Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев дал 29 декабря 2024 г. интервью Азербайджанскому телевидению в Международном аэропорту Гейдар Алиев.
Журналист: Здравствуйте, господин Президент.
Президент Ильхам Алиев: Здравствуйте.
Click to view
Журналист: К сожалению, в последние несколько дней произошел инцидент, который нас глубоко потряс. Нам хотелось бы узнать ваше мнение по поводу катастрофы самолета АЗАЛ на маршруте Баку-Грозный 25 декабря вблизи города Актау (Казахстан) и последующего развития событий.
Президент Ильхам Алиев: Информацию об этом я получил во время полета в Санкт-Петербург на саммит СНГ, меня проинформировали, я немедленно дал указания, и самолет вернулся в Баку. Как только я прибыл в Баку, у меня была срочная встреча здесь, в аэропорту. По возвращении в Баку моим приказом была создана Государственная комиссия и сразу же отправлена в Актау делегация представителей соответствующих учреждений. Потому что им нужно было немедленно приступить к работе. Прежде всего им предстояло ознакомиться с состоянием останков самолета, провести наблюдения на месте, получить видео- и фотоматериалы и представить их общественности.
В то же время была отправлена группа азербайджанских врачей. Хотя казахстанская сторона приложила все усилия, чтобы вылечить раненых и оказать им медицинскую помощь. В то же время по моему поручению Генеральная прокуратура Азербайджана возбудила уголовное дело, и я знаю, что аналогичные шаги были предприняты в Казахстане и России.
Естественно, началась работа над первоначальными версиями. Разумеется, окончательная версия станет известна после вскрытия «черных ящиков». Но и первоначальные версии вполне обоснованы и основаны на фактах. Факты таковы, что азербайджанский гражданский самолет получил повреждения снаружи на территории России, в районе города Грозный, и практически потерял управление. Мы также знаем, что наш самолет выведен из-под контроля средствами радиоэлектронной борьбы. Это первая угроза самолету. При этом в результате наземного пожара сильно пострадала и хвостовая часть самолета, и сразу же, в тот же день, когда наша команда организовывала те видеоматериалы в городе Актау, общественность также была проинформирована об этом. этот вопрос. Тот факт, что фюзеляж дырявый, конечно, говорит о том, что птичий вариант, первоначально заявленный не знаю кем, был полностью удален из дневника. Не исключено, что при повреждении самолета, при ударе пилот мог воспринять это как столкновение птиц с самолетом. Потому что, наверное, никто не мог подумать, что наш самолет будут обстреливать с земли в дружественной нам стране. К сожалению, некоторые круги России предпочли придерживаться этой версии. Одно из того, что нас огорчило и удивило, это то, что российские официальные органы выдвинули версии о взрыве газового баллона. То есть ясно показало, что российская сторона хочет замять вопрос, и это, конечно, никого не радует. Конечно, наш самолет случайно сбили. Разумеется, ни о каком умышленном террористическом акте здесь не может быть и речи. Поэтому признать свою вину, извиниться перед Азербайджаном, считающимся дружественной страной, и донести это до общественности - все это были шаги, которые необходимо было предпринять. К сожалению, первые три дня мы не слышали от России ничего, кроме бредовых версий.
Разумеется, детали аварии будут полностью расследованы. Я не сомневаюсь в этом. Должен также сказать, что Азербайджан с первого дня выступал за группу международных экспертов, занимающихся этой работой. Российская сторона официально предложила нам расследовать это дело Межгосударственным авиационным комитетом. Мы категорически отказались от этого. Причина ясна. Потому что не секрет, что этот институт состоит в основном из российских чиновников, а во главе него стоят российские граждане. Факторы объективности здесь могут быть не полностью удовлетворены. Если бы мы увидели справедливые и адекватные шаги, предпринятые Россией сразу после аварии, возможно, мы бы не возражали. Но мы видели, что есть очевидные попытки скрыть этот вопрос.
Именно поэтому мы выразили эту позицию в тесном контакте с казахстанской стороной, а также выразили свою позицию российской стороне о том, что должна быть создана и создана рабочая группа, состоящая из международных экспертов. Присутствуют представители производителя самолета - компании "Embraer", представители профильных учреждений Бразилии, Азербайджана, Казахстана и России, а также представители Межгосударственного авиационного комитета. Но не на руководящих должностях, а как члены рабочей группы. Опять же, как только «черные ящики» будут открыты и мы получим более подробную информацию, все детали проблемы будут раскрыты и многие вопросы, которые сегодня остаются вопросами, будут прояснены. Например, почему самолет не смог приземлиться в Грозном? В какой степени последствия радиоэлектронной борьбы повлияли на управление самолетом? Насколько эффективны были результаты авиаудара и взрыва рядом с самолетом? Потому что я должен еще констатировать, что попытки отрицать этот очевидный факт и скрывать его здесь - это и нонсенс, и неразумно. Потому что, к счастью, благодаря героизму экипажа, случился такой инцидент, что самолет смог приземлиться, хоть это и была вынужденная посадка, но самолет смог приземлиться. Многих пассажиров удалось спасти, у них есть заявления. Травмы, нанесенные осколками самолета пассажирам и членам экипажа, очевидны. Приписывать это каким-то птицам или описывать как взрыв газового баллона - и глупо, и нечестно.
Поэтому после того, как «черные ящики» будут вскрыты, станет известно, почему самолет не смог приземлиться? Когда именно самолет был сбит с земли? Почему самолет не попытался приземлиться в ближайших аэропортах, аэропорты Минвода и Махачкалы были ближе. Был ли самолет отправлен в Актау или это был объективный выбор? Существуют различные гипотезы. Некоторые полагают, что самолет был намеренно отправлен наземной службой из Грозного, поскольку самолет уже вышел из-под контроля и была большая вероятность, что самолет упадет в море. В этом случае попытки обфускации увенчаются успехом, и версия «птичья клешня» будет представлена как основная. По мнению некоторых экспертов, Актау был выбран потому, что это открытое пространство и жилые кварталы находятся далеко от аэропорта, и экипаж мог предположить, что это будет вынужденная посадка, и выбрать для нее более подходящее место. Но с другой стороны, при близлежащих аэропортах лететь на большее расстояние, даже над морем, когда самолет находился в неуправляемом состоянии, было более рискованно. То есть ответа на все эти вопросы пока нет. Мы, азербайджанская сторона, и я лично стараемся быть максимально справедливыми. Мы не хотим комментировать некоторые неясные вопросы, пока эти вопросы не будут прояснены. Однако по очевидным вопросам мы должны, говорим и будем говорить свое мнение с полной решимостью. В своем выступлении здесь, в аэропорту в день катастрофы, я сказал, что общественность Азербайджана будет регулярно информироваться об этом вопросе и ходе расследования.
- Господин Президент, как Вы оцениваете работу летного состава?
- Очень высокий. Сегодня я принял участие в церемонии прощания и выразил соболезнование родственникам погибших членов экипажа. Сегодня будет мой Приказ о награждении членов экипажа. Я высоко ценю их работу, профессионализм, преданность делу. Пилоты и весь экипаж проявили большой героизм. Пилоты проявили профессионализм и героизм в управлении неуправляемым самолетом различными способами. Хотя, конечно, пилоты были опытными пилотами и знали, что эту аварийную посадку им не пережить. Однако, чтобы спасти пассажиров, они проявили максимум героизма, и в результате в авиакатастрофе есть выжившие. Именно в результате этого часть фюзеляжа не сгорела, и именно благодаря этому сегодня мы можем однозначно сказать, что самолет был сбит Россией. Это факт и никто не может его отрицать. Опять же, мы не говорим, что это было сделано специально, но это было сделано.
Пилоты и члены экипажа - они проявили и профессионализм, и хладнокровие. Особенно хотелось бы отметить женщин-членов экипажа. Они сами находились в состоянии стресса. Но посмотрите, сколько гуманного поведения они проявили, чтобы успокоить пассажиров и не создать хаос внутри самолета. Их деятельность, еще раз говорю, будет оценена по достоинству со стороны Азербайджанского государства. Да помилует Бог погибших членов экипажа и всех погибших, и мы молимся о Божьем исцелении оставшихся в живых. Большинство выживших уже находятся в Баку. Им была оказана неотложная помощь в Казахстане. Некоторые из них все еще проходят лечение и будут эвакуированы в Азербайджан в ближайшее время.
Господин Президент, Вы позвонили Президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву. Нам хотелось бы узнать ваше мнение по обсуждаемым вопросам. Как вы вообще оцениваете эту совместную деятельность чиновников правительств Азербайджана и Казахстана, совместно работающих над этим вопросом?
- Да, в первую очередь я позвонил, чтобы выразить благодарность президенту Токаеву. Потому что мы знали и получили информацию, что как только произошла авария, на место сразу прибыли казахстанские спасатели и начали вытаскивать людей из разбитого фюзеляжа. Они рисковали своей жизнью. Потому что они не знали, будет ли еще взрыв или нет. Потому что часть самолета горела и в этой части она могла сгореть. Но, несмотря на это, они проявили и настоящий героизм. При этом очень ценной была и деятельность медицинского персонала. Потому что пострадавших пассажиров сразу же доставили в медицинские центры, и за это я поблагодарил президента Токаева. Я знаю, что проявление солидарности наших казахских братьев и сестер оставило большой след в сердцах азербайджанского народа. Рядовые граждане пришли к нашему консульству в Актау и возложили цветы, выразили свои чувства и выразили солидарность с нами. Вот что такое настоящая дружба и братство. В то же время в ходе беседы с президентом Токаевым я также изложил позицию Азербайджана по расследованию и довел до его внимания те вопросы, о которых я вам говорил, что мы выступаем за международную экспертизу и не можем отдать этот вопрос в распоряжение Межгосударственный авиационный комитет. Эта позиция была встречена с пониманием. Естественно, представители наших государственных учреждений, члены и руководители комиссии, представители прокуратуры находятся в постоянном контакте. Казахстан, в свою очередь, создал Государственную комиссию, и об этом мне сообщил в ходе беседы президент Токаев. Естественно, они тоже хотят и стараются раскрыть вопрос во всех подробностях. В то же время я также выразил соболезнования президенту Токаеву, поскольку в результате аварии погибли шесть граждан Казахстана. Он также выразил мне свои соболезнования. То есть, каким бы серьезным ни было это мероприятие, оно было еще и вопросом испытаний. То есть кто и как пройдет это испытание? Я рад, что, несмотря на эту трагедию, я все еще вижу и уверен, что в Казахстане такого же мнения. Наша дружба и братство после этой сложной ситуации стали крепче.
- После аварии компания AZAL прекратила полеты в некоторые города России. Так в чем же была необходимость принятия этого решения и как обстоят дела сейчас?
- Я дал это поручение, и основная причина этого, конечно же, вопросы безопасности. Поскольку во многих городах России воздушное пространство периодически закрывается, там действует особый режим работы. Они называют это «операцией Ковер», и я должен упомянуть об этом, возвращаясь к тому, что сказал в первом вопросе. Следует выяснить одно: когда была объявлена та «операция Ковер»? Потому что, по имеющейся у нас информации, "операция Ковер" была объявлена после того, как наш самолет подвергся внешнему влиянию. Итак, если это так, то это еще раз показывает, что местные службы сделали это, чтобы скрыть проблему.
Click to view
Что касается полетов AZAL, то AZAL приостановил полеты в семь городов России на неопределенный срок. В то же время мы прекратили полеты российских авиакомпаний из трех российских городов в Азербайджан. Итак, наше авиасообщение всего с 10 городами сейчас приостановлено, и опять же, здесь, прежде всего, на первый план выходят вопросы безопасности. Мы всегда считали безопасность наших пассажиров своим главным приоритетом, и поэтому об этой ситуации было объявлено. Мы четко делаем то, что делаем, и еще раз такое решение принято, а когда будут возобновлены или нет эти полеты, особенно в город Грозный, или нет? Вероятно, нет. Но жизнь это покажет, и вопросы безопасности российского воздушного пространства обязательно будут учтены.
- Господин Президент, каковы ожидания и требования Азербайджана от России относительно происходящего в целом?
- Мы четко изложили свои требования российской стороне. 27 декабря эти требования были им официально вручены. В чем он состоит? Во-первых, российская сторона должна извиниться перед Азербайджаном. Во-вторых, она должна признать свою вину. В-третьих, она должна наказать виновных, привлечь их к уголовной ответственности и выплатить компенсацию государству Азербайджану и пострадавшим пассажирам и членам экипажа. Это наши условия. Первый из них уже был предоставлен вчера. Надеюсь, что и другие наши условия будут приняты. Все эти условия справедливы. Здесь нет никаких экстраординарных требований или проблем, и они основаны на международном опыте и нормальном человеческом поведении. Смотри, вот и все. Еще раз говорю, общественность Азербайджана будет и информируется обо всех сторонах вопроса. Условия, которые я сказал, они, естественно, доводятся до общественности через вас, и я еще раз говорю: надеюсь, что наши условия будут приняты.
- Большое спасибо, господин Президент. Спасибо, что подробно ответили на наши вопросы.
- Спасибо.
UPD. 6 января 2025 г. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев встретился с членами семей погибшего экипажа пассажирского самолета Embraer 190 ЗАО «Азербайджанские авиалинии», сбитого путинским Панцирем: «хочу еще раз обратить ваше внимание на один момент, о котором я сказал 29 декабря: в городе Грозном операция «Ковер», то есть операции по закрытию воздушного пространства была объявлена после того, как самолет был обстрелян с земли. Это еще раз показывает, что здесь есть очень серьезные вопросы, имеющие состав преступления. Обычно при возникновении опасности в воздушном пространстве какой-либо страны оно немедленно закрывается. Это действует во всех странах и имеет разные названия. В России это называют операцией «Ковер». Если существовала угроза воздушному пространству России, то капитан самолета должен был быть немедленно проинформирован об этом. Воздушное пространство должно было немедленно закрыться, и самолет должен был вернуться назад. Еще раз хочу сказать, что имеющаяся у нас информация основана на правде. Попытки государственных структур России замять этот инцидент и настаивать на абсурдных версиях вызывают у нас и удивление, и сожаление, и справедливое возмущение. Начался процесс открытия черных ящиков. По нашему настоянию этот процесс осуществляется в Бразилии. Я сказал об этом в телеинтервью 29 декабря - что мы, несмотря на все предложения и настойчивость, категорически возражали против открытия черных ящиков Межгосударственным авиационным комитетом. Потому что объективность здесь могла быть поставлена под сомнение. Ясно как день то, что самолет был приведен в неуправляемое состояние средствами радиоэлектронной борьбы. Очевидно и то, что самолет был поврежден в результате огня, открытого с земли. Но почему самолет был отправлен в Актау? У нас пока нет информации об этом. Это произошло по решению местных диспетчеров, либо пилоты поняли, что средства радиоэлектронной борьбы в воздушном пространстве России уже не позволят им приземлиться, и сами сделали этот выбор? Если бы были своевременно приняты меры по закрытию воздушного пространства России в районе города Грозный, если бы были соблюдены все правила наземных служб, а также координация между Вооруженными силами Российской Федерации и гражданскими службами, этой трагедии не произошло бы. Я не хочу пока раскрывать все материалы уголовного дела, первичное расследование и результаты его мне доложены, но могу с уверенностью сказать, что вина за то, что азербайджанские граждане погибли в этой катастрофе, лежит на представителях Российской Федерации. И мы требуем справедливости, мы требуем наказания виновных, мы требуем полной прозрачности и человеческого поведения. То, что черные ящики были отправлены в Бразилию, также говорит о том, что мы требуем объективности. Я уже об этом говорил после церемонии прощания с экипажем: если бы мы с первых же минут или же часов увидели со стороны официальных кругов Российской Федерации попытку объективно расследовать эту трагедию, мы бы, скорее всего, согласились с тем, чтобы расшифровка черных ящиков осуществлялась бы Межгосударственным авиационным комитетом. Но когда мы увидели попытку замять это дело, списать это на каких-то птиц или взрыв газового баллона, естественно, сомнения у меня и у азербайджанской общественности в объективности расследования этой структурой были достаточно серьезными»:
https://azertag.az/ru/xeber/prezident_ilham_aliev_vstretilsya_s_chlenami_semei_pogibshego_v_aviakatastrofe_ekipazha_i_vyzhivshimi_bortprovodnikami_obnovleno_video-3360495 Click to view
Prezident İlham Əliyev Azərbaycan Televiziyasına müsahibə verib YENİLƏNİB - AZƏRTAC Это открыто показывало, что российская сторона хочет замять вопрос. 🇦🇿💬 После того, как черные ящики будут открыты и когда мы получим более детальную информацию, всплывут все подробности и прояснятся многие моменты.
🇦🇿💬 Сегодня мы можем однозначно сказать, что самолет был сбит Россией. 🇦🇿💬 Российская сторона должна признать свою вину.