На прошлой неделе в России состоялось заседание Морской коллегии. Как сообщают СМИ, вице-премьер С.Иванов в своём выступлении в сказал следующее: - «Но есть и вторая сторона медали - как навести порядок с круинговыми компаниями. Называя вещи своими именами, это вербовочные конторы, которые не имеют отношения к социальной и страховой защите российских граждан. Как рабы на иностранные галеры [отправляют российских моряков на иностранные суда], получают деньги за найм российских граждан и потом не несут никакой ответственности. Гнобить эти круинговые компании никто не собирается, но мы договорились навести порядок».
Определения типа - «вербовочные конторы», которые отправляют моряков «как рабов на иностранные галеры», конечно, очень эффектны. Для неподготовленной публики. Однако, Морская коллегия - это публика подготовленная. И даже весьма искушённая.
В таком разрезе мне непонятно, чего хотел добиться уважаемый С.Иванов такими словами перед искушённой публикой? Какую цель он ставил, предлагая «навести порядок» в сфере «крюинга»? Напугать? Тогда кого? Пока всполошились лишь моряки - на морских форумах идёт
заинтересованное, с использованием крепких выражений, обсуждение этих слов вице-премьера.
Кто забыл, могу напомнить, что осенью 2008 года в России Думой в первом чтении был принят законопроект об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта. По этому поводу я написал
заметку для Института изучения России, в которой, в частности были такие слова:
Сегодня социалистическая основа экономики - народная собственность на средства производства - ликвидирована. В капиталистической системе бывшие социалистические народные предприятия сначала стали государственными, а теперь частично приватизированы. Что касается морского транспорта, то ликвидация крупнейших социалистических пароходств, таких как, к примеру, Балтийское морское пароходство, внесла кардинальные изменения в рынок морского труда, освободив его и сделав частным делом. Сегодня гарантий трудоустройства для российских моряков со стороны государства не существует, и многие трудятся на судах, которые плавают не под флагом РФ.
…
Но вполне вероятно, что авторы законопроекта исходили совсем из других соображений. После прочтения текста законодательной мысли остаётся впечатление, что в РФ воссоздаётся советская система принудительного труда. И не свидетельствует ли такой законопроект о намерении в будущем обобществить и средства производства, иными словами, национализировать морские транспортные предприятия в России?
И теперь, если смотреть на «свежие», решительные высказывания уважаемого С.Иванова под углом зрения Устава о дисциплине работников морского транспорта, то картина выходит совсем безрадостная. С одной стороны - явно видно лишение права на труд для моряков в связи с ликвидацией государственных пароходств, а с другой - вероятны какие-то меры государственного давления на систему трудоустройства моряков за границу (которая создана, кстати, без участия государства самими моряками в ответ на социальный запрос о применении своих профессиональных навыков). Налицо - дискриминация моряков по профессиональному признаку! Вы не находите, коллеги?
Если уж и «наводить порядок», то логичнее, для начала озаботиться развитием своего флота и созданием высокооплачиваемых рабочих мест для моряков в своей стране.