С тех пор, как я занимаюсь в основном преподаванием, не перестаю изумляться, как быстро я вижу результаты своего труда. Раз - принимаю класс, полный девственно чистых юных умов. Два - через год озабоченная студентка бегает по госпиталю в белом халате, на шее стетоскоп, карманы набиты справочниками. Три: через четыре года они настоящие врачи, начинающие резидентуру.
Когда я сравниваю преподавание с отчаянно трудоемким научным процессом, то становится мучительно больно за вырванные из жизни годы. Как-то я провела три не самых худших года моей жизни, ставя вестерн блотс. Три года, когда я была еще вполне молодая и достаточно подвижная, я, как идиотка, гоняла гель и проявляла пленки - и ничего, абсолютно ничего в результате не вышло, даже публикации не было. Три года, даже не помню какие именно, псу под хвост. А сколько же вложено моего и студентов труда!
А погоня за грантами - это же абсурд! Последние годы я не делала ничего руками, я только писала гранты, чтобы добыть денег. Я так привыкла к бессмысленной борьбе, что вывалившись из беличьего колеса, не понимала, как же двигаться дальше. Но оказывается, можно жить не под ярмом. Удивлению моему нет предела, когда я оглядываюсь на свою жизнь и поражаюсь: как это я провела самые плодотворные годы своей жизни за таким мучительным, трудоемким и бесплодным занятием!
Никогда я больше не хочу заниматься наукой, по крайней мере, такой наукой, которая "деньги давай". Моей жизни и моих сил на это не хватило. Науку делают большие коллективы, а один в поле обязательно выйдет из игры раньше или позже. Преподавание - это instant gratification, посеял - взошло. Результат виден практически моментально, потому что чужие дети растут быстро.