Открытие Музея им. Андрея Рублева 21 сентября 1960 г. Официальные лица у входа в Спасский собор. Крайний справа - Д.И.Арсенишвили.
Основанный 10.12. 1947 г. благодаря подвижническим усилиям корифея русской реставрации
Петра Дмитриевича Барановского наш Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева начал формироваться лишь в 1949 г., когда был назначен его первый директор - Давид Ильич Арсенишвили, основатель Театрального и Литературного музеев Тбилиси. Именно ему мы обязаны самим существованием на территории древнейшего в Москве Спасо-Андроникова монастыря знаменитого на весь мир Музея Рублева.
Д.И. Арсенишвили. 14 июня 1952 г.
Давид Арсенишвили (1905-1963) - грузин по происхождению, горячий патриот Отечества, член тбилисского бюро по охране памятников и большой знаток русской культуры. Арсенишвили «принял близко к сердцу» судьбу полуразрушенной древней обители, задачу прославления имени Андрея Рублева, спасение рассеянных временем сокровищ древнерусской культуры. Он поселился в притворе Спасского собора и начал бороться за каждую пядь Андроникова монастыря: за помещение Спасского собора, около которого временные жильцы выстроили летний душ и выгребную уборную, за древний некрополь, где они разбили футбольное поле (сейчас там нынешний глава музейной администрации Геннадий Викторович Попов и его сын Федор Геннадьевич Рындин самовольно построили свой частный кабак на костях «ХЛЕБНЫЙ ДОМЪ в андрониках»:
http://expertmus.livejournal.com/148732.html Click to view
Сначала на месте захоронения основоположника русского национального театра Федора Волкова находилась та самая «выгребная физиологическая уборная», а недавно преступная музейная администрация во главе с Г.В. Поповым устроила по соседству лжемогилу прп. Андрея Рублева прямо на чужих захоронениях:
http://expertmus.livejournal.com/56533.html Click to view
В то время как наш первый директор Давид Ильич Арсенишвили старался сделать Музей-заповедник имени русского художника Андрея Рублева самым значимым, последним и единственным в своей жизни любимым детищем. Для него, никогда не имевшего ни своего дома, ни семьи, крошечный коллектив нашего Музея стал семьей, с которой он в труднейших условиях собирал по крупицам гибнущие святыни Церкви - основную часть нынешней обширной коллекции Музея имени Рублева. Именно эти первые годы жизни Музея, полные творческих озарений, чудесных открытий, задали направление собирательской деятельности Музея Рублева. Его фонды составили исключительно церковные литургические предметы - по сути, святыни Русской Православной Церкви.
Н.А. Демина и Д.И. Арсенишвили около неотреставрированного Спасского собора. Фото 14 июня 1952 г.
Именем великого Рублева, под надежный приют стен Андроникова монасьтыря, посредством официально разрешенной музейной деятельности, в разрушительное время «хрущевских» гонений на Церковь горстка сильных духом «ревнителей Православия» собирала со всей страны драгоценные жемчужины Русского Православия. За доброе, а, тем более, святое дело, пришлось пострадать. Драматична судьба Арсенишвили - этого бескорыстного подвижника музейного дела. За год до открытия первой, им же созданной музейной экспозиции, он был незаконно уволен. Вернулся в Тбилиси, где, через непродолжительное время, скончался. Продолжатели его дела, музейщики, еще и теперь не в полной море воздали должное его светлой памяти, а главное, так и не усвоили пример его честного, беззаветного служения национальной культуре…
На основе редчайших архивных материалов научного архива ЦМиАР, куда входила вся документация по Спасо-Андроникову монастырю, а также личные архивы исследователей, занимавшихся этой древнейшей московской обителью, в свое время была издана замечательная книга Нателы Вачнадзе «Арсенишвили Д. И.: Эскизы к творческому портрету» (Тбилиси: Изд-во Тбилисск. Ун-та, 1990) о Д.И. Арсенишвили, открывавшем наш Музей имени Андрея Рублева. Как только администрацию ЦМиАР возглавил директор-разрушитель
Геннадий Попов, весь остаток тиража этой уникальной книги был помещен в общественный туалет, где пришел в полную негодность и был выброшен по личному распоряжению Г.В. Попова на мусорную свалку!
См. также по данной теме -
Православная культура сегодня: "за" и "против". Судьба музея Андрея Рублева:
http://expertmus.livejournal.com/2209.html Андрей Рублев был бы удручен:
http://expertmus.livejournal.com/744.html Клевета директора ЦМиАР Г.В. Попова на П.Д. Барановского:
http://expertmus.livejournal.com/25970.html Мравалжамиер (1980)
режиссер - Лео Бакрадзе
сценарий: Леонид Гуревич
оператор-постановщик: Кр. Вальдес, А. Шафран
Мравалжамиер в переводе с грузинского означает «многие лета». Грузин Давид Арсенишвили - энтузиаст и ценитель русской культуры посвятил свою жизнь творчеству великого русского иконописца Андрея Рублева. На свои скудные личные средства, ценой самоограничения и отказа от всяких личных благ Арсенишвили всю свою жизнь собирал по дальним деревням Сибири и Урала произведения Великого мастера. Его личными усилиями был открыт в конце 1950-х гг. Музей Рублева, которому была подарена бесценная коллекция нищего мецената. Человек необыкновенной скромности и беззаветной и бескорыстной преданности своему делу, сам Арсенишвили оставался при этом в тени...
© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2012- 2014