5 ноября 2011 г. по мировым СМИ прокатилась сенсация о неожиданном открытии, которое совершили итальянские реставраторы в базилике св. Франциска в Ассизи. На одной из самых известных фресок знаменитого художника Джотто они обнаружили хорошо замаскированную фигуру дьявола, скрытую в облаках (см. фотоДьявол скрывается в верхней части фрески № 20 в
(
Read more... )
Reply
Reply
Reply
О том, как дьявола писали во времена Джотто, прекрасно известно, надо думать, и нашим итальянским коллегам. Их вывод о том, что в обнаруженном фантасмагорическом образе присутствуют дьявольские черты основан прежде всего на ИЗОБРАЖЕНИИ РОГОВ.
Между прочим, на Латеранском соборе 1215 г. было заявлено следующее: «Дьявол и другие демоны были созданы Богом добрыми по своей природе, но затем стали плохими самостоятельно. Человек грешил по наущению дьявола».
Более того, еще в XII веке аббат Клюнийского монастыря Петр Достопочтенный описывал множество случаев нападения на монахов демонов именно в МОМЕНТ ПРЕДСМЕРТНОЙ АГОНИИ, что прямо соотносится с данной композицией. Причем демон, по его трактовке, способен УНЕСТИ покойника целиком - тело и душу.
Ну а Данте представил своё видение дьявола:
28 Мучительной державы властелин
Грудь изо льда вздымал наполовину;
И мне по росту ближе исполин,
31 Чем руки Люцифера исполину;
По этой части ты бы сам расчел,
Каков он весь, ушедший телом в льдину.
34 О, если вежды он к Творцу возвел
И был так дивен, как теперь ужасен,
Он, истинно, первопричина зол!
37 И я от изумленья стал безгласен,
Когда увидел три лица на нем;
Одно - над грудью; цвет его был красен;
40 А над одним и над другим плечом
Два смежных с этим в стороны грозило,
Смыкаясь на затылке под хохлом.
43 Лицо направо - бело-желтым было;
Окраска же у левого была,
Как у пришедших с водопадов Нила.
46 Росло под каждым два больших крыла,
Как должно птице, столь великой в мире;
Таких ветрил и мачта не несла.
49 Без перьев, вид у них был нетопырий;
Он ими веял, движа рамена,
И гнал три ветра вдоль по темной шири,
52 Струи Коцита леденя до дна.
Шесть глаз точило слезы, и стекала
Из трех пастей кровавая слюна.
55 Они все три терзали, как трепала,
По грешнику; так, с каждой стороны
По одному, в них трое изнывало.
58 Переднему не зубы так страшны,
Как ногти были, все одну и ту же
Сдирающие кожу со спины.
61 "Тот, наверху, страдающий всех хуже, -
Промолвил вождь, - Иуда Искарьот;
Внутрь головой и пятками наруже.
64 А эти - видишь - головой вперед:
Вот Брут, свисающий из черной пасти;
Он корчится - и губ не разомкнет!
67 Напротив - Кассий, телом коренастей.
Но наступает ночь; пора и в путь;
Ты видел все, что было в нашей власти".
Reply
Впрочем, я бы даже не стал придираться к наличию "рога" - довольно было бы одного взгляда, чтобы понять: ТАК Джотто не писал. Да и рог не разместил бы в столь нелепом месте.
P.S. Не думаю, что опечатка в слове Мефистофель, равноценна употреблению христианином сатаны с заглавной литеры.
Reply
Приведенные исторические примеры показывают, каковы были особенности восприятия дьявола ко времени Джотто, и весьма странно, что Вы в это не вникли.
Обратите внимание, что для всех комментаторов в нашем блоге действует незыблемое правило - подкреплять любые свои сентенции ссылками, о чем Вам приходится напоминать ПОВТОРНО. Постарайтесь впредь не быть столь категоричным в своих суждениях и уж, по крайней мере, познакомьтесь с литературой по теме, о которой Вы рассуждаете весьма безапелляционно:-)
К Вашему сведению уже в Апокалипсисе сатана описывается как «большой красный дракон с семью головами и десятью РОГАМИ, и на головах его семь диадем» (Откр. 12:3, 13:1,17:3,20:2). Неслучайно в таком известном памятнике, как Житие св. Афры (VIII в.), изображен черный дьявол с РОГАМИ.
Начиная с XI в. дьявол приобретает повсеместно черты получеловека-полузверя, черного и РОГАТОГО, с морщинистой волосатой кожей. Именно этот образ со множеством особенностей быстро становится характерным и для романского, и для готического стилей особенно при оформлении храмов. Характерно, что в чудовищах, изображенных в Везле, Муасака, Конка, в монастыре св. Бенедикта на Луаре присутствуют и комические черты.
Reply
И они совершенно не соответствуют тому пятну на небе))
Reply
Reply
Reply
Да Фрейду такого и не снилось, с него одного Леонардо хватит.
Reply
Тем не менее, его пример весьма характерен, когда берутся рассуждать «со знанием дела» о том, в чем не смыслят ни бельмеса:-)
Так, этот горе-«знаток» взялся утверждать, что, дескать, «во времена Джотто, дьявола писали отнюдь не в образе Мефестофеля» и что якобы «рога стали считаться признаком диавола относительно поздно». Все многочисленные читатели нашего музейного блога сами могут убедиться, насколько «компетентны» такие сентенции, рассмотрев внимательно детали главного произведения Джотто - цикл росписей в капелле дель Арена в Падуе (Cappella Scrovegni (Arena Chapel), Padua, 1305) с композицией Страшного суда, где центральное место занимает РОГАТЫЙ сатана. К тому же в сцене Оплакивания Христа в той же капелле у Джотто изображены скорбящие ангелы, хотя юзер bizantinum утверждает, что де у Джотто должны быть «глаза выписаны, вместо щелей, как на силуэте»…
Альбом: Неразобранное
Альбом: Неразобранное
Альбом: Неразобранное
Reply
Reply
Leave a comment