А где наш большой белый слон?
Мы вернулись с другой планеты, то бишь с индийской свадьбы - выходила замуж моя бывшая студентка.
Там дальше очень много плохих фотографий, сделанных издалека, в толпе индийских родственников.
Кошмар, сколько лет прошло с того дня, когда ко мне подвели этого ребенка с глазками перепуганной лани - "нет ли места девочке?" Я ошибалась - это глазки не лани, а инопланетянки, теперь-то это я поняла, но за это время она и медскул закончила, и уехала в резидентуру в Большой Город.
Девочка всегда была такая нежная, такая деликатная - индусы обычно напористые, а эта - дивный цветочек. Когда у нее сумку украли, там было пятьдесят долларов и кредитки, она вздохнула и сказала: "наверное, ему эти деньги нужнее, чем мне". Да, так вот такая деликатность могла стать только педиатром - она поискала себя, и теперь действительно педиатр. Жених ее финансист, встретились в Большом Городе.
Да, вот. Сначала пришло по почте приглашение - ярчайшее розово-голубое, с блестками, золотом и павлиньим пером. Обожаю и сохраню!
Боже, приспичило им жениться в такую жару - плюс тридцать пять и влажность стопроцентная, дышать невозможно. Я обошла все магазины, купила единственное хлопчатобумажное платье, что на меня налезло, на два размера больше, но в жару это оказалось преимуществом.
Свадьба продолжалась два дня, и состоялась в индийском храме.
Кто бы мог подумать, что у нас есть индуистский храм? Значит так. Выезжаете на окраину, пилите под мостом через промзону. Kругом разрытие, колдобины, ржавчина, свалка и подьемные краны, перемежающиеся с арахисовыми полями. Главное - заметить боковую дорожку и свернуть, это дорога в другое измерение. Через крокетные поля подьезжаем к строению - оно и есть храм.
Первый день - родители невесты устраивают нечто под названием "Раaс Гарба". На приглашении было назначено "начало в семь". Мы приехали в повосьмого - и были одними из первых. На самом деле надо было приехать в девять. Нет, не быть Индии великой державой с такой необязательностью.
У индусов нет никакой организации, все бродят себе в произвольных направлениях, а что-то происходит вдали само собой. Хотя есть програмка, никто никого никуда не зовет в едином порядке. Самоорганизуются неторопливо, да и ладно.
Мы как-то упустили из виду, что в индуистском храме нельзя ходить в обуви. Хотя свадьба была в зале, где можно и обуви, в храм надо босиком. Bопрос парадной обуви у индусов неактуален.
Пока мы мыкались по зданию - зашли в святилище (босиком). Там божества выстроились на помосте. Они молятся куклам!
Имена у богов непроизносимые. Этих богов бесконечное количество, причем разные боги являются одним и тем же богом, а каждый отдельный - воплощением какой-то черты еще какого-то бога, в зависимости от местного колорита.
Богу Ганеше поднесли приглажение на свадьбу.
Запомнила, что эта симпатичная влюбленная парочка - на самом деле бог Радха Кришна, котрый един. Оказалось, одежки богам меняют в зависимости от праздника.
Мы были почти единственными людьми в западном наряде. Толпы из сотен родственников - женщины все в сари, мужчины в пижамках. Цыганщина, но люди любезные и вежливые. Ужасно понравилась радостная блестячая пестрятина - несочетаемое прекрасно сочетается!
Я разглядела, как устороены сари. Там масса кнопочек, крючочков и заколочек, поэтому ничего не падает и ткань струится в художественном беспорядке. И обязательно кусок голой спинки.
Индусы - красивый народ, но красива в основном молодежь. Девушки сказочно прекрасны, но быстро портятся. После тридцати - женщины уже катастрофически не те.
Когда гости собрались, все пошли в столовую. Еда была так себе, при этом строго вегетерианская и никакого алкоголя. Вообще вся индийская еда выглядит, как бурая кашица. Может оказаться гадость, может - вкусно, но вид один и тот же. Я осторжно выбрала себе рис с какой-то массой, a муж радостно поедал острейшие перцы. Женщины в сари ужаснулись: мы такое не едим, нам слишком остро!
Наконец, вывели молодых и на стульчики посадили среди зала.
Вот какой риcунок хной на ладонях невесты.
Перед ними устроили танцы в исполнении родственников невесты и жениха.
Нет, где еще такое увидишь?? Вот танец с палками, это так быстро, что и ухватить трудно.
Потом - вполне американская викторина с ведущим типа "Игры для молодоженов": кто аккуратнее водит машину? кто лучше готовит? кто больший неряха? Ведущий говорил по-английски, чтобы все гости понимали.
Потом - опять танцевальные номера перед женихом и невестой.
И вот - гвоздь программы. Ведущий радостно обьявляет: "Раас!"
Гости разбирают палки, вот эти, которые я приняла за свечки.
Гости строятся в два круга, один внутри другого. И под мерную индийскую музыку две цепочки неторопливо двигаются по кругу в противоположных направлениях и танцующие лицом к лицу стучат крест-накрест палками! Похоже на нечто вроде древнего фехтовального ритуала.
Непрерывное движение по кругу продолжалось больше двух часов - размеренно, под музыку, и одновременно под грохот сотен палок. После такого танца точно впадешь в транс и увидишь кукольных богов в ярких одежках.
День второй. Написано "начало в девять", но мы пришли в полодиннадцатого и точно никуда не опоздали.
Зал был подготовлен к бракосочетанию. Гости валили валом в столовую на завтрак - опять загадочная кашица пяти сортов.
Жених, однако, в это время уже смирно сидел на помосте под балдахином и обряд бракосочетания уже шел во всю. Там родители невесты символически передавали ее жениху (без ее участия). Глядя на этих прости господи, каракатиц - мелких лавочников, уму непостижимо, как они могли породить такую красавицу. Какая тут к черту генетика!
Молодой хиндуистский священник добросовестно трудился, не покладая рук. Он вертелся безостановочно все шесть часов, пока шла церемония, и с лихвой отработал свои 251 доллар по прейскуранту храма. Почти всю церемонию он провел на корточках у ног брачующихся. Он в поте лица раскладывал какие-то фрукты, чего-то посыпал, чем-то мазал, откупоривал баночки-скляночки, возжигал, тянул куда-то белые полотенца, кого-то направлял и отправлял, и совершал массу загадочных действий.
Кстати, священника присутствующие понимали плохо - он вел службу на хинди, а семья говорит на гуджаратском. К моему изумлению, индусы из разных частей страны между собой говорят по-английски, потому что единого индийского языка у них нет.
Пока мать с помощью священника отгоняла злых духов от жениха, посыпая и поливая его какой-то сьедобной субстанцией, гости успели позавтракать и неорганизованно кучковались.
Родители невесты тем временем отошли на второй план и появились родители жениха. Священник усердно молился еще примерно час, согласно програмке, он просил благословения у бога Ганеши, веселого слона, а также молился девяти планетам и богам (множественное число!) брака.
Но вот гости стали рассаживаться. Неужели сейчас невесту приведут? "Ой, а вы сидите на стороне жениха" - посоветовала моя студентка, тоже индийская девушка в сари. Мы пошли за ней на сторону невесты и оказались среди маленькой группки европейски одетой неиндийской молодежи. Некотрых из них я узнала - мои бывшие студенты, ныне резиденты.
"Вы говорите по-русски?" - вдруг спросила девушка в маленьком черном платье.
"Вы меня не помните, я была в вашем классе, моя фамилия такая-то" - "я прекрасно помню эту фамилию, я все думала, кто это в моем классе с такой фамилией?"
"Нет-нет, вы не думайте, я посещала все лекции, я даже помню, о чем, они я просто боялась к вам подойти. Вы такая строгая, я не осмелилась. За четыре года здесь я так и не встретила ни одного русского".
Я была совершенно ошарашена - я, значит, с точки зрения студентов - злобный монстр? И как можно было здесь не нарваться на русских?
В этот момент мои бывшие студенты чутьем уловили, что речь идет о лекциях и защебетали "и я посещала, и я посещала". "А вот этот мальчик, - сказала студентка по-русски, - лекции не посещал, а учился лучше всех".
И тут все встали - ведут невесту. Жениха загородили простыней расшитой свастиками - чтобы раньше времени не обрадовался при виде невесты.
Cовсем по-западному, пошли детишки с корзинкой розовых лепестков, пошли подружки невесты, а вернее, тетушки-родственницы, и все отверулись от жениха, не знаю, это положено, или все просто заждались невесту.
Невеста под руку с "мамой" наконец зашли в зал. Мама - это на их языке брат матери, а не мама и даже не папа. Именно дядя по обычаю ведет невесту к алтарю. Индийские сари существуют в самых несочетаемых цветовых комбинациях, но костюм невесты традиционно красно-белый, хотя украшен фантастически богато. Да, много я видела невест за свою жизнь, но но эта была - ослепительнее всех на свете. Вот какая красавица у меня пипеткой трудилась!
Мужчины подняли невесту на плечи и внесли под хупу. Кульминационный момент - сейчас сдернут покрывало и жених впервые увидит невесту, а невеста жениха. Ура! они друг другу понравились! (шутка, молодые уже давно снимают совместную квартиру).
Толпа родственников рванула фотографировать - не пробиться, поэтому самый волнующий момент бракосочетания мы пропустили. Это обмен гирляндами, а не кольцами: она вешает гирлянду на него, а он на нее. Когда у них на шее гирлянды, они официально брачуются.
После этого таинства невесту усаживают под балдахином рядом с женихом. Балдахин - священное место, туда нельзя в обуви. Священник с озабоченным лицом на короточках продолжает свое непрерывное копошение и бубнение. Молодых берут за руки. На невесту поливают каким-то сладким сиропом, она cлизывает его с ладони. Под балдахином родственники с обеих сторон непрерывно толкутся вокруг молодых, повинуясь отрывистым жестам священника.
В зале жарко, гостям раздают воду. Народ понемногу покидает зал церемоний и разбредается для неформального общения. Тетки на первом ряду со стороны жениха, затягивают народную песню, вероятно, нечто вроде частушeк - поют и смеются.
Под непрерывное бубнение сидящего на полу священника вносят камень, а вернее - скамеечку, обтянутую белой материей. Невеста деликатно поднимает босую ножку и ставит ее на камень, символизирующий опору жизни. Это, значит, она, нежная птичка, теперь опора всей семьи.
Священник, в потy, не глядя протягивает руку и в нее вкладывают нечто вроде белого полотенца. Вообще церемония требует бешеное количество полотенец, их там под балдахином целый пакет. Мать невесты и сестра жениха суетятся вокруг, связывая эти полотенца (или не полотенца, а шарф?) узлом вокруг молодых. В програмке написано "мать невесты и мать жениха завязывают узлом полы одежды новобрачных, символизируя вечное единение".
Рядом моя студентка шепчет по-русски: "Ой, не все так гладко. Когда он привел ее к матери знакомиться, она так холодно ее встретила. Они ее не хотели - она из более низшей касты. Она так плакала, так плакала, ужасно. Но потом он настоял, и вот - да, свадьба".
Черт возьми, а земля-то круглая и одно и то же на ней и вверху, и внизу! Какого рожна вам надобно: из вашего роду-племени, красавица, умница, с ангельским характером, необыкновенной кротости девочка, да еще и - врач, да еще и богатая, да еще и единственный ребенок у родителей - все ей! Так нет, кастой не вышла!!! "Не хотим невесту не с нашего раёна". Слава богу, что ее родители здесь, его родители - во Флориде, а молодые в Нью Йорке, не будут их доставать.
Связав молодых узлом, священник зажигает приличных размеров лампадку (кто разрешил открытый огонь в помещении?). Молодые встают и в связанном виде семенят вокруг лампадки - семь раз. Священник подбрасывает в огонь благовония - валит густой дым, пахнет сильно, но приятно. Молодые продолжают семенить вокруг. Ритуал еще не закончен, но распорядитель тихо подходит к гостям и приглашает пообедать. Все идут в столовую за индийской едой.
Молодых снoва усаживают на трон под балдахином, священник бубнит и машет кисточкой. Как написано в програмке, молодые приносят семь клятв, которые представляут важные качества той жизни, которую будут вести молодые: Ананда (счастье), Дхарма (праведность), Кама (плодовитсть), Артха (процветание), Мокша (духовность), Гияна (знания), Бхакти (набожность).
Свекровь накидывает на невесту покрывало и водружает ей на лоб красный обруч.
Ритуал идет уже шесть часов, и непонятно, каким чудом жених и невеста вообще держатся на ногах. Гости в основном уже переместились в столовую на обед, но священник трудится на совесть. Жених мажет невесте лоб красной краской. Потом по программе идет обмен кольцами, но у балдахина остались только самые близкие родственники. После обмена кольцами молодым, наконец, разрешается слезть с баладахина и размотать шарф, которым они связаны.
Молодые измучены. Костюм невесты очень тяжелый, на нем стекляшки, золотая вышивка, на руках серебряные и золотые браслеты, на шее золотое ожерелье, в ушах тяжелые серьги, в волосах - золотые заколки, - килограм пятнадцать, по моим подсчетам. Жениху тоже несладко в тюрбане и глухом кафтане, расшитом золотом. Но надо, надо потерпеть. Роскошная, но изнурительная церемония оставляет отпечаток на всю жизнь . Что творится в душе у невесты, которую с такой пышностью и тщательностью вводят в новую жизнь? Yдар по психике похлеще военной присяги. Это тебе не речь работницы загса и проход под Мендельсона.
Фотографии новобрачных для толпы родственников. Просунуть туда свою камеру практически невозможно.
Молодые, которые уже шесть часов ничего не ели, а пили только воду, которую подсовывали родственники, проходят в столовую. Молодым предстоит ритуал взаимного кормления - сначала она его с ложечки, потом он ее.
Молодые выходят через ворота на улицу, и за ними идет толпа гостей. Жених с наслаждением снимает тюрбан, но невесте никаких поблажек.
К подьезду шофер подгоняет машину, украшенную цветами.
Невеста бросает букет в толпу и толстая девица в розовом ловит его. Наконец, родственники прощаются с невестой, и тут уж все предсказуемо: мать, конечно, плачет, сжимая единственного ребенка в обьятиях, невеста тоже плачет, жених от смущения не знает, куда деваться.
Молодые загружаются в машину, но священник еще не закончил рабочий день. Как известно, на еврейской свадьбе разбивают бокал, на русской - морду, а на индийской свадьбе разбивают кокос. Священник становится перед машиной и поджигает кокосовый орех, показывает его толпе восторженных родственников и швыряет кокос перед автомобилем. Кокос взрывается на куски, и автомобиль с хрустом проежзает по ним.
Вот теперь церемония закончена, жених и невеста, совершив круг почета, возвращаются в машине обратно к храму. Они еле-еле стоят.
Но это еще не конец. Сейчас невеста и гости переоденутся и через пару часов веселье будет продолжено. Будут опять танцевальные номера, всеобщие пляски, ужин с индийской едой, и даже алкогольные напитки. Правда, в самом храме это нельзя, их вынесут на улицу на столик. Говорят, что и на индийской свадьбе можно напиться. Мы не смогли пойти вечером, а жаль. Одна загадка - как хрупкий организм невесты выдерживает изнурительный свадебный марафон. Гостям уже стало дурно! Индусы железный народ, если они могут такое выносить по нескольку раз в год.
Да, а как насчет подарков? Никаких предметов, только конвертики, их склaдывали в корзинку (вот примерно такую, со свастикой).
До подарков мы не дотянули, это все случилось вечером, на свадебном веселье. Мы отдали конверт одной студентке и она опустила его. Ценность денежного подарка в большой семье весьма условна. Как обьяснил мне арабский мальчик (думаю, у индусов примерно так же), свадебный подарок - это переходящая денежная премия. Сегодня ты даешь им, завтра они ровно столько же дают тебе. Некоторые, как мы, исключены из кругооборота денежных сумм, вот, видимо, за счет их и получaется реальные деньги.
Мы вернулись с этой свадьбы, как с другой планеты. Единственное, чего там не было - это большого белого слона. Но потом я посмотрелась в зеркало и поняла, какую роль я сыграла на этом торжестве.