Доползли до Монреаля, французского озаиса.
Город серый, бетонный, мрачный, здания в потеках от снега, как во всех северных городах. Дороги в состоянии разрытия. Котолованы вместо хайвеев, недостроенные бетонные этакады, пылюка и грязища. Блестящая стальная река, ветер и тучи. Нет, не за этим мы ехали. Как бы поскорее убраться в центр, в старый город, где красота и псевдо-Франция.
Я жутко переживала насчет отеля. Почему-то мест в этот раз почти не было, цены взбесились, и за неделю до отьезда я чудом нашла недорогой отель Фарбург (Farbourg) в центре города. Обжегшись на горе Тремблан, я воображала себе ужасы грязной клоповной дыры в чайнатауне.
Отзывы были средние, но выбирать не приходилось. Я не понимаю, как можно оценить отель по отзывам. Они везде абсолютно одинаковые, будто пишутся по шаблону. В большинстве своем люди неприхотливы, и им в ночлежке для бездомных будет четыре звезды. В любом распрекраснейшем отеле кого-то обязательно покусают клопы, у кого-то проблемы с резервированием закончатся скандалом. Одна звезда вам, получайте! Никакой информации извлечь из этих отзывов нельзя.
Отель оказался двенадцатиэтажной башней на бульваре Рене Левеск, прямо напротив ворот в чайнатаун, это самый что ни на есть центр. Парковка в гараже прямо под отелем за очень умеренную цену. Сначала мне выдали ключ от комнаты на четвертом этаже, но я попросила, и нас перевели на восьмой. Отель, конечно, староватый, пошарпанный, не очень свежий, но положительные стороны изумили. Комната оказалсь огромных размеров. Я никогда раньше в отелях не видела таких исполинских комнат. В номере большая кухня, с раковиной, прилавком, шкафчиками, микровейвом и здоровым холодильником. Правда, тарелки и вилки для кухни надо было получать у служащих, видимо, их воровали. Кровати очень удобные, и даже подушки неплохие. Большая ванная. Кондиционер работал, как зверь. И что самое ценное - можно было слегка открыть окно, впустив свежий воздух.
Первым делом, пока погода была прохладная, мы пошли в Ботанический сад. В Монреале самый лучший из виденных мной ботанических садов. Во всех городах америки и европы я бегу в сад, но монреальский - лучший. Там, конечно, относительный север, и нет такого богатства растений. Но по изяществу, по планировке, по цветовым сочетаниям растений, по художественному исполнению - этому саду нет равных. Наверное, волшебство в том, что Единый Архитектор самого главного Hебесного Cада во сне нашептал монреальскому садовнику.
Мы надолго задержались в уголке сада, где цветут пионы и лилии, и пруд, и ручей среди камней. У нас пионы с лилиями не встречаются, а в более холодном климате процессы замедлены. Я вдруг уснула сидя на лавке под деревом, в прохладе, под бульканье ручья. Это райский уголок.
В Монреальском саду есть то, чего нет и быть не может ни в одном американском саду: садик токсичных растений. Туда попали: картофель, хелеборус, наперстянка, юфорбия, хемлок (по русски не знаю, что это такое), рицин (клещевина), горящий куст и крапива. Отдельно красуется гигиантский борщевик выше человеческого роста. Под табличкой "опасность" растет холеный здоровенный куст пойзон айви, Рус токсикодендрон, ядовитый плющ. В природе он не бывает такой огормный и такой ухоженный.
Знаменитая анатомически верная скульптура про любовь стоит на своем месте в саду. Там всегда толпа фотографирующихся.
Для школьников есть огород где они тренируются выращивать овощи. А вот глядите, есть садик для стариков, "Jardin-Age"! Это высокие ящики, поднятые примерно до пояса, чтобы не нагибаться. Хочу такой себе в огород.
Розарий в саду отличный, хотя розы все мелкие, северные. Но нелепая бандура олимпийского стадиона очень портит любое фото.
Столовая в ботаническом саду дешевая, по качеству это прекрасный ресторан французской кухни.
После сада на убере - в старый город.
Собор Нотр дам но не Пари стоит на своем местe и прекрасно выглядит, музыканты поют, народ веселится в кафе, много очень красивой молодежи. Монреаль - чемпион мира по количеству красивых девушек.
В "Сюзетт" по прежнему обалденные блинчики, не пропустите.
На следующий день в Монреале разразилась страшная жара. Ходить по городу было нельзя. Вместо того, чтобы спрятаться в музей, мы выбрали самый неудачный вариант - поездка на кораблике. Привет, река св Лаврентия. Народу на кораблике было столько, что я не понимаю, как мы все туда влезли. Кораблик отплыл. Солнце жарит, деваться некуда, кругом железо. Я спряталась в салоне, с трудом найдя свoбoдный стул. Мест не было, пришлось притиснуться к большой патриархальной латиноамериканской семье из трех поколений. Семья была загляденье, с них бы картинки для учебника счастливой жизни рисовать, но я была там явно лишная. В итоге я залезла под какой-то канат на палубе, где табличка "не входить", там был тeнек, и там я перетерпела жару.
Совершенно случайно мы встретили в Монреале знакомых, которые поступили гораздо умнее - пошли в музей. И там мы узнали, что в данный момент в Монреале проходит огромный джазовый фестиваль, приуроченный ко дню Канады. Вот откуда миллион людей, трудности в гостинице, молодежь с музыкальными инструментами и толпы на улицах. Мы совершенно случайно приехали, хотя не стремились. Если бы знали - не поехали бы точно.
Я не люблю джаз, и не люблю громкую музыку, но люди на улицах - это мое, это радует. Людей был примерно миллион в огороженной для этого площади. На самой площади из земли бьют фонаны и фонтанчики, вот где надо было днем охлаждаться. Вечер мы провели на фестивале, и так удачно, что встретили знакомых!
Я, конечно, от жизни отстала, и думала себе, что на джазовом фестивале играют джазовую музыку. Но не надо быть педантом. Чего только не увидишь на огромных экранах! Черный, голый до пояса, облитый потом татурированный человек в фуражке и черных очечках "двустволка" орал энергично, но немузыкально - и кто скажет что это не джаз? Ковбойский ансамбль реднеков с заунывным блюзом, где фигурирют трак, дог, флаг, лав, ган, коп и джейл (пистолет, полицейский и тюрьма) - тоже сойдет. Главное - это радость от общения, да я за это вполне готова выдерживать ансамбль нетрезвых реднеков с гитарами.
Есть мы ходили в чайнатаун, через улицу. Растерявшись от изобилия, мы два дня ходили в одно и то же место, называется NuDo. Там молодой человек вручную делает лапшу, ее сразу же подают с супом. Совершенно гипнотический процесс!
Гостиница наша оказалсь в пяти минутах от фестиваля, рядом с торговым центром Desjardins. Страна северная, и многое упрятано под землю, у торогового центра большой подземный этаж. Думаю, там есть еще какие-то переходы, мы просто не все нашли. Какое в Дежарданс шоу фонтанов на первом этаже торгового центра, раз в час, под Бетховена! А какой там фуд корт! Штатам еще расти и расти до вкусной и здоровой пищи для масс.
На следующее утро жара усилилась, и мы поехали домой. Ничего себе север! Оказалось, что в этой жаре в Квебеке погибло то ли тридцать, то ли пятьдесят человек.
Хотя, а север ли Монреаль? Фиговое дерево в открытом грунте, виноградники повсюду, новогвинейские инмпейшентс на клумбах, черепашки в речке перезимовывают, красные попугайчики кардинальчики летают, как у нас. Минуточку, давайте залезем в гугл! Ха! Монреаль находится на 45 градусах северной широты, те абсолютно там же, где Милан и Венеция. Монреаль на десять градусов южнее Москвы, на пять - южнее Киева, и южнее Парижа, Одессы и Ростова-на-Дону. Вашингтон находится на 38 градусе, для сравнения, и там дикая жара. Конечно, Европа теплее Северной Америки, там Гольфстрим, и в Канаде на широте Москвы - льды Лабрадора, но солнечные лучи вполне до Монреаля доходят. Монреаль - это не только иллюзия Франции, это иллюзия Севера.
Таможня на Мосту "Тысяча осторовов" и беспошлинный магазин стоит посетить. Там достаточно дешево, а уж туалет в канадской глуши - позавидуют Версальские дворцы. Все в мраморе, цветном стекле и лепнине. Не понимаю, что вдруг пришло в голову творцам общественного туалета и что это за схема отмыва денег.
На этом все про путешествие в Канаду.