Воланду показали рукопись Мастера

Sep 28, 2011 23:17

«Как же, как же, - отозвался Воланд, - я имел удовольствие встретиться с этим молодым человеком на Патриарших прудах. Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!» (Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита)


Read more... )

фальсификация истории, досье, exclusive, Путин, расследование

Leave a comment

anonymous November 17 2013, 15:58:22 UTC
«Мастер» Булгаков пророчески рассказал о России царя Путина
Михаилу Булгакову, принадлежащему к плеяде русских литераторов послереволюционной эпохи, досталась тяжелая судьба быть погребенным заживо как писателю. Почти ничего из его романов и рассказов не пропускалось цензурой, тот же рок преследовал и его театральные пьесы. Он умер в пятидесятилетнем возрасте, не получив признания критики и читателей. Несмотря на то, что его произведения не публиковались, он продолжал писать, продемонстрировав огромную любовь к литературе и верность своему писательскому призванию.
«Рукописи не горят», - заявил он в своем самом знаменитом романе «Мастер и Маргарита». Режимы падают, диктаторы умирают, но искусство остается благодаря внутреннему огню, который его не уничтожает, а освещает. Булгаков знал себе цену, что позволяло ему жить и творить. Анна Ахматова написала стихи на смерть Булгакова: «Ты так сурово жил и до конца донес великолепное презренье». Роман «Мастер и Маргарита» был написан в 30-х годах, а опубликован только в 60-х. Без купюр цензуры он вышел сначала в Европе. В Советском Союзе, несмотря на «оттепель», цензура не была отменена, а роман продолжал внушать страх. Теперь, когда коммунизм стал реликтом истории, интересно попытаться понять, почему он остается любимым романом миллионов, почему в России Путина он стал культовой книгой.
Роман «Мастер и Маргарита» можно прочитать двояко: с исторической позиции и с позиции его актуальности в нынешнее время. В первом случае роман является потрясающим свидетельством того, «кем мы были». Описывая жизнь Мастера, интеллигента, объявленного врагом народа - хотя народ понятия не имел о его деятельности, и жизнь его возлюбленной Маргариты, обреченной на брак без любви в обществе, где нет места человеческим отношениям, потому что все подозревают всех, каждый думает только о себе и старается найти более-менее удобную нишу часто за счет соседа, друга или родственника - Булгаков дал портрет эпохи, общества, идеологии.
Можно поговорить о другом аспекте романа - его связи с современностью. Пережив коммунизм, россияне построили общество, которое пытается подражать либеральному, но на деле оно сохранило черты азиатского деспотизма, ставшие привычными со времен царизма. Президентом стал бывший глава секретных служб, созданы финансовые империи, история происхождения которых никому не известна. Часто при столкновении с политической властью, они рушатся. Преступность в стране достигла неслыханного уровня. Государственная инфраструктура, обеспечивающая население электричеством, газом, водой, телефонной связью, оказалась устаревшей. О военных репрессиях мало что известно. Национальная гордость и былое величие диктуют необходимость демонстрации силы, за которой стоит слабость, недоверие, коррупция.
Булгаков предельно ясно выразил свою позицию в письме к Сталину, в котором он отстаивал достоинство писателя: «Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода... На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя». За посмертной славой и народной признательностью Булгакову возможно стоит то, что в ужасные годы он смог прожить так, что ему не приходилось стыдиться себя самого.
Стенио Солинас (Stenio Solinas)
Il "Maestro" Bulgakov un veggente che raccontò la Russia dello zar Putin
11/11/2013
("Il Giornale", Италия)

Reply


Leave a comment

Up