Понятие «рантье» появилось несколько веков назад. Так называют человека, живущего на доход от капитала - земли, недвижимости, банковских вкладов, ценных бумаг. Как принято сейчас говорить - за счёт активов, генерирующих пассивный доход. Традиционно отношение к рантье было почтительным, хотя некоторые и высмеивали их образ жизни. Особенно отличился Оноре де Бальзак, написавший сатирическую «Монографию о рантье», где представил этот слой общества в образе безмозглых паразитов. Как писал Бальзак, сколько ни бились исследователи, так и «не могли открыть у рантье зачатков мысли».
За что критиковали рантье? За то, что пользуются жизненными благами, ведя праздный образ жизни и не создавая ничего полезного. Но критика критикой, а такой образ жизни многим казался и кажется привлекательным. А в XX-XXI веках философия рантье шагнула в массы.
Повышение жизненного уровня населения в развитых странах позволило многим делать накопления и инвестиции. Если раньше в социальный слой рантье чаще всего входили благодаря наследству, то теперь мечта об источнике пассивного дохода стала вполне осуществима и для простых людей. И тут подсуетились финансовые гуру во главе с Робертом Кийосаки, создав настоящий культ пассивного дохода. Можно сказать, новую религию.
И этот культ овладел умами миллионов лентяев, бездельников и мечтателей.
Тут надо сделать важную оговорку. В самом стремлении к пассивному доходу нет ничего предосудительного. Наоборот, создание такого источника - грамотное решение при формировании финансовой подушки и разработке личного пенсионного плана.
Проблемы начинаются тогда, когда мечты и цели сосредотачиваются исключительно на пассивном доходе, который даст возможность ничего не делать. Такого человека не привлекает карьерный рост. Он не хочет руководить бизнесом. У него нет деловых амбиций. Он бы прямо сейчас бросил работать - но пока не может. Поэтому он жаждет накопить, «наинвестировать», унаследовать или ещё каким-то образом получить капиталец, который будет давать регулярный процент, а потом послать всё к чёрту - и стать рантье.
Ну и какой в этом вред? Цель-то есть. Уж всяко лучше, чем просто плыть по течению в направлении социальной пенсии. Чем же опасна психология рантье и почему её обладатель, решивший сколотить капитал для будущей беззаботной жизни, вряд ли сможет заработать его в бизнесе?
Казалось бы, люди, стремящиеся к пассивному доходу, идут прямиком по направлению к богатству. На деле же большинство из них, даже достигнув своей цели, так и не вырвутся из тисков бедности. И вот почему:
1. У них нет той страсти к своему делу, которая позволяет добиться профессиональных высот и высокого уровня доходов. Обладатели психологии рантье живут под лозунгом «работают рабы». Если сейчас им дать в руки капитал, дающий процент, они сразу же улягутся на диван.
2. Им не нужно много денег. Парадоксально? Нет, всё логично: для большинства людей с психологией рантье важен не размер дохода, а сама возможность «не пахать». Многие мечтают «уйти на пенсию» сразу, как только пассивный доход позволит закрывать основные счета - даже если это означает весьма посредственное и довольно унылое существование.
3. Выбирая между большим активным и маленьким пассивным доходом, они предпочтут второй вариант. Из двух вариантов - «пять долларов за труд или доллар за покачивание гамаке» - у них неизменно побеждает гамак (ну или диван, это уже дело вкуса).
Разумеется, есть и богатые рантье. Чаще всего их состояние - наследственный капитал. В ряде случаев это активные и амбициозные люди, отошедшие от дел. Но особенностью современной социально-экономической системы стал массовый феномен бедных рантье. Они живут порой даже хуже, чем человек, вкалывающий «на дядю», но очень гордятся своими «независимым положением» и «финансовой свободой» (за это отдельное спасибо финансовым гуру, которые мантрами о пассивном доходе повышают самооценку своей аудитории).
Классические установки рантье, которые высмеивали Бальзак и другие критики, - презрение к труду и стремление к лёгкой жизни. Для «бедного рантье» также характерно следующее:
1. Он втайне (или открыто) завидует пенсионерам и получателям социальных пособий.
2. Мечтает о халяве или джекпоте.
3. Согласен на любой пассивный доход, позволяющий сводить концы с концами.
4. Заявляет, что богатство - это не когда много денег, а когда «хватает».
5. Презирает «лошадей» (после того, как сам добился «финансовой свободы»).
6. Если пока ещё приходится работать, ужасно страдает.
7. Уверен, что богатые не работают. Считает состоятельного человека, продолжающего трудиться, как минимум чудаком.
Ничего не напоминает? По настрою? Конечно, психологию нищеты. Эти персонажи похожи на бедных, но гордых испанских идальго эпохи дон Кихота: дворянин будет ходить в лохмотьях, ночевать под забором, голодать по трое суток, но работать… Не для того на свет красавца мама родила!
Кстати, экономика «раскулачивает» рантье с особым цинизмом. Она бьёт по ним инфляцией, отрицательными банковскими ставками, социальными потрясениями, биржевыми крахами, кризисами… Исследователи утверждают, что рантье вообще не выгодны экономической системе: отщипывая небольшой процент «на жизнь», рантье не тратит основной капитал и не вкладывает средства в бизнес. Поэтому в процессе саморегуляции экономика старается избавиться от рантье. Каждый серьёзный кризис наносит мощный удар по этому социальному слою, выбивая из колеи благоденствия. А вот подняться после этого уже могут немногие - не та психология. Не борцы.
Как же поступить, если вы услышали тревожные звоночки, свидетельствующие о том, что и вам не чужды некоторые принципы психологии рантье? Всё пропало? Зависит только от вас. Человек обладает удивительной способностью менять себя - и свою жизнь. Требуется только сильное желание, подкрепляемое действием. Как говорил Генри Форд (который, кстати, продолжал работать, когда ему перевалило за восемьдесят): «Я этого хочу. Значит, это будет».
По
материалам