О Сокровенном

Oct 07, 2024 00:16

Годы идут, а я все еще делаю стойку на то, как мыслит этот человек.
Статья dyatil на ресурсе, который у меня открывается только через спец.примочку.

Преамбула: Во время отлива

Некоторое время назад уже писал, но никогда не вредно повторить самому себе прописное, тем более, что нельзя рассказывать об играх (да и о чем угодно) без какой-никакой, а аксиоматики. Собственно суть дела довольно проста. Мои убеждения как игродела можно сформулировать в трех тезисах:

1. Свобода выбора игрока внутри игры священна.
2. Соблюдение правил, о которых мы договорились перед началом игры, священно.
3. Связь мира и смыслов игры с миром и смыслами вокруг нас священна.

Остальное - рюшечки.

Теперь вроде бы неплохо разобраться, а что же это такое - священно, потому что ни к какой религии или культу это отношения не имеет, хотя резкое, даже провокативное слово было выбрано не случайно. Священно означает безусловно ценно, самоценно, что-то, что не требует обоснования.

Если у игрока нет свободы выбора, нет ни одного решения, которое ему надо будет принять в рамках некоего действа и от него в этом действе не зависит ничего - это либо не игра вовсе, либо (чтобы не ввязываться в бесконечное пережевывание что-такое-игра-а-что-такое-она-не) не те игры, которые мы делаем. Резко всплывшее мы - это я и мои коллеги по семинару и мастерским группам, с которыми мы обсуждали и проговаривали эти принципы.

То же касается соблюдения правил - конвенций, на которых покоится само существование игрового пространства, отличие его от не-игры, возможность совершения в этом пространстве чего-то важного. Если что бы то ни было, кроме жизни и здоровья людей извиняет человека нарушить эти правила - все, пространство рушится, игре конец. Разумеется, я не говорю о нарушении законов и общественных приличий, равно как и (см. выше) об угрозе жизнии здоровью. Эта простая гигиена должна лежать в основе конструирования правил. Но едва вы их сделали, признали правильными и объявили - до окончания игры, до естественного прохождения времени жизни игрового пространства не ломайте их сами и не давайте ломать другим.

Ну и последний принцип настолько прост, что и раскрывать его не очень понятно, как. Можно рассказать о том, что в основе игр, которые нам кажутся важными, а некоторые из них и практичными, всегда лежат отсылки к той или иной культуре. Можно написать, что без опоры на культурную норму или традицию игра лишается смысла в его простом, профанном толковании. Можно делать игры про докультурные феномены, но в обсуждении нельзя продолжать выть и рычать, нам надо будет поговорить по-человечески, обращаясь не только к только что полученному опыту, но и к опыту, получаемому человеком последние несколько лет. Ну, несколько тысяч лет, если быть точным.

В общем-то, набор трюизмов, но я благодарен, что вы нашли время ознакомиться с моими заблуждениями, лежащими в основе всего остального.



Завершение: Три задачи игры

РИ

Previous post
Up