Рассказ капитана Герасимова "История капитана Гузенко" (продолжение)

Aug 10, 2007 15:10


                                                           2. ГОДЫ   МОЛОДЫЕ

Яркая личность. Удивительная судьба .

Вот только несколько штрихов из его биографии.

В архивах хранятся уникальные документы. Передо мной пожелтевшее фото. В фас и  профиль. Они приколоты к делу сыскного отделения рижской полиции 20-го века.

Фамилия : Гузенко, имя: Александр Михайлович. На деле - особая пометка “Держать под строжайшим негласным надзором” Было ему тогда 22 года.

Из Милгравского мореходного училища,  а затем и из Рижского реального он был исключен за неблагонадежность. В 1906 году он попал в рижскую губернскую тюрьму за участие в забастовке докеров порта. Он был вынужден уехать на юг России - в Херсон, где он закончил мореходное училище, получив диплом штурмана.  Но не так просто было найти место штурмана на судах , и он плавал матросом, боцманом  на парусно-моторных шхунах частных владельцев. В 1911 году он опять в Риге, но полиция помнил его, как  одного из организаторов забастовки докеров и ему пришлось наняться на норвежскую шхуну с бермудским парусным вооружением ‘Эврика’  матросом. Судно брало 800 тонн груза, имело четыре мачты с косыми парусами, небольшой двигатель типа ‘Болиндер’ для входа в порты, которым управлял второй помощник капитана, и команду  из  25 человек. Шхуна уже была загружена и набирала экипаж.   В океане судно шло под парусами, и  было не плохим ‘ходоком’.  С этого судна  и начался его путь в Австралию . На парусном судне среди матросов всегда есть задиры, желающие проучить новичков, заставлять их выполнять самую грязную работу, если еще боцман этому  потворствует. Александр Михайлович был высокого роста под один метр девяносто и силенкой его бог не обидел. Молодому человеку всегда хочется кушать, а питание  студента  Гузенко было скромное. Иногда студентов училища, кто желал , из бедных семей, нанимали  грузчиками в порт, когда не хватало рабочей силы для выгрузки срочного груза.. Гузенко  брали грузчиком  на эту работу всегда. Еще в Рижском морском училище один из преподавателей - большой любитель бокса, заметил крепкого молодого парня и познакомил его с тренером боксерского клуба. Тренер сразу понял, что не смотря на высокий рост, юноша обладал не только силой,  но и хорошей реакцией, при бое не терялcя и удар у него был, как у  тяжеловеса.  После нескольких занятий ему предложили поработать спарринг-партнером  одного профессионального боксера. За это его хорошо кормили и после тренировки давали немного денег.  Боксер отрабатывал защиту и нападение на нем,  как на живой  ‘ боксерской груше’. Его лицо было частенько с синяками. Боксер готовился к бою с одним английским боксером. На победу каждого ставились букмекерские ставки. На одной из тренировок  боксер вошел в раж, и бил Гузенко без перерыва. Тренер вышел в комнату поговорить по телефону. После отдыха началось все с начала, но молодой боксер, выдержав атаку, ушел влево, подсел и с левой руки  всем телом всадил профессионалу прямо в челюсть. Профессионал рухнул и не поднялся. Нокаут был столь глубокий, что его приводили в чувство с помощью доктора.  Тренер отругал мальчишку и выгнал его с тренировок  по просьбе профессионала.  Свой бой c англичаниным тот тогда   проиграл.

На парусной- моторной шхуне  капитаном был норвежец Иогансен, и в дела старпома он не вмешивался. Старпом Кнутсен  был на половину датчанин  и с боцманом держал матросов в страхе и повиновении.  Питание было плохое, солонина ,хлеб пекли из старой муки с червяками, при выходе из Риги летом на столе у матросов не было зелени, чай не давал своего вкуса и был бледно желтого цвета.  Судовая кладовая для матросов , SLOP  CHEST, которой руководил старпом, продавала подмоченный табак, который противно было курить, матроские  сапоги  разваливались по швам после  второй носки, из книг для чтения были только несколько библий на многих языках,  как подарок миссионеров в портах. Постельное белье не менялось уже третью неделю. В команде начинался ропот и одним из главных недовольных был Александр Гузенко. Он имел диплом штурмана,  поплавал на многих судах, но такого ‘скотского’ отношения к морякам не встречал. Боцман пробовал проверить новичка и сломать его характер. Но увидел его стальные глаза и кулак, готовый ответить на его удар. Он понял, что этого матроса  опасно трогать. Боцман  однажды пробовал ударить Янека за небольшую ошибку в работе, но рядом стоящий русский сказал, что это ему, как боцману,  не положено делать, и исправил его ошибку. После этого боцман затаил на Александра злобу и ждал только момента отомстить.

капитан, рассказ, Гузенко, Герасимов

Previous post Next post
Up