Новая схватка РПЦ и музейщиков за наследие великого Андрея Рублева

May 04, 2015 18:48



Не успели стихнуть шумные баталии вокруг чудотворной иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева (†1428), как вновь шедевры всемирно известного иконописца становятся предметом раздора между «старыми» и «новыми» хозяевами …







Во Владимире продолжается оживленная дискуссия о судьбе фресок прп. Андрея Рублева, «открытых» в ходе начавшейся недавно реставрации Успенского собора. За иконостасом, на столпах храма, сотрудниками ОАО «Владимирреставрация», ведущими работы, обнаружены фрагменты росписей 1189 г. и 1408 г., когда Успенский собор расписывала артель мастеров под руководством самого знаменитого живописца Древней Руси.

Несмотря на торжествующие заголовки в СМИ об открытии фресок Рублева, они стали известны специалистам еще 40 лет назад, во время реставрации собора в 1975-1982 гг. В те годы фрески решили не открывать в пространство храма, чтобы не демонтировать даже частично барочный иконостас XVIII столетия. Как оказалось, сохранность рублевских фресок, закрытых иконостасом, значительно лучше, нежели тех, что открыты взорам туристов и молящихся, а заодно и копоти от свечей и лампад. Художник-реставратор Александр Запатрин, участвовавший и в реставрации конца 1970-х гг., показывает слои сажи и копоти, осевшие на незащищенных фресках.

Работы по реставрации фресок Успенского собора, согласно госконтракту, должны завершиться до 31 октября 2016 г. С росписей XII и XV в. должны удалить копоть, плесень и посторонние наслоения, а также провести тонировку утрат. Как сообщают местные СМИ, реставраторы не исключают возможности открыть вновь обнаруженные фрески Рублева для осмотра. Для этого необходимо некоторое изменение конфигурации иконостаса, что технически реально, но с экспертной точки зрения спорно. Не говоря уж о том, что шансов сохраниться под прикрытием у фресок явно больше: знаменитая композиция Рублева «Страшный Суд» в Успенском соборе в последние десятилетия неуклонно «тает», теряя цветовую гамму и яркость. Окончательное решение на этот счет должен вынести Федеральный Научно-методический совет Минкультуры России.



Не дожидаясь его вердикта, в публичную дискуссию на страницах СМИ вступили Владимирская епархия и Владимиро-Суздальский музей-заповедник.



Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) считает, что «новые» фрески Рублева людям будет достаточно увидеть на фотографиях: «Прозвучавшее предложение после реставрации убрать часть иконостаса и открыть фрески для посетителей собора - я не думаю, что это правильно. Ведь фрески можно сфотографировать и опубликовать, показать их людям таким вот образом, этого будет вполне достаточно. Но оставлять иконостас в полуразобранном виде - это будет вызывать непонятные чувства, чувство незаполненности и даже разрушенности».

Гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова, в свою очередь, заявила: «Конечно, я понимаю епархию. Им хочется, чтобы все было красиво, величественно и гармонично. Но ведь мы имеем дело с Успенским собором, единственным храмом, где сохранилась живопись Рублева. И если бы спросили меня, то я бы сказала - открыть. Ведь у нас есть прекрасные реставраторы, которые могли бы красиво завершить иконостас. И это бы не вызвало никаких эстетических нареканий».

P.S. В Новгороде Великом завершена оцифровка фресок Феофана Грека в храме Спаса на Ильине.

Фото: expertmus.livejournal.com

Опубликовано: http://hraniteli-nasledia.com/articles/diskussii/vladimir-eparkhiya-i-muzey-sporyat-o-svobode-fresok-rubleva/

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2015.


Музей имени Андрея Рублева, "Живоначальная Троица" Андрея Рублева, Андрей Рублев, расследование, andrei rublev, прп. Андрей Рублев († 1428), иконопись, фрески

Previous post Next post
Up