День Святого Духа. Патриарх Кирилл (Гундяев) не знает Типикон Святой Руси!

Jun 21, 2021 17:00



#Музей имени Андрея #Рублева. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины. Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его: а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14, 16-17).

Напомним, что праздничной иконой второго дня праздника Пятидесятницы, именуемого Днем Святого Духа («понедельником Св. Троицы»), является образ «Живоначальной Троицы» (см. фото), который был гениально воплощен в 1402 г. великим русским иконописцем прп. Андреем Рублевым († 17.10.1428): http://aquaviva.ru/journal/molchanie_v_kraskakh




В то же время праздничной иконой первого дня, т.е. Недели, является образ Сошествия Святого Духа. К сожалению, во многих храмах в наши дни царит полная путаница и на праздничных аналоях, в т.ч. в патриарших храмах, наблюдается совершенно обратная картина! Между тем, в древнерусском Типиконе особо подчеркнуто: «в субботу к Недели поставляем на вечерни к Троицыну дню на налое образ Сошествия Святого Духа, а в Неделю вечера на налое поставляем образ Троицы единоначальныя» (Устав 1641 г. М., 1641. Л. 88 об.-92 об.; Скабалланович М. Пятдесятница. Киев, 1916. С. 169-170).

С упразднением молитвы Святому Духу было напрочь утрачено представление о богословии чудотворной иконы «Живоначальной Троицы» письма прп. Андрея Рублева: https://expertmus.livejournal.com/175207.html




Молитва особна Святому Духу в день Святыя Троицы:

Царю Небесный, Утешителю Владыко, собезначальный, и присносущный, и купносущный, и единочестный (слав. Триодь - единосущный) Душе Отцу и Сыну; Душе истинный (Триодь - истины), сущий, благий, святый, Господствуяй и животворяй; от Отца исходяй неизреченно, и на Сыне почивай нераздельно; сыноположения и обожения умнаго и словеснаго естества приятен; настоящих и будущих благ сокровище; Душе правый, Душе Владычный, от Отеческого состава, и от Божественных и безначальных (Триодь - безпечальных) Уст Его несказанно исходяй; Соипостасное дыхание, и Премудрость, и Сило. Душе Божий и от Бога, Душе Отчий и от Отца; Душе Сыновний, Душе Христов, она за едино существо, и еже ото нуду исхождение сия за едино существо паки и неразлучное, и еже оттуде изречение и явление. Ты убо благий Владыко, Единый от Троицы Боже, истинный Боже от истиннаго Бога; разумную и чувственную тварь, вкупе создавый со Отцем и Сыном, и сию неизреченною Премудростию и Силою, и обузданием неизреченнаго промысла, паче слова окормлеваяй, и сосвязуяй, и утверждаяй и соблюдаяй; Безначальне (Триодь - безначальные), невидиме, непостижиме, недоразуменне, неизследованне, неизреченне, неисчетне, безчисленне (Триодь - безчисленносильне), всемогий Господи, первее (Триодь - первый) Отцы и Пророки различно действовавый и глаголавый и Святые Троицы тайну показавый, и неизреченное плотское смотрение открывый Единочаднаго Сына и Бога. Последи же на небеси с плотию восхождения и уставления Его (Триодь - установления), и в сей Великий и совершенный спасительный Пятидесятный Праздник; ради естественных ти даров и благодатий, якоже существенне видом огненных язык просветивый мир, и на Святых Апостолех и Ученицех седый, и твоею Благолепною силою сих оболкий, и ниспосливый (Триодь - исполнивый) паче естественных и неизреченных благодатий, по неложному обещанию Христову, их же ради всякое естество человеческое, веры слово приимше, истиннаго Богоразумия и благочестия научихомся, и твоею просветившеся неизреченною Силою и действом, Единому Богу в трех лицех, точию покланятися научихомся. Сам убо Владыко озарение отчее; живый и неизменный Образ Отчий, вкупе и сыновный непреложный образ, и печати существа и Естества Их; источниче освящения, безсмертия же и жизни, и в будущем непременном и безконечном веце. Венче, и конечное Святых восприятие, в нем же Божества вина и Источник, единый нерожденный и безначальный (Триодь - безпечальный) Отец и Бог, единочадным Сыном и Богом, всеблагих подаяние независтно и неизреченно, и паче естества действует, в настоящей и будущей жизни, приими мене грешнаго и недостойнаго моление и всех чад (Триодь - в сей час), множество моих согрешений сведый един. Помилуй мя по велицей твоей милости, и по множеству щедрот твоих беззакония моего (Триодь - моя) очисти, и омый наипаче тину согрешений моих, и надлежащую скверну страстей души моея очисти.
Едине чистый и пречистый, и всякия скверности, смрада же и страсти чистительный, очисти мя от тайных моих Господи, и от чуждых избави раба Твоего; грех юности моея, и неведения моего, и старости окаянства, не помяни. Просвети ми помраченныя мысленныя очи, и погасший светильник благодати возжег, научи ми ум мой искусом, обычаем, и действом видети (Триодь - ведети), яко есть воистину в словесном естестве Дух святый. Даруй мне Слово благосочтанное, и Силу, и высоту, и крепость. Молитвы ми чистыя и пречистыя (Триодь - простертая) приносити о людех (Триодь - о судех) твоих, и о всемирной твоей Церкви и стаде, юже твоею силой и действом кровию Единочаднаго Сына и Бога искупленную, Боголепно водрузил и составил еси. Утверди ю на камени исповедания Божества непреклонно и непоколебимо быти, адских дверей крепчайше и вышше (Триодь - ересей безместных державнейшую и вышшую), бесовских действ и крепости неприкосновенну и неуязвенну, исполнену всячески твоея крепости и благодати. Приими Царю коленопреклонения их и стенания, общыя и согласныя, и простертыя молитвы, и прилежная моления, веру и надежду, и даждь им еже к Тебе единому неуклонно взирати нощно и денно, и к иному не зрети разве Тебе Бога и Владыки, и от Тебе Единого спасения чаяти; и простив им и нам всякое прегрешение вольное и невольное, яко Бог преблагий же и всемогий, и настоящих зол премени, и присносущных благ сподоби. Молитвою (Триодь - милостию) и человеколюбием Бога Отца, и сосущнаго Его Сына, и Тебе пречистаго (Триодь - Пресвятаго) и единочестнаго Духа, единаго Триипостаснаго Божества, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва особна Святому Духу в день Пятидесятницы («Творение святейшаго патриарха Костянтинаграда Филофея: Царю небесный (греч. Βασιλεῦ Οὐράνιε), Утешителю, Владыко сбезначальный...») в эпоху прп. Андрея Рублева († 17.10. 1428) входила в третью группу молитв коленопреклонения на Троицкой вечерне. Она представляет собой творение святейшаго патриарха Костянтинаграда Филофея (Коккиноса), которое перевел с греческого митрополит Киприан.

При никоновской «справе» филофеевскую молитву Святому Духу выкинули - как не имеющую соответствия в греческой Триоди, так что она только у старообрядцев осталась. В реформированном Уставе 1682 г. все отсылки на молитву патриарха Филофея были исключены.

Ныне у православных (кроме старообрядцев и единоверцев) на Троицкой вечерне в Духов День - одна молитва Отцу и еще три Сыну (одна из них имеет явно выраженный заупокойный характер с молитвой за тех, кто страждет в аду), но НЕТ НИ ОДНОЙ МОЛИТВЫ Святому Духу!

«Третья молитва на вечерне, обращенная ко Христу, соединяется теперь с новою молитвой - к Духу Святому, впоследствии отмененной, согласно византийскому образцу, реакционною, и вообще антинациональною, деятельностью патриарха Никона» (Павел Флоренский, свящ. Троице - Сергиева Лавра и Россия. М., 1991. С. 366-384): https://expertmus.livejournal.com/174941.html



В официальном издании Санкт-Петербургской митрополии опубликовано важное интервью на эту тему с известным ученым академиком Олегом Германовичем Ульяновым. Говоря о «Троице», он отметил, что до сих пор существуют разные точки зрения, какую ипостась Пресвятой Троицы представляет каждый из трех Ангелов. По мнению академика О.Г. Ульянова, ряд деталей указывает на то, что на иконе изображены - слева направо - Отец, Дух Святой и Сын. Ученый опроверг распространенное заблуждение, что сюжет «Троицы» разработан самим иконописцем, а до него на иконах Святой Троицы всегда изображались Авраам и Сарра: «Это не "Гостеприимство Авраама и Сарры", это другой иконографический сюжет, и он бытовал ранее»: http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?id=148750




«Согласно принятой богослужебной традиции, главное лицо того или иного евангельского события обычно чествуется отдельно на следующий день, чему и посвящен в русской богослужебной практике парный с Троицыным днем праздник Сошествия Святого Духа. Развернутое толкование этой веками сокрытой тайне Церкви приводит святитель Григорий Палама в Омилии на Святую Пятидесятницу: «Те чудесные дела, которые Владыка совершил в теле, являющие, что Он, по Своей Ипостаси, Сын Единородный, на конец времен соединившийся с нами, прияли конец; (ныне) начинают совершаться те вещи, которые являют Духа Святого, Сущего согласно Своей Ипостаси - дабы мы познали, а также усвоили великую и покланяемую тайну Святыя Троицы». С наибольшей полнотой эту «тайну» воплотил образ «Живоначальной Троицы» преподобного Андрея Рублева, ставший праздничной иконой Троицына дня, в силу чего икона данного извода помещается в праздничном ряду вслед за «Вознесением» (Ульянов О.Г. О месте иконы Живоначальной Троицы в праздничном ряду русского иконостаса): https://www.academia.edu/43604812

«Как главное лицо праздника Святой Дух по праву занимает центральное место на иконе «Живоначальной Троицы», чем обусловлена особая праздничность Его одежд, украшенных «клавием». Необходимо отметить, что преподобный Андрей Рублев с особой тщательностью подошел к цветовой семантике одежд, выявляющей внутренние отношения Триипостасного Божества. Так, левый и правый ангелы, сим¬волизирующие соответственно Бога Отца и Бога Сына, изображены в одинаковых хитонах небесного цвета. В то же время сочетание синего и красного цвета присуще лишь одеждам центрального и левого ангела, то есть Святому Духу в синем гиматии и вишневом хитоне и Богу Отцу, одежды Которого окрашены в обратной последо¬вательности, а цвет одежд правого ангела разнится от центрального, в противном случае было бы допущено каноническое нарушение в духе filioque»: https://www.academia.edu/1857640/_Philoxenia_of_Abraham_the_biblical_sanctity_and_the_dogmatic_icon

«Новая иконография Святой Троицы, возникшая на Святой горе Афон на пике расцвета паламитского богословия, весьма прочно укрепилась в афонской традиции, благодаря чему даже спустя ряд столетий неизменно сохранялись наиболее характерные подробности, такие как выступающее на передний план "седалище" правого (от зрителя) ангела и форма плата перед каждым из Лиц Святой Троицы. У левого (от зрителя) ангела, олицетворяющего ипостась Бога Отца, плат всегда развернут вдоль всего края престола, у среднего ангела, олицетворяющего ипостась Святого Духа, полукружие плата словно окутывает благословляющую десницу, наконец, плат правого (от зрителя) ангела, олицетворяющего ипостась Сына, как правило, свернут в знак совершенного действия»: https://www.academia.edu/2034004/The_hesychastic_influence_of_the_Holy_Mount_Athos_on_the_features_of_the_worship_of_the_Holy_Trinity_in_the_times_of_Metropolitan_Cyprian




Живоначальная Троица. The Holy Spirit (the central angel) is present as a consoler, confirming the profound meaning of sacrificial, forgiving love. / The Trinity, 1402: https://www.academia.edu/5151862/Andrei_Rublev_1340s_1428_Painting_the_Image_of_God

Andrei Rublev (1340s-1428). The Holy Trinity. c. 1402. 142 x 114. The Trinity Cathedral in the Trinity-Sergius Lavra. The Tretyakov Gallery. Cat No. 13012.




Как пишут в комментах читатели официального Блога научного коллектива ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева», 20 июня 2021 г., на праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), который предстоятели всех поместных православных Церквей во всём мире торжественно празднуют как День рождения Церкви, патриарх Кирилл (Гундяев) напрочь проигнорировал кафедральное богослужение, ограничившись службой в маленькой церквушке (см. фото) на охраняемом ФСО «Объекте Скит» в Одинцовском районе Московской области: «В марте нынешнего года Московская патриархия сообщила о вакцинации патриарха Кирилла (Гундяева) от коронавирусной инфекции, после чего он даже провел два очных заседания Синода РПЦ МП и стал изредка совершать литургии в храме Христа Спасителя. Однако, по сведениям инсайдерских источников, никаких антител у патриарха Кирилла (Гундяева) после вакцинации так и не появилось!»: https://expertmus.livejournal.com/220547.html?thread=2422915#t2422915




Более того, даже на этой службе патриарх Кирилл (Гундяев), будучи несведущ в тринитарном богословии, благословил поместить на праздничном аналое в праздник Пятидесятницы 20.06.2021 г. не икону Сошествия Святого Духа, а образ «Живоначальной Троицы» (см. фото), что свидетельствует о его полном незнании Типикона Святой Руси!

Патриарх Кирилл (Гундяев) учит директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, что такое «обратная перспектива, когда в центре тот, кто там, где-то, а вы в стороне»: https://youtu.be/83RKBbxrhjU

image Click to view



К вящему сожалению, впервые на праздник Троицы в 2021 г. чудотворный образ «Живоначальной Троицы» письма прп. Андрея Рублева даже не был перенесен из экспозиции ГТГ в домовый Никольский храм, о чем умолчали все СМИ: https://youtu.be/LXwjoHo4Aac

Поддержите нашу команду (donate): qiwi.com/n/DUSTO467

Support our team (donate): qiwi.com/n/DUSTO467

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html

#МузейРублева #МузейАндреяРублева #АндрейРублёв #ОлегУльянов #музей_имени_Рублева #Рублев #rublevmuseum #икона #Троица






@ Музей Андрея Рублева

Музей имени Андрея Рублева, #музей_имени_Рублева, святыня, #Рублев, СМИ о ЦМиАР, #икона, лекторий, exclusive, Андроников монастырь, #Рублева, прп. Андрей Рублев († 1428), #МузейРублева, исихазм, #Троица, "Живоначальная Троица" Андрея Рублева, #rublevmuseum, Андрей Рублев, #МузейАндреяРублева, #ОлегУльянов, #АндрейРублёв, andrei rublev, иконопись, #Музей

Previous post Next post
Up