Раз уж мы отстояли очередь, то пойдем в Сен Шапель и Консьержери. Мы почти что решили туда не ходить, потому что одурели от соборов, которые стали нам казаться все на одно лицо. Как же мы могли так ошибаться! Если что-то в Париже нельзя пропустить, то это Сен Шапель.
Сначала - Консьержери.
Коньержери - тюрьма в замке, бывшем когда-то королевской резиденцией. Из Консьержери Марию Антуанетту отвезли на казнь на площадь Согласия. А потом и сами революционеры не сносили своих горячих голов. Видно, что это древняя крепость, и Зал Охраны сохранился еще со средневековых времен.
Стены там толстенные, как положено древней крепости (моя сумка для масштаба).
Вот внутренний двор Консьержери.
Заключенных содержали, как скот. Простым людям полагалась только солома на полу. Но за дополнительные деньги можно было прикупить удобства, как, например, матрас или свечку. Из Консьережери увозили как правило, на гильотину, и новые постояльцы платили по новой.
Королева Мария Антуанетта сидела в одиночной камере, которую охраняли два солдата.
Вот камера подготовки к казни. Перед казнью палач состригал волосы на затылке и разрывал воротник рубашки. Там же у них отбирали последние личные вещи. Революционный террор приносил неплохой доход палачам.
На стене висит список из 2780 имен, приговоренных к смерти на гильотоне во время Революции. И это только в Париже.
Имена короля и королевы (вдова короля, согласно табличке) соседствуют с именами обычных людей. Еще можно понять, что революции не нужны нотариусы, оружейники, адвокаты, военные, полицейские, старухи благородного происхождения, естественно, судьи не нужны революционной законности. Но в списке рядом с королем - мельник и слесарь. Эх, бедняги.
Там же имена палачей - Робеспьера и Дантона. Все они оказались на одной мемориальной доске. Революция сожрала своих детей: так им и надо.
Вот он, Робеспьер, человек прогрессивных идей и отьявленный душегуб. Это он создал лозунг "Свобода. Равенство. Братство".
В восемнадцатом -девятнадцатом веке французы пролили реки крови, своей и чужой. Этого им достаточно, они больше не хотят ни с кем воевать.
Уйдем отсюда посмотреть на красивое. Надо сначала Консьержери, а потом Сен Шапель, иначе будет слишком дeпрессивно.
Если посмотреть один-единственный собор во всем Париже, это должен быть Сен Шапель. Собор маленький и немыслимо древний, посторенный еще в тринадцатом веке при Людовике Святом. Сен Шапель уникален. Это воплощение легкого духа Европы. Мощь и слава может быть ослепительно изящной.
В Сен Шапель два этажа, что необычно для собора. Нижний этаж чрезвычайно нарядный.
Вот сам Людовик Святой, правда, без рук. При свете вспышки видно, что яркие краски нуждаются в реставрации.
По винтовой лестнице лезем вверх. Там вообще-то толпы, это я поймала момент, когда никого не было. И лестница крутая.
Верняя часовня целиком из витражного стекла. Витражи древние, тринадцатый - пятнадцатый век. Их так много, и часовня такая узкая и высокая, что разглядеть конкретные сюжеты невозможно. Тебя окружает позолота и разноцветный свет.
Такое ощущение,что ты попал внутрь гигиантского, очень плотно набитого калейдоскопа. В солнечный день часовня переливается, как сундук с драгоценностями.
Мы были во время жуткого ливня.Фоточки получились не очень...
В верхней часовне идут постоянные экскурсии, эксурсовод выглядит очень артиситично, но все на французском языке. Множество резных статуй и фигурок, очень милых, но чтобы все это разглядеть, нужно там навеки поселиться. Вот что удалось захватить моим дряным фотоаппаратом.
На улицах постоянно встречаешь лица, сошедшие с картин и скульптур. Эту раздражительную даму я встречала неоднократно, и два хитреца-близнеца ходят по улице, правда, в единственном экземпляре. Повяжите ему шарфик на шею и воткните в уши айфон - типичный француз в метро. Так странно, что столетиями и даже тысячелетиями люди носят одни и те же лица .
Продолжение следует ( а может, не следует? Нужно еще, или хватит постов про Париж?)