Древнейшее изображение Страшного Суда

Mar 10, 2024 23:30





A terracotta plaque in the Dumbarton Oaks Collection formerly in the Barberini Collection, Rome

#Музей имени Андрея #Рублева. В Неделю о Страшном Суде впервые публикуем с разрешения наших колллег Dumbarton Oaks древнейшее изображение Страшного Суда.

Егда́ же прiи́детъ Сы́нъ Человѣ́ческiй въ сла́вѣ Свое́й и вси́ святі́и А́нгели съ Ни́мъ, тогда́ ся́детъ на престо́лѣ сла́вы Своея́, и соберу́тся предъ Ни́мъ вси́ язы́цы: и разлучи́тъ и́хъ дру́гъ от дру́га, я́коже па́стырь разлуча́етъ о́вцы от ко́злищъ: и поста́витъ о́вцы одесну́ю Себе́, а ко́злища ошу́юю. Тогда́ рече́тъ Ца́рь су́щымъ одесну́ю Его́: прiиди́те, благослове́ннiи Отца́ Моего́, наслѣ́дуйте угото́ванное ва́мъ Ца́рствiе от сложе́нiя мíра: взалка́хся бо, и да́сте Ми́ я́сти: возжада́хся, и напои́сте Мя́: стра́ненъ бѣ́хъ, и введо́сте Мене́: на́гъ, и одѣ́ясте Мя́: бо́ленъ, и посѣти́сте Мене́: въ темни́цѣ бѣ́хъ, и прiидо́сте ко Мнѣ́ (Мф. 25, 31-46).

A Judgment Scene
Early Byzantine
4th century
16 cm (6 5/16 in.)
ceramic
BZ.1946.13

Маленький терракотовый диск из римского Музея Барберини, датируемый началом V века, содержит древнейшее изображение Страшного Суда, где дано собрание сидящих вокруг Христа апостолов. Такая интерпретация полностью подтверждается надписью VICTORIA, бегущей по краю диска над апостолами. У подножия трона Иисуса изображены кнут и таблички, напоминающие о наказании грешникам и награде праведникам, затем решетчатая ограда и, наконец, отделенные этой балюстрадой от Христа и апостолов две группы маленьких фигур, которые, войдя через две боковые двери (рисунок весьма схематичен), останавливаются перед Иисусом, приветствуют Его или поклоняются Ему, поднимая одну руку. Вместе со всеми этими деталями, занимающими нижнюю часть композиции, группа сидящих фигур обретает более четкое значение, вся сцена становится родственной императорским изображениям. Решетчатая ограда также может восходить к воспоминаниям зале римского суда.

Обычай Поздней империи требовал, чтобы только император сидел во время заседаний Сената возглавлявшихся им советов. Но сидячее положение апостолов еще вернее указывает на связь иконографии данной сцены с дворцовыми обрядами. На самом деле, христианские художники IV-V вв. учли одно исключение в протоколе заседаний, которое Константин сделал для заседаний Соборов Церкви (Евсевий. Vita Constantini, 3, 10). Из уважения к христианским епископам он оказал им высокую честь обсуждать свои дела в его присутствии, не покидая своих кресел, эта необычная практика была сохранена с тех пор преемниками Константина. При таких обстоятельствах было вполне естественным на изображениях Небесной Церкви, возглавляемой Христом, представлять Господа восседающим посреди сидящих апостолов: https://expertmus.livejournal.com/85462.html

Biblioteca Barberini, Rome by 1880;

Purchased from E. Sestieri by the dealer Joseph Brummer, June 28, 1946;

Purchased from the dealer Joseph Brummer by Dumbarton Oaks Research Library and Collection, Washington, DC, July 3, 1946;

Dumbarton Oaks Research Library and Collection, Byzantine Collection, Washington, DC

F. X. Kraus, "Die altchristliche Terracotta der Barberischen Bibliothek," Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte 6 (1892): 1-8.

S. Sande, "A Terracotta Plaque in the Dumbarton Oaks Collection," Acta ad Archaeologiam et Artium Historiam Pertinentia 15 (2001): 269-82.

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html





#МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #МузейноеЕдинство #rublevmuseum #andreyrublevmuseum

#Апокалипсис

© Музей Андрея Рублева

#музей_имени_Рублева, #Апокалипсис, #rublevmuseum, #МузейАндреяРублева, лекторий, #МузейноеЕдинство, exclusive, #andreyrublevmuseum, #Рублева, иконопись, #Музей, academy, #МузейРублева

Previous post Next post
Up