1.Минтранс - вне
игры.
Очень ярко в 2010 году проявилась тенденция прошлого 2009
года - утрата Минтрансом статуса «штаба отрасли», роли центра, где принимаются
решения. Во многом действия Минтранса повторяли ошибки руководителей этого
ведомства прошлых лет; кулуарность в подготовке и принятии решений, отрыв от
реальных запросов субъектов морской индустрии, игнорирование мнения морской
общественности, очковтирательство и благодушествование. Минтранс не смог
формализовать запрос морского сообщества на перемены, предложить морскому
сообществу актуальную повестку дня для развития индустрии и заручиться
общественной поддержкой.Итог - переформатирование Министерства транспорта и связи в
декабре, утрата очевидно слабым управленцем К.Ефименко поста Министра.
Вновь созданное Министерство инфраструктуры возглавил
вице-премьер министр Б.Колесников
«… реформу Виктор Янукович обсуждал с нами
еще в штабе, до президентских выборов. Мне же он поставил задачу очень
"простую" и конкретную - транспортная инфраструктура Украины должна
быть лучшей в Восточной Европе". Б.Колесников, вице-премьер-министр - министр
инфраструктуры.
2.Административное
переформатирование власти под вопросом.
В конце 2010 года начат первый этап административной
реформы. Одной из главных заявленных целей административной реформы является
переход от отраслевой схемы организации исполнительной власти - к
функциональной схеме. Такая цель, наряду с ожидаемыми положительными
результатами реформирования, создаёт и огромные риски для дальнейшего развития
морской индустрии. Опыта функциональной организации исполнительной власти в
морской индустрии Украины нет, научных исследований в прошлые годы специально
не проводилось, методические наработки - отсутствуют. Кадровый состав среднего
и высшего управленческого звена сформирован, в основном, на базе советского
опыта отраслевого управления, где упор делается на управлении госпредприятиями.
Например, руководитель Укрморречфлота г-н С.Крыжановский в опубликованном
пресс-службой Министерства инфраструктуры сообщении, уже после начала
административной реформы, по-прежнему делает акцент на развитии
государственного сектора морской индустрии, что, очевидно противоречит
функциональному принципу управления и целям административной реформы
предложенной Президентом Украины. Тем не менее, в конце года именно г-н
С.Крыжановский назначен на должность руководителя Госслужбы морского и речного
транспорта.
- Если рассматривать задачи, которые мы должны решить в
течение 2010-2011 годов, то их можно разделить на два больших направления.
Первое - это переформатирование системы безопасности судоходства. Для этого
разработан проект «Программы совершенствования системы безопасности
судоходства, поиска, спасения и развития дноуглубительного флота». Второе -
повышение эффективности использования государственного имущества предприятиями
отрасли - С.Крыжановский, председатель Укрморречфлота в интервью журналу
«Порты Украины».
3.Законодательные изменения
для развития грузообработки в портах
Тем не менее, в этом году произошли и некоторые
положительные сдвиги. Прежде всего, 1 июня принят Закон «О внесении изменений в
Закон о транзите», который освободил от таможенного декларирования транзитные
контейнеры, перемещающиеся морским транспортом в пределах одного пункта
пропуска. Реальностью стали трансшипмент и свободная практика в портах. Такие
меры несколько сгладили падение объёмов грузообработки в морских портах
Украины.
За период января-октября 2010 года украинские порты
сократили перевалку грузов на 20%, объемы транзита - на 30%. В 2010 году ВР Украины приняла также закон об основах
взаимодействия государства с частными партнерами, что вселило некоторую надежду
на активизацию невоенного сегмента государственной морской политики. Закон
предусматривает, что государственно-частное партнерство (ГЧП) может применяться,
в том числе, в сфере строительства морских и речных портов, а также их
инфраструктуры, в области отдыха и рекреации, включая, естественно, и морскую
рекреацию.
«Следует также отметить, что в
уходящем году увенчались успехом ряд инициатив администрации государственного
предприятия «ОМТП» о внесении изменений в законодательные нормы, что позволило
начать обработку судов в режиме трансшипмента и свободной практики, создало
предпосылки для возвращения утраченных грузопотоков нефти и нефтепродуктов,
роста переработки контейнеров, увеличения судозаходов круизных лайнеров» Н.Павлюк, начальник ОМТП
4.Планы Правительства
- планы народа?
В 2010 году стала очевидной разгадка загадки о развитии на
Украине морского флота. Государство уже официально устранилось от решения этой
задачи.
В Транспортной стратегии Украины на период до 2020 года, предложенной
Правительством, отсутствовали положения о развитии торгового флота.
Положения
антикризисной программы Правительства на 2010 год также не содержат пунктов о
развитии морского торгового флота. В Программе экономических реформ на 2010 - 2014 г. «Зажиточное
общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство»
судоходство
всё же упомянуто как смежный вид деятельности в пункте, касающемся
совершенствования инфраструктуры морских портов.
Подготовка моряков отсутствует также в принятых в 2010 году
«Основных направлениях реализации государственной политики занятости на
2010-2011 годы» и, вообще, приоритет в образовании будет нацелен на
переориентацию рынка образовательных услуг на потребности рынка труда, а рынок
труда для моряков в Украине - ограничен и развитие морского флота не
планируется.
Общественный запрос на возрождение морского могущества
страны - не реализован и, очевидно, не может быть реализован государством.
«Государство просто не в состоянии организовать
свою общественную жизнь». А.Лавринович Министр юстиции Украины
5.Таможеные пробки в
портах
Письмо Государственной таможенной службы Украины от
14.09.2010 р. N 11/7-10.09/9868-ЕПВ привело к ужесточению таможенного контроля
в портах и фактическому блокированию таможенного оформления контейнеров. По утверждению
предпринимателей пропускная способность портов снизилась в разы: - «Если ранее
в день оформляли до 500 контейнеров, то сегодня речь идёт о нескольких десятках».
В результате, например, одесском порту скопилось более 9 тысяч нерастаможенных
контейнеров.
Предприниматели были готовы к забастовке и 25.09.2010 г.
вышли на митинг перед Одесской облгосдминистрацией:
- «Требование забастовочного комитета было одно - Янукович пообещал 4
часа оформление в портах перед тем, как
его выбрали Президентом. У нас есть угода подписанная Януковичем - кандидатом в
президенты. Вот 4 часа просим, мы ничего
больше не просим».
Виктор Остапенко, заместитель председателя профсоюза
таможенных брокеров и предпринимателей Одессы
В итоге, одного представителя от митингующих пригласили на
заседание, которое проводил вице-премьер Украины Николай Азаров, прибывший в
Одессу с официальным визитом. Премьер-министр принял решение: - «Начальнику одесской таможни каждый
день на стол мне среднюю продолжительность времени проверки. Два часа
договорились на каждый контейнер? Два часа чтобы эта норма выдерживалась
безукоснительно». Обстановка с таможенным оформлением контейнеров
постепенно нормализовалась.
Но, позже, затягивание таможенного оформления зерновых
грузов также отрицательно повлияло на объёмы грузоперевалки в портах.
6.Координация
транспортных систем России и Украины.
Во время VII заседания Подкомиссии по вопросам транспорта
Комитета по вопросам экономического сотрудничества Украинско-российской
межгосударственной комиссии 4 мая 2010 года в г. Брянск (Российская Федерация).
Министр транспорта и связи Украины К.Ефименко
и министр транспорта Российской Федерации И.Левитин подписали План мероприятий
по реализации Концепции интеграции транспортных систем Украины и Российской
Федерации на 2010-2013 годы. В ІІ-ІІІ квартале 2010 года планировалось подписание четырёх
базовых соглашений:
- Об обеспечении безопасности судоходства в Азовском и
Черном морях, а также в Керченском проливе;
- О взаимодействии Центров управления движением судов в
Керченском проливе и порядке прохождения судов по этому проливу;
- О порядке и условиях плавания судов по внутренним водным
путям;
- О сотрудничестве в морском и авиационном поиске и спасении
на Черном и Азовском морях.
В 2010 году было впервые заявлено, что Днепр будет открыт
для международного судоходства
Однако, планы по координации транспортных систем реализованы
не были и до конца 2010 года было подписано только одно соглашение - в
отношении поиска и спасания.
В то же время, официальная делегация Украины не приняла участие
в юбилейном 30-м заседании Координационного транспортного совещания
стран-участников СНГ, состоявшемся в ноябре в Москве. Хотя
участники 30-го заседания КТС СНГ рассмотрели проект
создания системы управления международными транспортными коридорами,
проходящими по территории государств-участников СНГ, и решили создать
Координационный комитет МТК СНГ. «Позиция Украины по отношению к СНГ должна
быть активной, и это отвечает национальным интересам» В.Ф.Янукович -
президент Украины
7. Бизнесу предложено
взять на себя разработку концепции экономических реформ.
Вице-премьер - министр социальной политики Сергей Тигипко
предложил предпринимателям взять на себя подготовку концепций реформ в
экономической и социальной сферах. Такое предложение он озвучил на встрече с членами
«Реформаторского клуба».
«Вы лучше других
знаете потребности страны, имеете успешный управленческий опыт. Мы предлагаем
применить свои знания и на государственном уровне», С.Тигипко,
вице-премьер-министр
По его мнению, не только правительство должно выступать
инициатором реформаторских начинаний, но и бизнес, и общественные организации.
Представляется, что теперь формирование политики должно стать публичным и
более-менее прозрачным. Очевидная цель, которая стоит за словами вице-премьера
- предоставить всем заинтересованным сторонам возможность самим договариваться
о путях реформирования экономики. И, тем самым, переложить на заинтересованные
стороны (бизнес, прежде всего) и затраты на разработку, и экспертное обоснование
таких преобразований.
Хоть и с большим опозданием, но это - наконец,
констатация факта невозможности реализации кулуарных, чиновничьих
"реформ" в том числе и в морской индустрии Украины.
Без всяких сомнений это - чрезвычайно важное и полезное предложение.
8.Негосударственные
программы возрождения судоходства
В 2010 году начала функционировать новая судоходная компания
по программе возрождения судоходства на Днепре, реализуемой компанией Нибулон.
26
апреля 2010 буксир «Прибужаны» с несамоходным судном NBL 015 отправился в
первый рейс до речного терминала филиала «Витово». Самый молодой грузовой флот в Украине:
86% грузового флота построено в 2009
году; все лихтера имеют двойной корпус. Полностью интегрированная корпоративная
структура: судовладение, коммерческий и технический менеджмент 68 украинских
моряков и 41 человек берегового персонала.
В целом инвестпроект компании "Нибулон" по возрождению
судоходства украинскими реками стоимостью $470 млн. предусматривает
строительство 57 несамоходных и самоходных судов, в частности 14 морских и
речных буксиров, а также 17 элеваторов, из которых 10 - речные элеваторы на
Днепре, Южном Буге и др. реках.
«Ми на конкретному прикладі показали, що ми - українська
національна компанія, великий сільгосптоваровиробник, який вирощує більше ніж
300 тис. тонн валового збору зерна, великий інвестор, що інвестує в патріотичну
інвестпрограму відродження Дніпра і Південного Бугу як транспортних артерій і
дає роботу десяткам тисяч будівельників і суднобудівників… Ми заслуговуємо на
те, щоб наша патріотична програма одержала статус національної. Заради того,
щоб це був сигнал для всього бюрократичного апарату, який безпричинно
намагається перешкодити реалізації цього інвестпроекту»,
А.А.Вадатурский- герой Украины, руководитель ООО СП Нибулон
Из-за квотирования Правительством экспорта зерновых в
ноябре
транспортировка зерновых грузов
по Днепру компанией Нибулон была прекращена. Рабочие места в морской индустрии Украины, как и в прошлом
2009 году, создавались частным сектором.
9. 2010 год - Год
моряка
По инициативе Международной морской организации 2010 год был
объявлен международным Годом моряка.
В сфере кадровой политики знаковыми для морской индустрии
Украины становятся международные события - принятие Манильских поправок к
международной конвенции о стандартах подготовки, дипломирования моряков и
несения вахты, вызвало активное обсуждение на различных конференциях и
семинарах. Тем не менее, о ратификации этих поправок в Верховной Раде речь не
шла.
Антикризисной Программой действий Правительства на 2010 год предполагалась разработка проекта закона о
присоединении к конвенции о труде в морском судоходстве, но до конца 2010 года
такой проект закона не был внесён на рассмотрение Верховной Рады.
В 2010 году были приняты новые Лицензионные условия
осуществления посреднических услуг при трудоустройстве (моряков) за границу, в
частности, пересмотрен перечень обязательных документов предоставляемых для
получения лицензии.
На 2 -й международлной конференции «Крюинг в Украине» был
поставлен вопрос о целесообразности дальнейшего сохранения в новых условиях
государственной системы дипломирования моряков в том виде, в котором она была
сформирована постановлением Правительства №83 от 2001 года. 10. Регионализация
морской политики.
Главным ньюсмейкером морской индустрии Украины в 2010 стал николаевский
регион. В частности, в 2010 году
получила своё развитие тенденция роста гражданского
самосознания членов морского сообщества, вызванная многолетней деградацией
системы государственного управления морской отраслью, неадекватностью
принимаемых властных решений общественным запросам и интересам большинства
членов морской индустрии.
Это выразилось, в частности, во взаимоотношениях
администрации НМТП и ООО «СП Нибулон», к которым было приковано внимание
отраслевых СМИ в начале года.
"
Министерство транспорта не может
предоставить грузопоток и не дает воспользоваться ни причальными стенками, ни
профессионалами"
- В.Д.Чайка. Городской голова Николаева
Кроме этого заслуживают внимания морские новости из Крыма,
которые дают возможность выделить т.н. «крымский фактор» в морской политике. В
частности,
решение о переносе грузового района Евпаторийского морского
торгового порта на озеро Донузлав было принято Правительством Крыма, несмотря на
подчинённость этого государственного предприятия Министерству в
Киеве.
Выборы в местные советы, прошедшие осенью 2010 года, как
ожидается, придадут новый импульс для дальнейшей регионализации морской
политики.
В итоге 2010 год запомнится как год окончательной утраты
иллюзий на государственную поддержку в развитии морской индустрии и оформление
общественного запроса на регионализацию морской политики с последующей
формализацией в политические требования.
2010 год также подвёл некий итог десятилетию «киевского
цикла» управления морской индустрии. До начала 2000 большинство отраслевых органов
управления были сосредоточены в Одессе, в начале 2000-х они были переведены в
Киев под предлогом повышения эффективности управления. Итог - упадок,
уменьшение доли национальной морской индустрии в ВВП страны. Знак 2010 года -
утрата доверия к решениям, кулуарно принимаемым в Киеве. На 2010 год
возлагались надежды как на год изменения отношения государства проблемам,
беспокоящим морское сообщество. Итоги год показали, что в деле реализации
морского потенциала представители морской индустрии, морское бизнес-сообщество
может рассчитывать преимущественно только на себя. В Киеве не знают, что дальше
делать с морским потенциалом. Ресурс аппаратных интриг исчерпан, а ресурс в
виде общественной поддержки и подпитки идеями со стороны экспертного сообщества
пока так и не востребован.
Так что в будущем действовать придётся локально, навязывая
повестку дня для реформирования морской индустрии с региональной точки зрения. Это - залог изменений.