Сегодня я впервые за много лет была в театре. Я чуть туда не опоздала, мы покупали машину, оформление очень длинное. Никогда не надо покупать билеты заранее!
Пьеса называлсь "Непристойность". Mестная газета ее очень расхвалила. Это про ранний двадцатый век и еврейского писателя Шломо Эша. Он написал пьесу "Бог возмездия", где дочь владельца борделя влюбилась в проститутку, там лесбиянство и антисемитизм, нашел тему, чудак. На Бродвее этото номер не прошел, всех актеров и писателя Эша в 1923 году арестовали, судили, признали виновными. A cовременная драматyргесса написала пьесу про пьесу.
Мини-театр находится в подвале здания городского театра. Проехать невозможно, пробка, паркинга нет, полиция регулирует проезд. Потом дошло, это народ ломанулся смотреть не пьесу про лесбиянок, а приехал какой-то черный музыкант, звезда хип-хопа и кантри, и все местные черные повалили валом.
У театра полным ходом шел шмон: рамки, в несколько очередей через всю площадь. Я еле нашла узкую дверь в гараж, спустилась вниз по крутой лестнице, и на подземной парковке знак: вход в театр. Места занимай какие хочешь. Mы с подругой сели в пeрвый ряд на очень неудобные стулья. Сцена располагалась от нас примерно в метре, и приходилсь всю дорогу поджимать ноги, чтобы не мешать актерам скакать во время действия. Мне даже дали какую-то трость подержать.
Что вам сказать? Театр Колумба отдыхает. Помните сериал "Секс и город"? Там у Саманты был бойфренд, молодой актер. Он играл в унылой пьесе при пустом зале. Там двое фермеров ноют про какую-то пропавшую молодость и урожай, а под конец выходит красавец-бойфренд, скидывает штаны и голым произносит монолог лицом к залу. Как только пьесе была обеспечена нужная реклама, народ повалил валом. Вот и тут точно также. Все последующие выступления Непристойности раскуплены.
Спектакль страшно затянут и оставляет впечатление клубной самодеятельности. Я мало что поняла. Действие происходит рывками, тут вроде бы сам Шломо Эш, а вот его герои, потом рывок "blink of time" каждые пять минут, и они уже кто-то еще и где-то еще. То они в Варшаве, то они в Берлине, а потом в Нью Ёрке, то они муж и жена, то две девушки целуются, то он полицейский, то он раввин, не уследишь. Актеров мало, они исполняют несколько ролей, их зовут то так, то эдак, они то там, то сям, и общую нить повествования я стала понимать уже к концу.
Действие переходит с идиша на английский, и на английский с акцентом, симулируя иммигрантские языковые трудности. Пояснительные надписи на заднике кирпичной стены идут на англисйком и иврите, причем очень быстро, что тоже не облегчает понимания.
Актеры, естественно, играют без грима, но в разных нарядах. Бедолагам-актерам, особенно мужчинам, пришлось носить костюмы-тройки, драповые пальто и даже меховую шубу - в нашей-то жаре. Они всю пьесу обливались потом.
Изобразительный язык театра страшно устарел. Зачем так орать, скакать и размахивать свитками торы? Завывания, вопли-сопли, заламывания рук, и мелодекламация на выжимку слезы оставляют ощущение неловкости. Ходульная жестикуляция и топот каблуками по сцене раздражают. На таком близком расстоянии (всего три ряда стульев в зальчике) надо бы играть по-другому.
Опять же евреи, значит, обязательно холокост. Я больше не могу смотреть на евреев с желтыми звездами, скорбно качающимися на сцене под слезную музыку. Уже было миллион раз, найдите другой образ! Слабо показать фотографии заложников 7 oктября?
По ходу пьесы из рукавов действующих лиц сыпется мелкий песок, символизирующий то ли пепел, то ли течение времени, и актер со шваброй его подметает.
А в чем же Непристойность? Ну да, там все целуются со всеми. Сначала девушка с парнем, типа, писатель с женой, потом эта девушка становится персонажем пьесы и целуется с другой девушкой, причем с ней она целуется и милуется чистого времени почти полчаса. Потом действие переностится в Берлин конца двадцатых, и там уже целуются не только юные женщины, но и мужчины-актеры, все с всеми, и молодые, и старые, вразнобой и синхронно. Весьма странно и неаппетитно. Это ж театр, условное искусство, зачем два дядьки реально впиваются друг в друга, словно хотят загрызть?
Всю пьесу две влюбленные девушки мечтали о дожде, и в финале их мечта сбылась. С потолка хлынула вода, и две актрисы плескались и целовались в мокрой одежде. Конец! Под аплодисменты им выдали полотенца.
Лучшее в спектакле - музыка. На сцене пристутствали и играли актеры-музыканты: аккордеон, скрипка и кларнет. Живая музыка держала этот странный спектакль. Актеры есть очень молодые, скрипач вообще школьник. Актрисы, худая брюнетка и полненькая блондинка, вполне хороши. Блеснули девушки музыкальным номером, когда, перевоплотившись, пели как сестры Бери, и очень хорошо пели!
Наш раввин принимал творческое участие в спектакле: в программе он числится как драматург. Он написал по этому спектаклю несколько статей в местной прессе. Раввин читал актерам лекцию по существу и о культурном контексте, и учил произносить сложные русские слова Манька и Галина, она же Рифка. Манька актерам не давалась. Получается, что Рифка обьяснялась в любви к манной каше.
В общем, тяжела профессия актера. Надо ходить в шубе в жару, целоваться с кем режиссер скажет, скакать и орать два часа без продыху, а потом тебя еще обольют холодной водой, а ты делай вид, что тебе приятно.
К сожалению, фотографировать спектакль было строго запрещено, а жаль. Фото из местной газеты.
ПС в воскресенье после дневного показа раввин общался со зрительской аудиторией, не просто как раввин, а как профессор истории. Естественно, все билеты на этот спектакль были раскуплены, а я как раз туда хотела.