30 Апреля / 13 Мая - память обретения мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (1558)

May 13, 2009 16:46



Тропарь праздника Преполовения Пятидесятницы, глас 8:

Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / яко всем, Спасе, возопил еси: / жаждай да грядет ко Мне и да пиет. // Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

Кондак праздника Преполовения Пятидесятницы, глас 4:
Подобен: Вознесыйся:

Празднику законному преполовляющуся, / всех Творче и Владыко, / к предстоящим глаголал еси, Христе Боже: / приидите и почерпите воду безсмертия. / Темже Тебе припадаем и верно вопием: / щедроты Твоя даруй нам, // Ты бо еси Источник жизни нашея.





Тропарь Никите, Затворнику Печерскому, еп. Новгородскому, глас 4:

Насладився, богомудре, воздержания / и желание плоти твоея обуздав, / на престоле святительства сел еси, / и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца / зарями чудес твоих, отче наш, святителю Никито, / и ныне моли Христа Бога, // да спасет души наша.

Кондак Никите, Затворнику Печерскому, еп. Новгородскому, глас 6:

Архиерейства саном почтився,/ и чисте чистейшему предстоя,/ прилежно моление за люди твоя приносил еси,/ яко и дождь молитвою свел еси,/ овогда же и града запаления угасил еси./ И ныне святителю Никито/ моли Христа Бога,/ спасти императора православнаго Николая Александровича,/ и люди твоя молящыяся,/ да вси вопием ти:// радуйся святителю отче предивный.




Никита, Затворник Печерский, епископ Новгородский, и преподобный Сергий Радонежский.
60-е гг. XVI в.
27 х 21,5.
Икона поступила в Музей имени Андрея Рублева в 1978 г.
ЦМиАР. КП 2557.
Сохранность: сильно утрачен золотой фон, нимбы, потертости на ликах и на поземе, вставки в ногах у прп. Сергия, крупная вставка на правом поле иконы.





Митрополит Антоний (Мельников) у мощей святителя свт. Никиты Новгородского в церкви св. апостола Филиппа (1982 г., Новгород).

После доброго управления вверенной ему паствою Никита, Затворник Печерский, еп. Новгородский, перешел ко Господу в вечную жизнь, в 1108 году, 30 января. Епископом он был тринадцать лет. Погребен был свт. Никита с почетом в приделе Богоотец Иоакима и Анны великой церкви Софии Новгородской. Тело блаженного Никиты оставалось сокровенным в гробе в продолжение 450 лет, а затем в 1558 году, в царствование благочестивого государя Иоанна Васильевича, самодержца всея Руси, при митрополите Москов­ском Макарии (+31 декабря 1563 г.) и при архиепископе Новгородском Пимене (1552-1570), мощи свт. Никиты были найдены 30 апреля в полном облачении целыми и совершенно невредимыми.

По словам Н.П. Кондакова, при обретении мощей новгородского святителя с его лика был срисован посмертный портрет и отправлен в Москву митрополиту Макарию с письмом следующего содержания: «Мы, Господине, милости ради святаго послали тебе на бумаге образ святаго Никиты епископа … А с того, Господине, с образца вели написать икону - образ святаго» (Кондаков Н. П. Русская икона. М., 2004.Ч. 1. С. 18-19). Дополнительно уточнялись детали, относящиеся к характерным особенностям облика святителя и его облачения.





Эксклюзивное фото: честные мощи свт. Никиты Новгородского на вскрытии

Когда открыли гробницу, то увидели, что тело святого покоилось на земле ниже церковного помоста; оно было покрыто плащаницей, а лицо святителя озарено светом; правая рука его благословляющая лежала на груди, левая же простерта вдоль тела. Облачив святителя в новые архиерейские одежды, снова положили его в гробнице на прежнее место. По обретению честных мощей свт. Никиты был отслужен благодарственный молебен и всенощное бдение. Во время богослужения, когда происходило уставное чтение и священнослужители сидели, одному из игуменов было видение, что святитель Никита, восстав из гроба, в фелони и с кадилом в руках пошел сначала кадить в алтарь, а затем в храм и вскоре сделался невидимым.

Спустя некоторое время по обретении мощей свт. Никиты, один из начальствующих города обнаружил свое сомнение в нетленности их. Чтобы рассеять его сомнения, архиепископ Пимен открыл покров на мощах святого до груди. Увидев лицо святителя, как у здорового спящего человека, градоначальник раскаялся в своем грехе. Так Господь спустя 450 лет со дня кончины прославил своего угодника нетлением его святых мощей.

Во время обретения нетленных мощей свт. Никиты, по молитвам его, Бог увенчал победою русских в войне с ливонцами: среди русских войск, осаж­давших ливонский город Ругодив (Нарву), многие ливонцы видели на коне мужа в святительских одеждах. Русские войска овладели Ругодивом без прис­тупа и стенобитных орудий благодаря молитвам святителя Никиты.

Обре­тенные нетленные мощи были переложены в новую деревянную гробницу, в 1629 году обложенную басменным серебром. В 1805 году честные мощи были переложены в новую бронзовую раку, устроенную по завещанию Новгородского митрополита Гавриила (Петрова, +1801), а в 1846 году совершилось торжественное переложение мощей святителя в великолепную серебряную раку.

После 1917 года, когда началось открытое гонение на Русскую Православную Церковь, мощи святителя, как и многих святых Русской Церкви, подверглись поруганию. Святая София была превращена в музей, а мощи свт. Никиты, упакованные в бумажный мешок, валялись в хранилище музея.

В 1942 году фашисты насильно угнали в Литву свыше трех тысяч новгородцев. Осенью того же года в литовском городке Векшни, в который и определили новгородцев на поселение, остановился немецкий военный эшелон, из которого были выгружены пять «гробов». Начальник железнодорожной станции сразу же позвонил настоятелю местного Свято-Сергиевского храма архимандриту Алексию (Чернаю) и сообщил ему об этом. Приехавший незамедлительно отец Алексий увидел серебряные раки с мощами новгородских святых. Первой стояла рака святителя Никиты. Все мощи сразу же были перевезены в церковь. Митрополит Литовский и Виленский Сергий в телефонной беседе поручил настоятелю до всенощного бдения открыть раки и поправить одеяния святых. Сам отец архимандрит пишет об этом так: «После долгого путешествия святые в раках сдвинулись с места и их надо было положить надлежащим образом, и поэтому сподобил меня, недостойного, Господь поднять святителя Никиту целиком, на моих руках, при помощи иеродиакона Илариона. Святитель был облачен в темно-малиновую бархатную фелонь, поверх которой лежал большой омофор кованной золотой парчи. Лик его был закрыт большим воздухом; на главе - потемневшая от времени золотая митра. Лик святителя замечателен; всецело сохранившиеся черты его лица выражают строгое спокойствие и вместе с тем кротость и смирение. Бороды почти не видно, только заметна редкая растительность на подбородке. Правая рука, благословляющая, сложена двуперстием - на ней ярко выделяется сильно потемневшее место от прикладывания в течение 400 лет. Дивен Бог во святых Своих!» (Алексий (Чернай), архимандрит. Пастырь в годы войны // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. СПб., 2002. № 26-27).

Эта удивительная история, рассказанная архимандритом Алексием (Чернаем), имела продолжение. Иеродиакон Иларион, помогавший настоятелю храма привести в порядок мощи святых после перевозки, служил до того, как оказался в Литве, в одном из храмов Поозерья Новгородской епархии, и встреча с мощами произвела на него ошеломляющее впечатление. Совершенно не случайно он увидел сон, повторившийся дважды: святитель Никита, облаченный в мантию, стоял посреди храма и читал покаянный канон. Иеродиакон, вошедший в храм и увидевший епископа, сразу же пал ему в ноги и попросил благословения. Святитель жестом благословил новгородца и произнес: «Молитесь все об избавлении от бедствий, грядущих на родину нашу и народ. Враг лукавый ополчается. Должно вам всем перед службой Божией принимать благословение». После этих слов святитель стал невидим.

Архимандрит Алексий пишет: «С большим духовным трепетом рассказал мне о. Иларион об этом видении. Впоследствии я об этом доложил владыке митрополиту. Выслушав меня со вниманием и по прибытии к нам, в Векшни, расспросив благочестивого старца о. Илариона, владыка сделал распоряжение: установить правилом, чтобы перед началом каждой службы при открытии раки святителя Никиты выходить священнослужителям и прикладываться к деснице святого Никиты, возвращаться в алтарь и тогда лишь начинать литургию». Эта традиция чтится и новгородским священством. Особенно ее придерживаются священники Софийского собора, не мыслящие начать богослужение, не приложившись к мощам святителя.

Документы о возвращении честных мощей свт. Никиты Новгородского хранятся в Государственном архиве Российской Федерации, в фонде Совета по делам религий при СМ СССР (Ф. 6991. Оп. 2. Ед. хр. 614). 30 августа 1947 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (+ 1970 г.) ходатайствовал о передаче в единственный открытый храм Новгорода нетленных мощей свт. Никиты Новгородского (ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Ед. хр. 614. Л. 1).

Только в 1957 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I и тщанием архиепископа Старорусского Сергия (Голубцова, +1982), темным вечером на грузовике мощи святителя Никиты были благоговейно переправлены в Николо-Дворищенский собор на Ярославовом дворище. В 1959 году архиепископ Сергий (Голубцов) написал надгробное изображение святителя Никиты, епископа Новгородского. При этом Владыка Сергий использовал подлинные черты лица святителя, которые выявил по его святым останкам.

Но недолго пребывали мощи святителя Никиты в Николо-Дворищенском соборе. В годы хрущевских гонений на Православную Церковь этот собор был закрыт, как и многие другие храмы, и 28 сентября 1962 года единственная церковная община Новгорода была переведена из Никольского собора, переданного музею, в церковь во имя святого апостола Филиппа на Ильинской улице, где нетленные мощи свт. Никиты покоились до 1993 года.

13 мая 1993 года по благословению Высокопреосвященнейшего Льва архиепископа Новгородского и Старорусского мощи святителя Никиты крестным ходом при стечении тысяч новгородцев были торжественно перенесены из церкви апостола Филиппа в Софийский кафедральный собор и с честью положены на то самое место, где столетиями прежде они покоились.

Ныне нетленные мощи свт. Никиты открыто почивают на том же месте, где были обретены, под аркою между приделами Богоотец Иоакима и Анны и Рождества Пресвятой Богородицы в Софийском кафедральном соборе. И ныне у раки с мощами святителя Никиты получают благодатную помощь и исцеления все с верою и любовью притекающие.

Вспоминая чудесную помощь святителя Никиты, подаваемую особенно слепцам и всем больным зрением, попросим и мы его молитвенной помощи многострадальному русскому народу, да исцелит народ наш от духовной слепоты и укажет ему спасительный путь к духовному возрождению.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html



Музей имени Андрея Рублева, лекторий, святыня, иконопись, фонды, мощи

Previous post Next post
Up