Не успели стихнуть шумные
баталии вокруг чудотворной иконы «
Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева (†1428), как вновь шедевры всемирно известного иконописца становятся предметом раздора между «старыми» и «новыми» хозяевами …
Во Владимире продолжается оживленная дискуссия о судьбе фресок прп. Андрея Рублева, «открытых» в ходе начавшейся недавно реставрации Успенского собора. За иконостасом, на столпах храма, сотрудниками ОАО «Владимирреставрация», ведущими работы, обнаружены фрагменты росписей 1189 г. и 1408 г., когда Успенский собор расписывала артель мастеров под руководством самого знаменитого живописца Древней Руси.
Несмотря на торжествующие заголовки в СМИ об открытии фресок Рублева, они стали известны специалистам еще 40 лет назад, во время реставрации собора в 1975-1982 гг. В те годы фрески решили не открывать в пространство храма, чтобы не демонтировать даже частично барочный иконостас XVIII столетия. Как оказалось, сохранность рублевских фресок, закрытых иконостасом, значительно лучше, нежели тех, что открыты взорам туристов и молящихся, а заодно и копоти от свечей и лампад. Художник-реставратор Александр Запатрин, участвовавший и в реставрации конца 1970-х гг., показывает слои сажи и копоти, осевшие на незащищенных фресках.
Работы по реставрации фресок Успенского собора, согласно госконтракту, должны завершиться до 31 октября 2016 г. С росписей XII и XV в. должны удалить копоть, плесень и посторонние наслоения, а также провести тонировку утрат. Как
сообщают местные СМИ, реставраторы не исключают возможности открыть вновь обнаруженные фрески Рублева для осмотра. Для этого необходимо некоторое изменение конфигурации иконостаса, что технически реально, но с экспертной точки зрения спорно. Не говоря уж о том, что шансов сохраниться под прикрытием у фресок явно больше: знаменитая композиция Рублева «Страшный Суд» в Успенском соборе в последние десятилетия неуклонно «тает», теряя цветовую гамму и яркость. Окончательное решение на этот счет должен вынести Федеральный Научно-методический совет Минкультуры России.
Не дожидаясь его вердикта, в публичную дискуссию на страницах СМИ вступили Владимирская епархия и Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов)
считает, что «новые» фрески Рублева людям будет достаточно увидеть на фотографиях: «Прозвучавшее предложение после реставрации убрать часть иконостаса и открыть фрески для посетителей собора - я не думаю, что это правильно. Ведь фрески можно сфотографировать и опубликовать, показать их людям таким вот образом, этого будет вполне достаточно. Но оставлять иконостас в полуразобранном виде - это будет вызывать непонятные чувства, чувство незаполненности и даже разрушенности».
Гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова, в свою очередь,
заявила: «Конечно, я понимаю епархию. Им хочется, чтобы все было красиво, величественно и гармонично. Но ведь мы имеем дело с Успенским собором, единственным храмом, где сохранилась живопись Рублева. И если бы спросили меня, то я бы сказала - открыть. Ведь у нас есть прекрасные реставраторы, которые могли бы красиво завершить иконостас. И это бы не вызвало никаких эстетических нареканий».
P.S. В Новгороде Великом завершена
оцифровка фресок Феофана Грека в храме Спаса на Ильине.
Фото: expertmus.livejournal.com
Опубликовано:
http://hraniteli-nasledia.com/articles/diskussii/vladimir-eparkhiya-i-muzey-sporyat-o-svobode-fresok-rubleva/ © Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2015.