«Цари нам вместо Бога» (глава Русской Церкви назвал Царя Ивана Грозного святым)

Aug 21, 2013 11:30






22 января 2013 г., в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, по окончании Литургии в Успенском соборе Московского Кремля патриарх Кирилл, сослуживший вместе с католикосом-патриархом всея Грузии Илией II,  повторил свои прежние грубейшие исторические ошибки, обратившись к собравшимся со словом о свт. Филиппе: «самого великого святителя, который, стоя на месте, где мы сейчас стоим, отказался благословить царя Ивана Грозного - из-за крови, которую тот проливал. Тогда это неблагословение имело огромное значение, потому что авторитет царя во многом основывался на авторитете Церкви и веры; и если митрополит не благословлял царя, то это означало, что Церковь не поддерживает царскую власть в тех деяниях, которые не соответствовали Божиему закону. Это дорого обошлось святителю Филиппу - он был унижен, с него были сорваны архиерейские одежды, он был незаконно лишен сана и сослан в Отрочь монастырь в Твери, где, прожив несколько лет в подвале как узник, был в конце концов по приказу Ивана Грозного задушен Малютой Скуратовым. Мы вспоминаем этого святителя и по праву считаем его символом внутренней духовной свободы человека от внешних, даже самых мощных, политических и иных влияний. В его лице мы видим образ нашей Церкви, которая, оставаясь всегда с народом и поддерживая власть во благо народа, находила в себе силы либо не давать благословения, как то было при митрополите Филиппе, либо не поминать власть за богослужением, как в августе 1991 года!»: http://www.patriarchia.ru/db/text/2742278.html

Дело в том, что 19 августа 1991 г. в праздник Преображения Господня, когда развернулись драматические события вокруг ГКЧП, на патриаршей Литургии в Успенском соборе Кремля были отменены поминовения на ектении "властей" и "воинства", а вместо них были вознесены поминовения о "богохранимой стране нашей и о народе ея", что было сделано патриархом Алексием из-за сомнительности сведений об отходе от власти Президента СССР М.С. Горбачева и "настораживающего факта" создания "комитета по чрезвычайному положению" (ЖМП. № 11. М., 1991. С. 8): http://expertmus.livejournal.com/59586.html

По словам протодиакона Андрея Кураева, в тот день на патриаршую службу в Успенском соборе Кремля должны были прийти делегаты открывавшегося первого Конгресса соотечественников, в том числе потомки эмигрантов первой, "белой" волны: "И тут - ГКЧП. Когда началась служба, я подумал: неужели в конце Литургии позвучит, как обычно, многолетие "властем и воинству"? Подошел к митрополиту Кириллу, нынешнему патриарху, поделился сомнениями. Владыка мгновенно проанализировал ситуацию и направился к Святейшему... Власти и воинство упомянуты не были. Для тех, кто разбирается в нюансах церковной службы, это было четким сигналом: патриарх и Церковь не считают путчистов законной властью"…

Конечно, бывший референт патриарха Кураев не обошелся без привычного для него самопиара, да и память ему стала явно изменять, если он назвал ту службу в Успенском соборе 19 августа 1991 г. "первым патриаршим богослужением в кремлевских стенах с 1917 года" На самом деле первая Литургия в Успенском соборе была совершена Патриархом Алексием годом раньше - 23 сентября 1990 г., в Неделю пред Воздвижением: http://echo.msk.ru/blog/expertmus/936012-echo/

Вопреки неоднократным ошибочным утверждениям патриарха Кирилла митрополит Филипп, согласно историческим фактам, был извергнут из сана и выслан из Москвы по решению Освященного Собора от 4 ноября 1568 г., а вовсе не по приказу св. блгв. Царя Ивана Грозного. К тому же решения этого Собора до сих пор никто не отменял, в т.ч. при канонизации свт. Филиппа в 1660 г.!

Даже Г.П. Федотов вынужден был признать: «святому исповеднику выпало испить всю чашу горечи: быть осужденным не произволом тирана, а собором русской церкви и оклеветанным своими духовными детьми» (Федотов Г.П. Святой Филипп, митрополит Московский. М., 1991. С. 78). Как записал новгородский летописец, «Лета 7076 (1568) … на Москве, месяца ноября в 4 день, Филиппа митрополита из святительского сана свергоша … Да того же месяца, ноября 11 день, в четверток, на его места поставиша Митрополита Кирила, Сергиевского архимандрита»  (ПСРЛ. Т. 3: Новгородские летописи. СПб., 1841. С. 162).



Когда в сентябре 1569 г. царем Иваном Грозным было инициировано следствие о связях московских и новгородских изменников и их участии в свержении митрополита, свт. Филипп стал для заговорщиков опасным свидетелем, которого они успели устранить перед самым прибытием в Тверь Малюты Скуратова. Царь Иоанн Васильевич не отдавал распоряжения об убийстве Филиппа, об этом не говорит ни один русский источник XVI в.! Именно поэтому Русская Церковь уже четыре столетия прославляет митрополита Филиппа как Святителя, а не как священномученика! Когда св. блгв. Царь Иван Грозный разобрался в этой клевете, всех «пособников умерщвления» свт. Филиппа коснулась царская опала - соловецкий игумен Паисий был заточен на Валааме, архиеп. Пимен заключен в Веневский Никольский монастырь, Филофей рязанский лишен сана, а пристав Кобылин сослан в монастырь.


Несмотря на то, что Житие свт. Филиппа использовалось еще в трудах Н.М. Карамзина, полностью оно было издано лишь в 1928 г. в Париже Г.П. Федотовым, который сразу отметил, что высказывания свт. Филиппа, вложенные спустя несколько десятилетий ему в уста автором Жития, не могут претендовать на подлинность (Федотов Г. П. Святой Филипп … С. 101).

Однако комиссия митр. Ювеналия взяла именно Житие за основу своей клеветы на св. блгв. Царя Ивана Грозного, обвинив его облыжно в убийстве свт. Филиппа по своей какой-то казуистской логике, что де «не мог приближенный царя решиться на убийство церковного иерарха такого сана без высочайшего одобрения»?! Распространению столь злостной клеветы немало способствовал второбрачный протоиерей Владимир Вигилянский, который в молодые годы составлял житийные справки для богослужебных Миней, находящихся в современном употреблении РПЦ.

Помимо него, к грязному делу очернительства св. блгв. Царя Ивана Грозного оказались привлечены сектовед Александр Дворкин и режиссер Павел Лунгин, что явно попахивает неким «социальным заказом»:-) Так, доктор исторических наук Михаил Анатольевич Бабкин в своей разгромной рецензии на фильм Лунгина «Царь», в котором Дворкин по приглашению этого режиссера снялся в роли «архиерея» и выступил в качестве «эксперта по истории времен Ивана Грозного», указал огромное количество исторических ляпов и примеров непрофессионализма создателей сего пасквиля «во время просмотра меня страстно занимал вопрос: КТО (?) является консультантом картины, в которой едва ли не в каждом эпизоде - выдумки и исторические несуразности? До 3 ноября 2009 г. я не был знаком ни с одной из работ Дворкина, хотя и был наслышан о них. После же просмотра фильма «Царь» я убеждён: «сектоборец» Александр Дворкин и «его команда» распространяют среди народа России (и, очевидно, далеко за пределами нашей страны) лживые и мракобесные взгляды на историю Московской Руси. Сделанный под его «патронажем» фильм напоминает дешёвую заказуху патриархатного священства против российского царства!». Как говорится, не добавить - не убавить:-)

Впрочем, не только названным клеветникам в сущем сане и без, но и нынешнему патриарху Кириллу не лишним будет узнать беспристрастное мнение о Царе Иване Грозном его современника Митрополита Московского и всея Руси Дионисия (1581-1587), который в своём поучении во время венчания на царство Федора Ивановича (см. илл.) 31 мая 1584 г. назвал Царя Ивана Грозного … святым!



1680-е гг. Хронограф М.А. Оболенского.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 201. Рукописное собрание М.А. Оболенского. Оп. 1. № 128. Л. 1-543. Подлинник. В лист, скоропись XVII в.

Выписка:
(Л. 15 об)
«<...> Поучение митрополиче ко царю и великому князю: О Святем Дусе, господин и возлюбленный сын святыа церкве и нашего смирениа, царь и великий князь Феодор Иванович всеа Русии самодержец! Се ныне от Бога поставлен еси боговенчанный царь и великий князь правити хоругви и содержати скифетры великого царства Росийскаго и венчан еси царским венцем по благодати Святаго Духа и по милости Пресвятые Богородица и по благословению великого чюдотворца Петра митрополита Киевскаго и всеа Росии и всех святых молитвами и по благословению приснопаминаемаго святаго отца твоего царя и великаго князя Ивана Василиевича всеа Росии самодержца и по данней нам благодати от пресвятаго и животворящаго Духа
(Л. 16)
рукоположением нашего смирения со архиепископы и епискупы рускиа митропольа и со всеми священными соборы во святей соборней церкви Успения Пречистые Богородицы у чюдотворных гробов великих чюдотворцев Петра и Алексея, Ионы митрополитов всея Русии и прочих святых митрополит Рускиа митрополиа во царствующем твоем граде Москве. И ты, господине и сыну, боговенчанный и православный царь и великий князь Феодор Иванович всея Росии самодержец, имеи страх Божий в сердцы и сохрани веру греческаго закона чисту и непоколебиму и соблюди царство свое чисто и непорочно якож ныне приял еси от Бога, и люби правду и милость и суд правыи, и к послушным милостивное, ко святей ж соборней и апостольстей церкви и ко всем святым церквам имей страх божий и воздавай честь …» (см. илл.).



Чин венчания на царство царя Федора Ивановича.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 135. Государственное древлехранилище хартий и рукописей. Отд. IV. Рубрика I. № 4. Л. 1-28.
Список XVII в. без начала и конца.
Из архива Посольского приказа.
Публикации: СГГД. Ч. 2. № 51. С. 72-85.

Эти слова поучения предстоятеля Русской Церкви прозвучали по злой иронии судьбы с того самого амвона Успенского собора Кремля, где спустя четыре с лишним столетия другой глава РПЦ обвиняет св. блгв. Царя Ивана Грозного в убийстве свт. Филиппа?!

Напомним, что митрополит Дионисий был умный, образованный и красноречивый человек своего времени, за что получил название «премудрого грамматика»! Именно он присутствовал 18 марта 1584 г. при страдальческой кончине Царя Ивана Грозного, которого постриг в инока Иону: «в ту же зиму, [царь] тяжело заболел и, чувствуя близость смерти, повелел митрополиту Дионисию себя постричь [в монахи]; и нарекли имя ему Иона. На царство же Московское благословил [царь] сына своего царевича Федора Ивановича, а сыну своему меньшому царевичу Дмитрию Ивановичу повелел дать в удел град Углич со всем уездом и с доходами. Сам же отдал душу свою Богу марта в 18 день, на память святого отца нашего Кирилла Иерусалимского» (Новый летописец. ПСРЛ XIV. СПб., 1910).

При венчании на царство в 1584 г. Федора Иоанновича митрополит Дионисий впервые дал в руки Царю скипетр, ставший символом верховной царской власти: «скипетр означает жезл, коим зависящие и подчиненные, как ветви на дереве, охраняются и держатся <...> Посему быть под скипетром значит быть в зависимости, в какой находятся ветви от дерева, дети - от своего родоначальника, верующие - от Спасителя». По словам Н.М. Карамзина, «Дионисий  взял Феодора за десницу, поставил на особенном Царском месте, и вручив ему скипетр, сказал: «блюди хоругви великие России!»…«Цари  нам вместо Бога, - продолжал  Дионисий, - Господь вверяет им судьбу человеческого рода, да блюдут не только себя, но и других от зла; да спасают мир от треволнения, и да боятся серпа Небесного!» (Карамзин Н.М. История государства Российского. Том 10. Глава I. Царствование Федора Иоанновича. 1584-1598 гг.).





Безмолвным свидетелем тех далеких дней является знаменитый саккос митрополита Дионисия (см. фото), сохранившийся в Патриаршей ризнице (ныне - в собрании Оружейной палаты Кремля, инв. № ТК-2766). Этот саккос (длина 135 см, ширина подола 115 см, ширина в плечах вместе с рукавами 142 см) из белого золотного и голубого атласа с золотыми дробницами и плащиками, серебряными дробницами, с жемчугом; с 16 серебряными пуговицами и 6 медными звонками, был выполнен по указу царя Ивана Грозного и вложенный в 1583 г. в Успенский собор по царевиче Иване Ивановиче, о чем говорит шитая жемчугом на посторонниках вкладная надпись: «ПОВЕЛЕНИЕМ ГОСУДАРЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА БОЖИЮ МИЛОСТИЮ ВСЕЯ РОССИИ САМОДЕРЖЦА СДЕЛАН БЫСТЬ СЕЙ СВЯТИТЕЛЬСКИЙ САК В СВЯТУЮ СОБОРНУЮ ЦЕРКОВЬ ПРЕЧИСТЫЯ БОГОРОДИЦА ЦАРСТВИЯ МОСКОВСКОГО ПРЕОСВЯЩЕННОМУ ДИОНИСИЮ МИТРОПОЛИТУ И ПО НЕМ ПРОЧИМ МИТРОПОЛИТОМ ПО СЫНЕ ЕГО ПО БЛАГОВЕРНОМ ЦАРЕВИЧЕ КНЯЗЕ ИОАННЕ ЦАРСКОГО ЕГО УКРАШЕНИЯ И В ЗЛАТЕ И ЖЕМЧЮГЕ ЛЕТА 7091 ГОДА МАРТА В 30 ДЕНЬ».

Известно, что с этого драгоценного саккоса были … спороты некоторые драгоценные камни, жемчуг и золотые дробницы при изготовлении парадного саккоса патриарха Никона. Похоже, и с русской истории кому-то невтерпеж «спороть» её златую славу …

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.


расследование, досье, лекторий, фальсификация истории, миниатюра, ересь жидовствующих, лженаука, шитье

Previous post Next post
Up