Кабак на кладбище, где захоронен великий Андрей Рублев (экспертное заключение)

Dec 10, 2014 20:00

«Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля» (Иез. 37, 1-2)

«Андрониково кладбище в Москве считается древнейшим. Начиная с известия о привозе в колодах героев, убитых на Куликовом поле, оно служит местом погребения ряда выдающихся государственных деятелей науки, искусства и литературы. Уже один точно установленный факт погребения на нем Андрея Рублева и Даниила Черного делают его памятником общенародного значения» (Петр Барановский. Труды, воспоминания современников. М., 1996. С. 35)

10 декабря (27 ноября ст.ст.), в праздник чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» (1169), наш Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева отмечает годовщину своего создания. Как известно, 10 декабря 1947 г. постановлением Совета Министров СССР № 3974 за подписью Председателя Совмина И. Сталина был образован «историко-архитектурный заповедник имени русского художника Андрея Рублева на территории Андроникова монастыря»: http://community.livejournal.com/rublev_museum/11117.html



Мало кто знает, что в самом Спасо-Андрониковом монастыре более 500 лет назад, 11 апреля 1476 г., на Страстной седмице случилось знамение, которое очевидцы увидели из Кремля (см. мин.), о чем сообщают Воскресенская и Никоновская летописи: «6984.  Знаменіе. Мѣсяца того же въ 11 день, въ четвертокъ Великій, бысть знаменіе въ солнци, въ 1 часъ дне: въсшедшу ему велми ясно, по нашему же зраку якоже видѣхомъ его изъ града Москвы, якоже бѣ равно взошло съ верхомъ храма Нерукотворенного Образа, иже въ монастыри Андрониковѣ, бѣ же вкругъ солнца кругъ велми великъ, якоже дуги образомъ чръвлено, и зелено, багряно и желто; далече же отъ него лучи сіяющи по сторонамъ два, единъ видимъ нами аки за святымъ Иліею иже подъ сосною, а другій якоже бы за Никитою святымъ иже за Яузою; третей же лучь высоко надъ солнцемъ, а въ томъ же крузѣ, а стояше яко межь рогъ: бѣста бо отъ него яко два рога, единъ направо, а другій налѣво, но бѣлы; повыше же того луча, иже межь рогъ тѣхъ, дуга бѣ образомъ, но верхомъ къ кругу, иже около солнца, а конци еа простерлися до среди неба, цвѣти же еа якоже въ дождь дуга бывает; видѣти же сіе было и до исхода другаго часа» (ПСРЛ. Т.VIII. С.182).

image Click to view

Увы, знаменательное правительственное постановление 1947 г. не выполнено по сию пору, ведь никакого музея-заповедника так и нет, а есть просто музей древнерусского искусства, который переживает сейчас самые нелегкие времена в своей истории из-за коррумпированного руководства, самовольно построившего частный кабак «Хлебный домъ в андрониках» прямо … на кладбище, где захоронен великий Андрея Рублев (†1428)!



В докладе на объединенном заседании сектора архитектуры и сектора живописи Института истории искусств АН СССР 11.02.1947 г. выдающийся русский архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский († 1984) призвал спасти древнейшее кладбище Андроникова монастыря: «На нем и сейчас мы можем видеть с сохранившимися надписями плиты с вязью - на могилах дипломатов и послов Ивана III в Литву и к немцам, мы знаем две могилы героев Семилетней войны, 12 могил - Отечественной войны 1812 г., основателя русского театра Волкова, известного мецената просвещения П.Демидова, 5 могил ученых и профессоров, 5 - писателей и поэтов, архитектора Старова и других лиц. Кладбище сохранило свой исключительный художественный и поэтический образ, подобно Донскому кладбищу, является важной частью всего ансамбля … Ныне на месте кладбища у алтарной стены собора устроилась база, и производится самочинная стройка гаража, недавно прекращенная по представлению органов охраны памятников» (Петр Барановский. Труды, воспоминания современников. М., 1996. С. 35). Сохранился подписанный Барановским в 1947 г. план Андроникова монастыря с детальной картографией его кладбища вплоть до участков и кладбищенских дорожек, где зачеркнуто место «самочинной стройки гаража» (см. фото).


А нынешние государственные органы охраны памятников, начиная с Мосгорнаследия во главе с Кибовским и заканчивая Министерством культуры во главе с Мединским, полностью санкционировали самовольное строительство кабака на месте кладбища напротив алтаря древнейшего в Москве Спасского собора с бесценными фресками прп. Андрея Рублева. Свидетельством тому является состряпанный мошенниками 28.10.2013 г. т.н. «Акт государственной историко-культурной экспертизы» на проект уже построенного в 2010 г. кабака (галерея-трапезная «Хлебный домъ в андрониках»), где вписаны заведомо ложные сведения, будто кабак стоит «на существующих фундаментах» «павильона, перестроенного в 1960 г. из гаража ОГПУ 1920-х гг.» - см. фото: https://img-fotki.yandex.ru/get/15514/38741235.18/0_1b8f2f_962198c3_orig.jpg

В этом т.н. «Акте государственной историко-культурной экспертизы» что ни  слово то ложь: нет никаких «существующих фундаментов» (к т.н. «Акту» даже не приложено никаких фото в доказательство!), никакого «строительства павильона в 1960 г.» не производилось (в т.н. «Акте» нет никаких ссылок на документы!), а «гаражом ОГПУ 1920-х гг.» мошенники назвали самострой 1947 г., с которым боролся Петр Дмитриевич Барановский! Таким образом, современные наследники геростратов 1940-х гг. в лице директора Музея им. Андрея Рублева Геннадия Попова и его сына Федора Рындина завершили начатую ими разрушительную работу, так что на стене их семейного кабака «Хлебный домъ в андрониках» может красоваться табличка «Начато: 1947 г. Завершено: 2010 г.»:-)

Письмом от 10.12.2013 г. Министерство культуры РФ во главе с Мединским согласовало размещение кабака (галерея-трапезная «Хлебный домъ в андрониках») на территории объекта культурного наследия федерального значения - «Ансамбль Андроникова монастыря» (Москва, Андроньевская пл., 10) - в нарушение Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который категорически запрещает проектирование и проведение хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля. Вот так бесславно заканчивается «Год культуры в России», объявленный по указу Президента России Владимира Путина № 375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры» …

См. также по данной теме:

Спасо-Андроников монастырь. Музей имени Андрея Рублева: http://www.expertmus.com/2012/03/blog-post_4713.html

Андроников монастырь - Википедия: http://expertmus.livejournal.com/20242.html

П.Д. Барановский. ПАМЯТНИКИ АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЖИЗНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ РУБЛЕВА (1947)

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его: http://expertmus.livejournal.com/51147.html

Экспертное заключение по запросу ТВ о могиле прп. Андрея Рублева

КОМУ НУЖЕН АЖИОТАЖ ВОКРУГ МОГИЛЫ ПРЕП. АНДРЕЯ РУБЛЕВА: http://www.rv.ru/content.php3?id=5978

Провокация вокруг могилы прп. Андрея Рублева

Андроников: зло в обители и пир на костях: http://expertmus.livejournal.com/58284.html

Большая ложь в маленькой обители: http://expertmus.livejournal.com/58508.html

Клевета директора ЦМиАР Г.В. Попова на П.Д. Барановского: http://expertmus.livejournal.com/25970.html

Волокита в Иваново вокруг находки мощей напомнила о скандале в Андрониковом монастыре Москвы: http://rublev-museum.livejournal.com/326653.html



В продолжение благородной борьбы Барановского за спасение Андроникова монастыря его ученик и сподвижник действительный член Академии архитектурного наследия Геннадий Яковлевич Мокеев, ученый с мировым именем, подготовил 27.10.2014 г. экспертное заключение (см. фото) о местоположении галереи-трапезной «Хлебный домъ в андрониках», которое было разослано во все уполномоченные инстанции вплоть до Правительства Российской Федерации:



Галерея-трапезная «Хлебный домъ в андрониках» незаконно построена в сентябре 2010 г. с согласия директора ФГУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» Г.В. Попова его сыном Ф.Г. Рындиным (фамилия - по матери), гендиректором ООО «Гранд Интер Гала» (ОГРН 5087746390969 ИНН 7703679090). Как сообщается в письме Департамента культурного наследия города Москвы № 16-20-403/1-1 от 05.10.2011 г., возведение частного ресторана на территории объекта культурного наследия «Ансамбль Андроникова монастыря» не согласовывалось, и Мосгорнаследием вместе  с Таганской прокуратурой в феврале 2011 г. директору ФГУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» Г.В. Попову было внесено представление (см. фото) на разборку вновь возведенного сооружения-ресторана: https://img-fotki.yandex.ru/get/15484/38741235.18/0_1b8f2b_7a98751d_orig.jpg

Указанная самовольная постройка была возведена на месте чумного кладбища конца XVIII в., заложенного по именному указу Императрицы Екатерины II на территории Спасо-Андроникова монастыря в связи с чумой 1771 г. Об этом чумном кладбище в Андрониковом монастыре см.: Сергий (Спасский), архим. Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865. С. 60), а также архивный план Спасо-Андроникова монастыря 1903 г. (ВИДА УГК ОИП, Рогожская ч., д. 15. Л. 9): https://img-fotki.yandex.ru/get/15576/38741235.18/0_1b8f2a_9b290523_orig.jpg

Границы кладбища (см. фото) обмерил межевой инженер Томкевич под руководством проф. Геодезии С.М. Соловьева. Кроме того, это кладбище в северной части Спасо-Андроникова монастыря, имевшее ограду с угловыми башнями, зафиксировано (см. фото) на архивной фотографии 1882 г. (Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. IV: Местность за Земляным городом. М., 1883, № 4): https://img-fotki.yandex.ru/get/15573/38741235.18/0_1b86ee_e1c982b6_orig.jpg

Таким образом, кабак «Хлебный домъ в андрониках», принадлежащий семье Попова-Рындина, самовольно построен на чумных костях! При закладке фундаментов самостроя глубиной свыше 1 м был обнаружен, по свидетельству очевидцев, «свинцовый гроб, который Рындин приказал тут же закопать», а также могилы и надгробия с этого чумного кладбища, ряд которых уже упоминался в архивных материалах по некрополю Спасо-Андроникова монастыря: «Головина, Прасковья Васильевна, дъвица, р. 19 октября 1735 † отъ чумы 1 октября 1763».

Проект самовольно построенной в 2010 г. галереи-трапезной «Хлебный домъ в андрониках» был разработан лишь летом 2013 г., согласно «Акту государственной историко-культурной экспертизы проектной документации» от 28.10.2013 г.: http://www.expertmus.com/2014/12/blog-post.html

В этом «Акте» содержится заведомо ложная информация, что кабак якобы «размещается на существующих фундаментах павильона, перестроенного в 1960 г. из гаража ОГПУ 1920-х гг.»?! На самом деле никаких «существующих фундаментов» при самовольном строительстве кабака на костях не найдено и какие-либо данные по ним отсутствуют!  Такая же ложная информация приведена в «Акте», что данный участок территории Спасо-Андроникова монастыря, где самовольно построен кабак, будто был предназначен «для хозяйственной деятельности», что звучит просто кощунственно по отношению к погребенным на чумном кладбище!Факт самовольного строительства на глубоких фундаментах галереи-трапезной «Хлебный домъ в андрониках» на месте чумного кладбища должен привлечь внимание всех ответственных инстанций, в первую очередь, санитарно-эпидемиологической службы города Москвы. Здесь всё непредсказуемо и опасно (споры бубонной чумы могут “ожить” и спустя сотни лет!), тем более, при таком вопиющем беззаконии и исторической безграмотности.

Г.Я. МокеевЗаведующий отделом

древнерусской архитектуры и градостроительства Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Академик Академии архитектурного наследия, член Союза писателей России




О времени появления чумной части кладбища в Спасо-Андрониковом монастыре имеются точные сведения в архивных документах: «Кладезь, ископанный руками святого Андроника, издревле был почитаем христианами и назван святым, сколько по началу своему от святого, столько и по целительной силе для пользующихся водою его с верой. Слава о нем была такова, что императрица Елисавета Петровна, утешение Русской церкви в сей период, приезжая в Москву, употребляла его воду. Наступил ужасный для Москвы 1771 год. Тогда монастыри оказали ей свои услуги: Покровский, Симонов и Данилов, из коих монахи выведены в другие обители, обращены в госпитали и карантины … В то время, как сии обители принимали еще живых, борющихся со смертию, Андроников вместе с Новоспасским и Новодевичьим, по указу императрицы Екатерины II, назначен для погребения сраженных смертию благородных и чиновных людей (Описание моровой язвы 1771 г. Изд. 1775) … Сей год, положивший конец убогим домам и погребению при церквах внутри города, упрочил Андрониковское кладбище. Он оставил по себе память в сем монастыре и по многим надгробным надписям.




Странное зрелище представлял в сие время Андроников. Толпы народа устремились к святому кладезю, издавна уважаемому самою императрицей Елисаветою, незадолго пред сим еще более прославленному. Неизвестно, сколько было таких верующих, которые возвращались от него с радостию, славя Бога. Но многие, по неисповедимой воле Промысла, уже отмеченные рукою ангела смерти, видя истощение сил своих в борьбе с мучительною болезнью, рядами добровольно ложились на лугу, имея последнее утешение веры умереть под сению священной ограды обители Спаса, и представляли оставшимся в живых зрелище Иезекиилева поля, усыпанного трупами человеческими» (Сергий (Спасский), архим. Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865. С. 60).


Для справки: первый игумен монастыря прп. Андрони́к († 1373; память - 13 июня), один из любимых учеников прп. Сергия Радонежского († 1392) и духовник прп. Андрея Рублева († 1428), был назван уже прп. Иосифом Волоцким († 1515) в его «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцех, бывших в монастырех Рустей земли» (1507) в числе наиболее чтимых русских святых (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 557-558). В Минее общей кон. XV - нач. XVI в., принадлежавшей новгородскому свт. Серапиону (Курцову), некоторое время находившемуся в ссылке в Спасо-Андрониковом монастыре, в каноне Всем святым также упоминается прп. Андроник Московский (РГБ. МДА. № 77; Леонид (Кавелин). Славянские рукописи в МДА. Вып. 2. С. 333). В современном акафисте святым преподобным Андронику и Савве упоминается «святый кладезь цельбоносныя воды, егоже ископа Андроник пречудный» (икос 9).



О святом кладезе Спасо-Андроникова монастыря, ископанном руками прп. Андроника, до последнего времени имелись лишь косвенные свидетельства: в 1788 г, например, прибыль Спасо-Андроникова монастыря «за воду от колодца» составила 17 руб. 17 коп. (Сергий (Спасский), архим. Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865. С. 57 прим.). Тем не менее, специалистам Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, продолжающим святое дело Петра Дмитриевича Барановского, удалось найти архивный план с указанным на нём святым кладезем, который впервые публикуется для широкого обозрения (см. фото). На плане землемера Спиридона Казьмина, датированном 4 августа 1785 г., с точным обозначением границ землевладения Спасо-Андроникова монастыря, святой кладезь прп. Андроника (указан красной точкой) отмечен к северу от монастырской стены, на противоположной стороне ручья Золотой Рожок, левого притока р. Яузы. Как считал Барановский, «можно без чувства особенного скептицизма принять название местности, где основан монастырь, и название самого ручья Золотой Рожок за желание духовенства, прибывшего из Царьграда, как-то привязать топонимику местности к образу Царьграда с его гаванью Золотой Рог. Это могло быть естественным возрождением традиций подобных наименований в древнерусских городах XI-XII вв. и было совершенно естественно в эпоху уже нарождавшейся идеи: Москва - третий Рим. Наконец, это было первое пристанище в Москве после долгого трудного путешествия из Константинополя с его Золотым Рогом»: http://rublev-museum.livejournal.com/1136.html




Ручей Золотой Рожок длиной 2,3 км в настоящее время заключен в трубу (см. фото), но он еще присутствует на плане Москвы 1915 г. (см. фото). Устье Золотого Рожка находится прямо под стенами Спасо-Андроникова монастыря, у короткого туннеля под главным ходом Московско-Курской железной дороги, соединяющего Новорогожскую улицу с заводом «Красный путь». Чуть южнее, вдоль современной Нижегородской улицы, проходил водораздел между бассейнами Яузы и Москвы-реки. Сопоставление двух планов 1785 г. и 1915 г. и позволяет верно судить о точном местоположении святого кладезя прп. Андроника. Именно к нему отчаянно стремились несчастные жертвы страшной московской чумы 1771 г., найдя своё упокоение на кладбище Спасо-Андроникова монастыря …




Вся эта местность была запечатлена на фотографиях 1949-1950 гг. (см. фото), сделанных с высокой насыпи Московско-Курской железной дороги, устроенной в 1868 г. в долине ручья Золотой Рожок на подступах к мосту через Яузу, из-за чего часть долины превратилась в овраг под стенами монастыря. На этих фото можно без труда различить колокольню Ивана Великого со звонницей, Константино-Еленинскую башню, Троицкую башню, Набатную и Спасскую башни Московского Кремля (изображение последней практически сливается с Угловой Арсенальной башней). Таким образом, фотографии ХХ века представляют собой обратную ретроспекцию миниатюры XVI века, запечатлевшей увиденное из Кремля знамение 1476 г. над Спасо-Андрониковым монастырем!



Судя по данным фото, храмы Спасо-Андроникова монастыря еще находятся на предварительной стадии реставрации, и верх церкви Архангела Михаила весь в лесах. Но самое удивительное, что за северной монастырской стеной  на фото 1950 г. отчетливо видна церковь-усыпальница св. мч. Евграфа рода Молчановых, возведенная в 1874 г. по проекту М.Д. Быковского на кладбище Спасо-Андроникова монастыря над могилами почетного гражданина Москвы Евграфа  Владимировича Молчанова (1808-1869) и его родных.

Кладбищенская церковь строилась и содержалась на средства Молчановых. Так, в 1909-1914 гг. ремонтные работы в церкви предпринял сын Е.В. Молчанова Анатолий Евграфович (1856-1921), видный театральный деятель. Как свидетельствуют фотографии и архивные документы, храм был выстроен из кирпича и оштукатурен; в его интерьере имелось два яруса: верхний, освященный во имя св. муч. Евграфа (день памяти 10/23 декабря), и нижний - склеп-усыпальница. Безусловно, этот интереснейший памятник мемориального церковного зодчества являлся архитектурным центром всего кладбища и органично входил в ансамбль Спасо-Андроникова монастыря.


Церковь-усыпальница св. мч. Евграфа рода Молчановых

После решения Президиума Моссовета в июле 1927 г. о реализации Москоммунхозом памятников и надгробий с кладбища Спасо-Андроникова монастыря церковь-усыпальница св. мч. Евграфа практически единственная из всего монументального ансамбля монастырского некрополя уцелела и почти не пострадала. Её долгое время использовали под склад и в спешке разобрали лишь в конце 1959 г. при подготовке к мифическому «600-летию со дня рождения Андрея Рублева»: http://expertmus.livejournal.com/146909.html

Тогда же исчезла с лица земли и могила Е.В.Молчанова, однако само место захоронения Молчановых отнюдь не затерялось в наши дни, ибо сохранился фундамент кладбищенской церкви св. мч. Евграфа, который хорошо виден у прогулочной дорожки вдоль северной стены монастыря.


Памятник князю Якову Даниловичу Бибарсову († 1833). Кладбище Спасо-Андроникова монастыря

Перед лицом надвигавшейся опасности разорения древнейшего кладбища Спасо-Андроникова монастыря Петр Дмитриевич Барановский  вместе с архитектором Д.П. Суховым уже в 1922 г. подготовил «Список надгробных памятников на кладбище Андроникова монастыря, ценных в художественно-историческом отношении», куда вошли надгробия «Трубецких (два), А.М. Булгари, П.П. Нарышкиной, князей Несвицких (три), Баратынских (четыре), Булгаковой, Толстых (три), Кикиных, Лебедева, Бибарсова, Жигарева и др.» (ЦМАМ. Ф. Р-1. Д. 120. Л. 29).



Девица графиня Анна Марковна Булгари. Скончалась 27 июля 1841 года, жила 13 лет. Кладбище Спасо-Андроникова монастыря

«... действительная камергерша Анна Дмитриевна Нарышкина, основательница храма Благовещения Пресвятой Богородицы /в Петровском парке/...похоронила свою единственную дочь - графиню Марию Булгари, а летом 1841 г. ...скончалась и ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари. Это печальное событие побудило жену камергера дать обет выстроить церковь на месте смерти девочки, о чем она и подала прошения на имя императора Николая I и святителя Филарета Московского (Дроздова)».




Памятник кн. И.Д Трубецкому († 1827) и Л.Ю. Трубецкой († 1836), с которыми был знаком А.С. Пушкин. Кладбище Спасо-Андроникова монастыря

Безусловно, самым знаменитым захоронением на кладбище Спасо-Андроникова монастыря было погребение прп. Андрея Рублева († 1428), о котором сохранилась достоверная запись в рукописном старообрядческом «Алфавите российских чудотворцев», составленном в нач. XIX в. «керженским постриженником Ионою»: «Святые же их мощи почивают в том Андроникове монастыре, под старою колокольнею, которая в недавнем времени разорена, и место сравнено с землею, яко ходити по ней людям всяким и нечистым и тем самым предадеся забвению о тех святых мощах» (ЯИХМ. Инв. № 15544 (по описанию В. В. Лукьянова, № 675). Сборник в лист, на 641 лл., написан полууставом): http://www.expertmus.com/2012/03/1730.html

Полностью опубликовано:http://rublev-museum.blogspot.com/2014/12/blog-post_10.html

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html





Tags: Русская Православная Церковь, досье, расследование, фальсификация истории

Метки: #Музей, #МузейАндреяРублева, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #музей_имени_Рублева, #протест, Музей имени Андрея Рублева, СМИ о ЦМиАР, досье, расследование
#МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #МузейноеЕдинство #rublevmuseum #andreyrublevmuseum
@ Музей Андрея Рублева

Музей имени Андрея Рублева, #протест, #музей_имени_Рублева, СМИ о ЦМиАР, #andreyrublevmuseum, Андроников монастырь, прп. Андрей Рублев († 1428), #МузейРублева, Геннадий Мокеев, Андрей Рублев, #rublevmuseum, #МузейАндреяРублева, Пётр Барановский, расследование, andrei rublev, досье, #МузейноеЕдинство, #Музей

Previous post Next post
Up