Обретение мощей прп. Максима Грека (уникальная видеозапись)

Jul 04, 2024 23:42





#Музей имени Андрея #Рублева. Почти треть века назад, 4 июля 1996 г., состоялось повторное обретение мощей преподобного Максима Грека в Троице-Сергиевой лавре. Обстоятельства данного события весьма схожи с находками мощей при раскопках в Спасо-Андрониковом монастыре, тем паче что в них также сыграл роковую роль печально известный «церковный археолог» Сергей Беляев: https://rublev-museum.livejournal.com/13449.html

Напомним, что в нашем всемирно известном Музее имени прп. Андрея Рублева (ЦМиАР) еще в 1993 г. в раскопе под св. престолом Спасского собора Андроникова монастыря, получившего наименование в память о его основателе прп. Андронике († 1373, память 26 июня н.ст.), духовнике прп. Андрея Рублева († 17.10.1428), заведующий сектором церковной археологии ЦМИАР проф. Олег Германович Ульянов обнаружил неизвестное захоронение, которое группа лиц из Московской Патриархии захотела выдать за … могилу самого прп. Андрея Рублева! Настоятелем Спасского собора о. Вячеславом Савиных был срочно вызван как «представитель главы МП РПЦ» С.А. Беляев, который безапелляционно заявил научному руководителю раскопок в Спасо-Андрониковом монастыре проф. О.Г. Ульянову, «как мы с Вами скажем, так патриарх и поступит. Кому нужен сейчас преподобный Андроник? А находка мощей Андрея Рублева сразу станет всемирной сенсацией!» …

Мнение проф. О.Г. Ульянова о том, что в традициях древнерусских обителей было принято воздвигать храм над могилой основателя монастыря, было крайне негативно воспринято о. Вячеславом Савиных, который настаивал, что в исчезнувшей (!) в годы безбожия раке преподобных Андроника и Саввы их мощи почти 600-летней давности находились «в полном анатомическом порядке»)))

Как известно, местное прославление прп. Максима Грека совершилось при первом Всероссийском Патриархе Иове в 1591 г., когда по благословению Патриарха были освидетельствованы мощи преподобного: «И открыша, и пойде от мощей его благоухание, и цело и невредимо тело его, и ризы бяше и мантия, и вся на нем покрывало не истле, и на персех руце его, и десная рука согбена крестом». Вскоре составили тропарь и кондак, а также службу преподобному, немного позже появились его иконописные изображения.



«Максимова палатка» неоднократно перестраивалась и расширялась (например, при митр. Платоне (Левшине), затем в 1847 г.). А в 1938-1940 ггг. она была разрушена, площадь была заасфальтирована и могила утеряна.

В 1988 г. во время празднования 1000-летия Крещения Руси на Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре, в число новопрославленных русских святых был включен и преподобный Максим Грек. Оставался открытым вопрос о местонахождении его святых мощей. К моменту общецерковного прославления над могилой не оставалось никаких видимых следов. Поэтому возникла необходимость в археологических раскопках.

image Click to view



Exclusive! Только на нашем видеоканале уникальная видеозапись обретения честных мощей прп. Максима Грека († 21 января 1556) в Троице-Сергиевой Лавре 4 июля 1996 г. На редких кадрах Святейший Патриарх Алексий, архиепископ Алексий (Фролов) и эконом Троице-Сергиевой Лавры Георгий (Данилов): https://youtu.be/eu6F96GETH4

В настоящее время существуют два взаимно противоречащих свидетельства относительно обстоятельств повторного обретения мощей преподобного Максима Грека:



1. «Я закончил первый класс Московской семинарии. Находился в Троице-Сергиевской Лавре летом «на послушании», то есть в течение двух месяцев вместе с другими воспитанниками должен был выполнять определенные работы. Мне предложили поучаствовать в раскопках, чтобы найти утерянное захоронение преподобного Максима Грека. Я, конечно же, согласился. В течение двух недель я и еще 10 студентов копали захоронения с левой стороны от церкви Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре. Именно там, согласно фотографиям, был придел, где находилась могила Максима Грека. Мы копали, доставали на поверхность множество костей, черепов, остатки гробов. Многие иноки, проходя мимо, осуждали нас, мол, негоже выкапывать покойников. Проблема ухудшалась тем, что мы уже углубились на 2 метра, но ничего, похожего на могилу, не обнаружили. В это время как раз проходили выборы президента. Я помню, все студенты, все монахи молились о том, чтобы на выборах победил Ельцин. И вот, когда мы уже думали, что ничего не найдем, мне показалось, что моя лопата наткнулась на камень. Я стал бить лопатой по «камню», пытаясь его расколоть, чтобы копать глубже. Я человек не суеверный, это все знают, но меня остановил именно сильный аромат, напоминающий церковный ладан. Мне тогда стало очень интересно. Наклонившись, я стал чистить «камень» мастерком. Камень оказался большим черепом желтого цвета. На черепе с левой стороны остался след от моей лопаты. Я позвал руководителя раскопок С. А. Беляева. Он попросил меня продолжить аккуратно копать. Череп оказался в идеальном состоянии, не считая скола от моей лопаты. Кости почти все истлели, кроме костей ног. Нижняя часть гроба сохранилась в виде угля. На том уровне грунта больше никаких могил не оказалось. Череп по всем формам был похож на главу преподобного Максима Грека, изображенную на иконах. Мы сразу сообщили лаврским насельникам. Помню, как пришел эконом лавры, нашу группу сразу же отстранили. Приехал патриарх Алексий, ему начали рассказывать, будто захоронение преподобного нашли не студенты, а сами монахи. Но все же история - есть история. И самое главное в этой истории, что преподобный Максим Грек, защитник старообрядчества, захотел открыться именно староверу, которого, возможно, для этой миссии он чудесным образом и призвал туда годом ранее. Повторюсь, если б не моя находка, раскопки бы свернули и сказали, что ничего не было найдено. Так я стал, наверное, главным участником важного события - обретения мощей преподобного Максима Грека, защитника древлего благочестия, студента католических учебных заведений Рима, ученика Савонаролы. Поскольку в советский период место захоронения преподобного Максима Грека было утеряно, а в 1996 году мощи были повторно обретены, староверам следует отмечать 4 июля день обретения мощей Максима Грека. Тем более у старообрядцев до сих пор не было официальной канонизации Максима Грека» (Леонид Севастьянов).



2. «В результате проведенных по благословению Патриарха Алексия ΙΙ в 1994 г. раскопок у южной стены Духовской церкви было установлено, что при проведении в те же годы реставрационных работ около южной стены были варварски осквернены и уничтожены могилы святителей Филарета и Иннокентия и архимандрита Антония:   https://expertmus.livejournal.com/153638.html

Поискам помогла находка в библиотеке заведующей отделом нумизматики Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Нины Павловны Розановой: https://rublev-museum.livejournal.com/21504.html

Среди работ, написанных по просьбе еп. Мануила (Лемешевского) о подвижниках благочестия конца ХIХ - начала ХХ вв., оказался отчет Г. Красноцветова «Археологические раскопки на территории б. Троицко-Сергиевской Лавры в 1942 году. Город Загорск» - два машинописных экземпляра, подписанные автором, полный рукописный текст и подготовительные заметки для его написания. В отдельном пакете находилось около 20 фотографий раскопок. В 1942 г. сотрудник Академии наук СССР Красноцветов во дворе Духовской церкви совершал раскопки с целью исследования сохранности фундамента. Было найдено несколько погребений и одно из них он принял за погребение Максима Грека. Он показывал результаты известному археологу Дебицу, но это погребение не было идентифицировано.

Текущее попечение на раскопках 1996 г. осуществлял наместник Лавры архим. Феогност (Гузиков) и Духовный Собор Лавры. Перед началом раскопок духовник Лавры архим. о. Кирилл (Павлов) в Духовской церкви совершил молебен преподобному Максиму и молебен на начало всякого дела.

Раскопки начались во вторник 25 июня 1996 г. Еще утром все участники раскопок молились в Троицком соборе Лавры, прося помощи преподобного Сергия на предпринимаемое начинание.

Около 4-х часов пополудни в понедельник 1 июля 1996 г. край скальпеля коснулся честной главы преподобного Максима Грека. О том, что обнаружена именно глава Преподобного, все участники раскопок узнали не по научным признакам и научному анализу, а по благодати Божией - при первом и очень маленьком участке обнаженной главы разнеслось удивительное благоухание. И сразу же вспомнилось описание обретения 1591 г. - было тоже благоухание:

«в лето 7099 году месяца октября въ 13 день прииде с Москвы митрополитъ Иосифъ с освещеннымъ соборомъ к Живоначалныя Троицы Сергиевъмонастырь, и начаша вечерню пети и всенощное пение совершати, и святую литоргию совершиша, и молебенъ пети и воду святити. И приведоша ту многораслабленымъ недугомъ, и глухихъ, и слепых, и прокаженныхъ и хромыхъ, и всякими болезними одержими бяху человецы, и вси ожидающе милости Божия. И митрополит повеле копати над мощами преподобнаго Максима, а самъ со освещениымъ соборомъ исъ святыя соборныя церкви не исхожьдаше, (л. 84) и благодарственъ молебенъ пеша Живоначалной Троицы и преподобным отцемъ нашимъ Сергию и Никону и прочимъ святымъ о явлении преподобнаго отца нашего многострадалного за истинну Максима Грека… И бысть сие копание земли над преподобным от шестаго даже идо девятаго [часа]. И возвестися митрополиту, что окопаша гробъ его; и пойде митрополитъ со всемъ освещеннымъ соборомъ ис церкьви, (л. 84 об.) и прииде и ста при гробе его, и поюще псалмопение. И внезапу быстъ буря велияи ужастъ на всех ту предстоящихъ, и засыпася гробъ его землею, и ужасошася. И начата вторые копати и окопаша, и хотеша иереи подняти гробъ его инести от земли на верхъ, и быстъ шумъ велий и страхъ, и осыпа землею иереовъ (и) игумена… И начаша митрополитъ сходити самъ ко гробу и молит святую Троицу и преподобнаго, да покаже токмо тело его святое. И открыша, и пойде от мощей его благоухание, и цело и невредимо тело его, и ризы беша и мантия и вся на немъ покрывало не истле, и на перьсехъ руце его, и десная рука согбвенна крестомъ, и лествица на пер(с)тахъ его малыхъ, а в левой руце некая книга обретошася; и аще погребоша его первие, но не видеша с нимъ книги. И хотеша митрополитъвзяти книгу, изыде огнь от гроба его; и закрыша его цкою» (Белокуров С. О библиотеке Московских государей в XVI столетии. М., 1899. Приложения. С.XCIV-XCVIII).

Сопредседатель Экспертной рабочей группы по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, действующей при Московском патриархате профессор Павел Флоренский, доктор геолого-минералогических наук, внук известного в православии священника Флоренского, публично признался, что «будучи председателем Комиссии по чудесам Московской Патриархии, лишь дважды встретился с явлением, которое отношу к полному чуду. Дело было в музее Андрея Рублева. Передавали икону в один из московских монастырей. Прибыли ее принимать иереи. Они облачились, приготовились. Приносят музейщики икону -" Богородицу, нарисованную на доске. Священники начинают пред ней служить. И икона оживала на глазах. Потом ее взяли и благоговейно понесли. А я отстал. И вдруг на меня дохнуло неким иным запахом. Благовония там не употребляли, это не было ароматом кадила и масел. Это было нечто иное»: https://rublev-museum.livejournal.com/204445.html

Такое же благоухание было зафиксировано научным руководителем раскопок в Спасо-Андрониковом монастыре проф. О.Г. Ульяновым 9 марта 1993 г. при обретении честных мощей прп. Андроника под св. престолом Спасского собора: https://expertmus.livejournal.com/104352.html

Появившееся при обретении честной главы преподобного Максима Грека благоухание было несколько дней, и его ощущали многие десятки людей. При этом нужно помнить, что среди участников обретения было много людей науки, т. е. не склонных к экзальтации и ложной мистике.



Сначала расчистили всю главу (см. фото), точнее говоря ее контур, потом стали расчищать дальше. Дальнейшая расчистка показала, что Преподобный лежит в колоде без крышки, или же крышка настолько истлела, что от нее не осталось никаких следов. Через несколько часов работы появился и стал виден для человеческого глаза весь контур колоды, и в ней святые мощи Преподобного с его честной главой в полной целости и сохранности.

Святые мощи преподобного Максима находились в правильном естественном порядке, но некоторое смещение отдельных их частей все-таки наблюдалось.



Святые мощи преподобного Максима находились в деревянной колоде, контуры которой хорошо прослеживались в виде тонкой полоски шириной около 2 см по всему контуру. Колода сохранилась на высоту около 15 см. Она была поднята вместе со святыми мощами, но ввиду ее крайней ветхости сохранить ее не удалось.

Точно также Сергей Беляев погубил колоду прп. Андроника (см. фото), покрыв её самовольно целофаном и спровоцировав плесень!!!

После этого был совершен молебен Преподобному - первый перед его открытыми святыми мощами. Во время молебна и после него расчистка и другие работы продолжались. Первый молебен совершил эконом Лавры игумен Георгий. Так было до поздней ночи. Перед уходом святые мощи Преподобного были покрыты мантией и оставлена охрана. Еще сразу после совершения молебна был обсужден вопрос - как лучше известить о случившемся радостном событии священноархимандрита Лавры Святейшего Патриарха Алексия II. Поскольку час был уже поздний и звонить было уже поздно, то решили известить утром следующего дня лично.

3 июля 1996 г. к этим данным прибавились новые ― антропологические. По благословению Святейшего Патриарха были привлечены антропологи. Осмотрев обнаруженное погребение они дали следующее заключение: 1. Обнаруженные в колоде погребение принадлежит одному человеку. 2. Погребенный - человек мужского пола. 3. Погребенный скончался в возрасте старше 80 лет. 4. Отсутствуют обстоятельства, которые с точки зрения антропологии препятствовали бы отождествить обретенную главу с главой преподобного Максима Грека.



4 июля 1996 г. (см. видео). Время - 16.00. Колокольный звон возвещает о прибытии Свято-Троицкую Сергиеву Лавру Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и священноархимандрита Лавры Алексия II. Следует краткий доклад Святейшему Патриарху о последних событиях, о том, что все готово к поднятию святых мощей, обсуждаются последние детали предстоящего торжества. Два иеромонаха выносят икону преподобного Максима. Начинается молебен преподобному Максиму Греку. Поет Лаврский хор под управлением архимандрита Матфея (Мормыля): https://expertmus.livejournal.com/55574.html

После чтения Евангелия крестный ход во главе со Святейшим Патриархом направляется к раскопу, где находятся готовые к поднятию святые мощи преподобного Максима. Они покоятся в переносной раке и покрыты монашеской мантией.



Святейший Патриарх в сопровождении еп. Орехово-Зуевского Алексия, наместника Лавры архим. Феогноста (ныне архиепископа Каширского) и других священнослужителей, в том числе настоятеля подворья Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря иером. Феоктиста, возглавил молебен преподобному Максиму Греку. При пении величания участники раскопок подняли и поднесли к краю раскопа раку с честными останками святого, затем ее приняла братия Лавры и насельники московского подворья Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря. Раку внесли в Свято-Духовскую церковь и установили на специально приготовленном месте посредине храма» (Беляев С. Обретение святых мощей преподобного Максима Грека // Журнал Московской Патриархии, 1996. № 9. С. 74-77).



В отличие от «отчета» С.А. Беляева 2007 г. в самой Троице-Сергиевой лавре утверждают, что обретение мощей прп. Максима Грека состоялось не 1 июля 1996 г. ок. 16:00, а «около полуночи 30 июня археологи почувствовали благоухание (которое ощущалось еще несколько дней после), и через некоторое время показалась честная глава преподобного Максима. Работа продолжалась почти до двух часов ночи. Во вторник 1 июля о результатах проведенных работ и об обнаружении честны́х останков преподобного Максима Грека был сделан подробный доклад Святейшему Патриарху.



24 июня 1996 г. духовник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) совершил молебен преподобному Максиму в Духовской церкви Лавры. За богослужением молились братия, воспитанники Московских Духовных школ и участники раскопок: https://www.stsl.ru/news/all/obretenie-moshchey-prepodobnogo-maksima-greka

После вмешательства Лавры Сергей Беляев вновь внёс очередные коррективы в свой «отчет» и в интервью 2016 г., к 20-летию обретения мощей, он уже утверждал, что «работы продолжались в ночь с 30 июня на 1 июля. 2 июля, когда была попытка обрести святые мощи, Святейший Алексий Второй служил в Успенском соборе Кремля (на память первого русского Патриарха Иова): я приехал, кратко доложил. Святейший назначил в тот же день аудиенцию для более подробного рассказа. В три часа в Чистом переулке я доложил обстоятельнее. Патриарх сказал, что возглавит торжества и приедет 4-го числа без пятнадцати четыре».



После обретения мощи преподобного Максима покоились первоначально в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. 9 апреля 2013 г. по благословению святейшего патриарха Кирилла (Гундяева) они были торжественно перенесены обратно в Духовской храм. Рака по проекту архит. В. А. Звёздкина установлена на месте обретения мощей преподобного (у северной стены). В настоящее время св. мощи прп. Максима Грека временно, до окончания ремонтных работ в Свято-Духовом храме, находятся в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры.

Тропарь преподобного Максима Грека, глас 8:

Заре́ю Ду́ха облиста́емь,/ вити́йствующих богому́дренно сподо́бился еси́ разуме́ния,/ неве́дением омраче́нная сердца́ челове́ков све́том благоче́стия просвеща́я,/ пресве́тел яви́лся еси́ правосла́вия свети́льник, Макси́ме преподо́бне,/ отону́дуже ре́вности ра́ди Всеви́дящаго,/ оте́чества чужд и стра́нен, Росси́йския страны́ был еси́ пресе́льник,/ страда́ния темни́ц и заточе́ния от самодержа́внаго претерпе́в,/ десни́цею Вы́шняго венча́ешися и чудоде́йствуеши пресла́вная./ И о нас хода́тай бу́ди непрело́жен,// чту́щих любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Кондак преподобного Максима Грека, глас 8:

Богодухнове́нным Писа́нием и богосло́вия пропове́данием/ неве́рствующих суему́дрие обличи́л еси́, всебога́те,/ па́че же в Правосла́вии исправля́я, на стезю́ и́стиннаго позна́ния наста́вил еси́,/ я́коже свире́ль богогла́сная, услажда́я слы́шащих ра́зумы,/ непреста́нно весели́ши, Макси́ме досточу́дне./ Сего́ ра́ди мо́лим тя: моли́ Христа́ Бо́га/ грехо́в оставле́ние низпосла́ти// ве́рою пою́щим всесвято́е твое́ успе́ние, Макси́ме, о́тче наш.

Молитва вторая преподобному Максиму Греку:

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Макси́ме, не забу́ди убо́гих свои́х до конца́, но помина́й нас во святы́х свои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до свое́, е́же сам упасл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад свои́х. Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти своя́ духо́вныя, я́ко име́я дерзнове́ние к Небе́сному Царю́, не премолчи́ за ны ко Го́споду и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас, недосто́йных у престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо и те́лом преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих, и вся́кия пре́лести бесо́вския, и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый; а́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́теля предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Ве́дуще бо тя вои́стинну и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно прейде́м от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в, возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html





#МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #rublevmuseum #МузейимениРублева #музейимениандреярублева #музейрублева #andreyrublevmuseum #Троица

© Музей Андрея Рублева

Музей имени Андрея Рублева, #музей_имени_Рублева, святыня, #музейимениандреярублева, лекторий, exclusive, #andreyrublevmuseum, #Рублева, мощи, #МузейРублева, #Троица, #rublevmuseum, #МузейимениРублева, #МузейАндреяРублева, расследование, #Музей, #музейрублева

Previous post Next post
Up