May 18, 2009 15:53
Как вы оцениваете динамику развития услуг платного телевидения в России? Замедлится ли она в связи с кризисом? Почему?
Experteg: В докризисный период рынок платного ТВ ежегодно прибавлял по 40-45%, уверенно привлекая как отечественные, так и западные инвестиции - это позволяло считать данный сегмент стабильно растущим. Также необходимо упомянуть о значительных объемах случайных инвестиций от бизнеса, для которого Телеком никогда не был профильным направлением. Сейчас, на фоне финансовой нестабильности, когда инвесторы-старожилы стали гораздо более прагматичными, а случайные, в своем большинстве, вынуждены заниматься спасением профильных активов, поток инвестиций значительно снизился, что повлекло к существенному замедлению роста рынка платного ТВ. По моему мнению, в ближайшие год-два данный рынок в России будет показывать в среднем динамику в диапазоне 22-15%, причем, если рассматривать пессимистичный сценарий, при котором финансовый кризис продлится 2-3 года, к 2012 году не исключено и более значительное уменьшение роста данного рынка. В то же время, в ряде наиболее экономически развитых регионов страны, темп роста рынка платного ТВ останется на уровне 2008 года.
Прежде всего, уменьшение инвестиций приведет к значительному снижению темпов строительства и модернизации сетей, что заставит операторов оптимизировать имеющиеся ресурсы и зарабатывать на существующих абонентах посредством конвергентных услуг и дополнительных сервисов.
Эфирное телевидение: на ваш взгляд оно будет продолжать доминировать над платным ТВ?
Experteg: В обозримом будущем, платное ТВ по-прежнему не составит серьезной конкуренции эфирному. Причины: у эфира, гораздо более значительный охват (за исключением небольшого числа регионов, где на сегодняшний день платные сети уже охватывают более 80% домохозяйств), низкая стоимость подписки и более качественный, в сравнении с большинством платных телеканалов контент. На фоне уменьшения темпов строительства сети, сокращения доходов населения и снижения затрат на производство нишевого контента, эфирное телевидение будет чувствовать себя более чем уверено, оставаясь основным агрегатором рекламных бюджетов.
В чем сложности и основные тенденции развития кабельного ТВ в России?
Experteg: Сложности развития кабельного ТВ можно условно поделить на субъективные и объективные. К первым можно отнести слаборазвитую культуру потребления услуги - до сих пор, для большей части населения платное ТВ является исключительной опцией, не относящейся к ряду необходимых. Возрастной состав населения РФ позволяет предположить, что большая часть населения страны так или иначе, в большей степени исторически привыкла платить лишь «за антенну» и «радиоточку». В разряд объективных входят: несовершенство законодательной базы в сфере лицензирования услуг связи, лицензирования деятельности электронных СМИ, авторского права и, конечно же, неблагоприятную макроэкономическую обстановку.
В качестве основных трендов развития кабельного телевидения следует рассматривать внедрение услуг double & triple play. В нынешней ситуации, когда целевая аудитория становится всё более искушенной, преимущество будет за тем оператором, который сможет предложить абоненту максимальное количество конвергентных услуг за минимальную цену, понимая при этом, что одна (в лучшем случае) из трех предоставляемых услуг будет являться лишь драйвером продаж или инструментом лояльности. В этой связи, операторы связи, вынужденные искать дополнительные источники увеличения ARPU, также сосредоточатся на разработке и внедрении дополнительных персональных интерактивных сервисов.
Есть ли, на Ваш взгляд, сложности с контентом для ТВ в России: многие жалуются, что число каналов растет, а качественного контента не хватает. Каковы пути решения этой проблемы?
Experteg: Да, действительно. За последнее время на рынке появилось большое количество как отечественных, так и западных неэфирных телеканалов. На сегодняшний день, официально на российском рынке их представлено порядка 200, из которых половина, иностранного производства. Кроме того, сетка вещания основной массы отечественных неэфирных телеканалов более чем на 50% состоит из западного, в том числе не самого качественного контента.
Отчасти, проблема в том, что на сегодняшний день российский рынок контента нельзя назвать цивилизованным, где было бы возможно полностью защитить интересы правообладателя и последний, вынужден закладывать свои риски в конечную стоимость контента для дальнейшей дистрибуции, что существенно влияет на размеры лицензионных отчислений, тем самым провоцируя пиратство - порочный круг. Таким образом, основную массу ретранслируемого контента составляют телепрограммы «второй и третьей свежести» из западных контент-депозитариев. В то же время, необходимо отметить, что на рынке нишевых телеканалов есть вполне удачные примеры собственного отечественного производства. Для разрешения сложившейся ситуации необходимо принять меры к усовершенствованию законодательства в области прав, с дальнейшим созданием прозрачной схемы взаимодействия в цепочке правообладатель-дистрибутор-оператор. Такого рода инициативы вне сомнения отразятся на привлекательности РФ для западных мейджоров, что в свою очередь неминуемо отразится на качестве и стоимости контента.
эфирное ТВ,
cпутниковое ТВ,
pay tv,
double play,
triple play,
контент,
неэфирные каналы,
платное ТВ