Итальянский исследователь о.Романо Скальфи в краткой истории Церкви "Я с вами до скончания века" писал: "Злосчастное разделение произошло в 1054, но христиане на Руси еще долго продолжали считать себя в общении с Римом. Впоследствии Русь, восприняв обряд от Византии, унаследовала от нее и разделение с Римом". Той же позиции придерживается профессор Oльга Лиценбергер из Саратова: "На начальном этапе развития государства взаимоотношения Руси с Римом ничем не осложнялись. Факты свидетельствуют о близких и дружелюбных отношениях русских к западноевропейцам даже в религиозной сфере: под влиянием латинской Церкви на Руси был установлен праздник 9 мая в память перенесения мощей св. Николая Мирликийского в Бари; при строительстве православных храмов велико было влияние романского стиля; в православных церквях употребляли богослужебные предметы латинского типа, широко применялись термины латинского, а не греческого происхождения; в русских молитвах упоминались святые, канонизированные только Римской Церковью и др. Упрочение позиций византийского христианства среди русичей ухудшало связи между Римом и Русью и даже способствовало возникновению вражды между народами греческого и латинского обряда. В период разделения Церквей и открытого противостояния Востока и Запада славяне, принявшие греческую веру, под влиянием своих священнослужителей вынуждены были вместе с религиозными обрядами усвоить и негативное отношение греков к западной Церкви - от умеренного запрета общения с "еретиками" до крайнего религиозного фанатизма" ("Римско-Католическая Церковь в России: история и правовое положение", Саратов, 2001).
Той же позиции придерживается профессор Oльга Лиценбергер из Саратова: "На начальном этапе развития государства взаимоотношения Руси с Римом ничем не осложнялись. Факты свидетельствуют о близких и дружелюбных отношениях русских к западноевропейцам даже в религиозной сфере: под влиянием латинской Церкви на Руси был установлен праздник 9 мая в память перенесения мощей св. Николая Мирликийского в Бари; при строительстве православных храмов велико было влияние романского стиля; в православных церквях употребляли богослужебные предметы латинского типа, широко применялись термины латинского, а не греческого происхождения; в русских молитвах упоминались святые, канонизированные только Римской Церковью и др. Упрочение позиций византийского христианства среди русичей ухудшало связи между Римом и Русью и даже способствовало возникновению вражды между народами греческого и латинского обряда. В период разделения Церквей и открытого противостояния Востока и Запада славяне, принявшие греческую веру, под влиянием своих священнослужителей вынуждены были вместе с религиозными обрядами усвоить и негативное отношение греков к западной Церкви - от умеренного запрета общения с "еретиками" до крайнего религиозного фанатизма" ("Римско-Католическая Церковь в России: история и правовое положение", Саратов, 2001).
Reply
Leave a comment