «Самодержавие». Поводом к ним послужила предстоявшая в 1896 г. коронация Императора Николая II. Федоров стремился дать религиозно-символическое истолкование акта коронации и назначения царской власти, полагая, что только в день Воскресения Христова, являющего собой обетование и прообраз грядущего всеобщего воскрешения, это назначение может быть раскрыто во всей своей полноте. Предложение совершить венчание на царство в Светлое Воскресение Христово опиралось на конкретный факт русской истории: коронация Императора Павла I состоялась именно на Пасху - 5 апреля 1797 г.
Коронация Императора Павла I была первой совместной коронацией Императора и Императрицы. Во время совершения торжественного Чина коронации Император Павел I сначала сел на трон и, положив регалии на подушки, подозвал к себе Императрицу Марию Федоровну, которая стала перед ним на колени. Сняв с себя Большую императорскую корону (она была изготовлена специально для Павла I вместе со скипетром и державой), Павел Петрович прикоснулся ею к голове Императрицы и затем опять возложил корону на себя. Потом была подана Малая бриллиантовая корона, ее император возложил на голову Императрицы. Именно эта процедура повторялась во время коронаций Александра I, Николая I, Александра II, Александра III и Николая II. Император Павел I во время коронации был одет в мундир Преображенского полка с особым клапаном для миропомазания (этому примеру в дальнейшем также следовали все российские императоры).
Во-вторых, Император Павел I положил начало традиции - до торжественного въезда в Москву останавливаться в Петровском дворце, построенном Императрицей Екатериной II. В-третьих, во время коронации, 5 апреля 1797 г. (в первый день Пасхи), Император Павел I сам возложил на себя далматик, а уже потом порфиру.
После завершения церемонии миропомазания прямо в Успенском соборе Император Павел I публично прочел Акт о престолонаследии.
Коронационные торжества на Красной площади (1856 г.). Василий Фёдорович Тимм (1820-1895)
ПАСХА В КРЕМЛЕ С КОРОНАЦИЕЮ (или в год коронации) и коронационная выставка
(Переход к внехрамовой Пасхе)
Коронация в день Пасхи в Кремле 3-го Рима, на кладбище собирателей Русской земли, коронация как принятие становящимся в отцов место долга воскрешения (т.е. долга восприемничества и долга душеприказчества) раскрывала бы истинное значение и назначение Царской власти как поставляемой в праотца место, как <и> сам Кремль стоит в «Памира или Эдема место». От Бога Адама, Ноя, Сима, Хама и Иафета царь поставлялся бы в их <(отцов-праотцев)> место, так что воздавание Кесарева Кесареви подчинилось <бы> воздаванию Божия Богови. В лице царя вся светская власть (т.е. и военная власть, если бы она превращалась из орудия войны в средство спасения от голода и язвы), <все> светское знание становилось бы орудием Бога отцов и Царя, в отцов место стоящего. (Превращение парламентов в ученые съезды (или комиссии по всем вопросам), исторические, естествоиспытательные, астрономические, было бы переходом Царства мира сего в Царство Божие.)
Предшествие Царя, по примеру Византийских Императоров, Великому Выходу указывало бы уже на внехрамовую литургию, также и Таинство, совершаемое в день Пасхи при открытых, отверстых вратах, указывало бы на переход от тайного к явному, открытому.
Для справки: согласно византийскому Чину венчания на царство, совершавшемуся во время Литургии, Царь должен был участвовать в перенесении Св. Даров с жертвенника на св. престол. При этом он возлагал на себя златотканную мантию и с крестом в правой руке шествовал во главе священнослужителей, выходивших со Св. Дарами из предложения, где совершалась проскомидия, и переносивших их в алтарь (Горский А. В. О священнодействии венчания и помазания царей на царство. М., 1882. С. 12).
Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле (1860 г.). Карл-Фридрих Петрович Бодри (1812-1894)
Поклонение гробам предков в Архангельском соборе совпало бы с христосованием с ними. Царь-душеприказчик, держащий плат «с прахом, который имеет воскреснути» <(акакия)> в день воскресения Христа, как начатка умерших, в день перехода от смерти к жизни, в день, когда сущим во гробех жизнь дарована, указывает осязательно на назначение царской власти, так же как и держава, содержавшая у древних императоров земли (т.е. также прах, который имеет воскреснути) трех частей света; теперь же <этот прах> мог быть пополнен землею еще двух частей <света> (Африканской Руси и Афето-Памирской Руси), так как четвертому Риму не быть.
Для справки: Федоров настаивал на восстановлении в чине венчания на царство, воспринятом Русью от Византии, обряда акакии (при коронации русских царей, а затем императоров он не исполнялся), причем не в смысле указания на тленность всего земного, а в качестве символа грядущего воскресения.
Обряд Акакии обозначает и к земле, к праху отцов возвращение, и будущее этого праха оживление. Крестьяне, переселяясь, берут горсть земли с кладбища, т.е. «прах (отцов), который имеет востати» (крестьянская акакия). Отрясти прах от ног, как выражение гнева, чтобы не унести на ногах прах непринявших проповедников собирания для воскрешения. Посыпание прахом или пеплом головы означает раскаяние; но и пепел, как и прах, имеет востати.
Манифест о помиловании, как необходимая принадлежность коронации, и всеобщая амнистия в слове Иоанна Златоуста («Слово огласительное...» Иоанна Златоуста читается в конце Пасхальной утрени. - ред.).
Коронация в день Пасхи есть не предположение, а факт, к сожалению, такой факт, которому не подражали следовавшие за императором Павлом его преемники. По всей вероятности, Коронация совершена была в день Пасхи Императором Павлом по совету знаменитого митрополита Платона, бывшего его законоучителя.
Для справки: Платон (в миру - Левшин Петр Григорьевич, 1737-1812) - митрополит Московский, философ и богослов. Законоучителем Павла Петровича, наследника российского престола, будущего императора Павла I, состоял с 1763 по 1773 гг.
Страстная, предшествовавшая Коронационному дню Пасхи, ознаменована была обнесением плащаницы не кругом храмов Кремлевских, а вокруг всего Кремля, как бы одного храма Воскресения, по его стенам. Повторялся ли этот обряд после года коронации, был ли он прежде этого, мне неизвестно, но в настоящее время такой обряд не совершается в Кремле. Коронационный период христианского Царя (Императора) должен обнимать две триоди: Постную, как приготовление для Царя и народа к действу, и Цветную, как праздничную. Такое совпадение означает, что воздаяние Божия Богови и Кесарева Кесареви не разделение, а соединение. В Великую Субботу Царь, как Отец отцов, принимает на себя долг восприемничества, а в день Пасхи долг душеприказчества.
____________________
Публикуется по: ОР РГБ. Ф. 657. К. 7. Ед. хр. 36. Л. 1-2 об (копия рукой Н.П. Петерсона - К. 3. Ед. хр. 3. Л. 351-352). Ранее опубликовано: «Философия бессмертия и воскрешения». Вып. 2. С. 201-202.
См. также статью «Дьявол на небесах у Джотто и в православном храме»:
http://expertmus.livejournal.com/85462.html© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.